Оркестр одиноких сердец: Вонгу Кар-Ваю — 60

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Сегодня исполняется 60 лет гонконгскому поэту от кинематографа — Вонгу Кар-Ваю, автору «Падших ангелов», «Чунгкингского экспресса», «Любовного настроения», «2046». Специально для Кино ТВ
о режиссёре — Андрей Карташов.

Герои «Любовного настроения», которых играют ослепительные Тони Люн и Мэгги Чун, узнают, что их супруги изменяют им друг с другом. У них тоже начинается роман, но герои ни разу не обменяются даже касанием. Полицейский в «Чунгкингском экспрессе» мучится после расставания с девушкой и влюбляется в контрабандистку в светлом парике. В «Падших ангелах» молчаливым киллером увлекается девушка, которая посылает ему заказы. Сентиментальность фильмов Вонга Кар-Вая бьёт наотмашь, даже когда он интерпретирует гангстерский жанр, она сродни поп-песням: можно принять циничную позу и посчитать, что всё это как-то глупо, но сердцу всё равно хочется танцевать. Вонг выстраивает пышные метафоры вокруг дешёвых забегаловок, злых улиц Гонконга с неоновыми огнями, даже вокруг консервной банки может (в «Чунгкингском экспрессе») или камеры наблюдения (в «Моих черничных ночах») — такая новая искренность иронической эпохи.


Вонг Кар-Вай — один из героев эпохи VHS, и, не в обиду будет сказано гениальному оператору Кристоферу Дойлу, его фильмам девяностых выпуклый экран лампового телевизора шёл больше, чем многим другим. «Годар эпохи MTV» — так был определён режиссёр на обложке одной из кассет.


Действительно: неровный, будто импульсивный монтаж Вонга напоминал о французской новой волне, но в то же время и о клипах, а некоторые сцены были сделаны как будто при помощи пульта от видеомагнитофона — на ускоренной перемотке или на паузах, составленные из серии стоп-кадров. Интересно было бы сейчас посмотреть «Чунгкингский экспресс» или «Падших ангелов» на мутной VHS-ке с английскими субтитрами и одноголосым переводом — кассеты давно стали ностальгическим объектом, но и сами фильмы Вонга во многом построены вокруг тоски по прошлому.

В Гонконге, как в России, девяностые были переходной эпохой — в 1997-м город из британской колонии превратился в часть КНР — но чувствительные сердца героев Вонга перемен не требуют и не ждут. Целую трилогию («Дикие дни», «Любовное настроение», «2046») режиссёр посвятил шестидесятым, временам своего детства, причём воссоздал их на экране с подробностью ретро; в последнем из этих фильмов есть и линия в далёком будущем, герой которой стремится в таинственное место, где никогда ничего не меняется, а значит, не может быть утрат и печали. Название этого утопического безвременья и заглавие самого фильма «2046» совпадают с годом накануне того, когда закончится пятидесятилетняя автономия Гонконга и он окажется в полной политической зависимости от Китая. Так время уничтожит целую маленькую страну — для Вонга это не столько политическая катастрофа, сколько личная, исчезновение с детства привычного ему мира с карты Земли.

Кадр из фильма «2046», реж. Вонг Кар-Вай

Те, кто населяет этот мир, связаны с ним сентиментальными узами, но то и дело пытаются сбежать: кто в Малайзию, кто в Калифорнию, кто вовсе в Буэнос-Айрес, как герои фильма «Счастливы вместе». Именно в девяностые стали много говорить о глобализации, а в «Чунгкингском экспрессе» она уже произошла. Действие первой части фильма происходит в Chungking Mansions, огромной трущобе в портовом районе Гонконга, населённой иммигрантами; в ней живут и работают люди сотни национальностей. Гонконг будто застрял между сторон света и ни к какой вполне не принадлежит, ему нет нигде места, как и самим персонажам фильмов Вонга. Здесь с китайскими фамилиями носят английские имена, подражают героям голливудских фильмов и слушают кантонские кавер-версии англоязычных песен. Даже в «Великом мастере», где действие происходит в 1930-е, плащи и шляпы героев явно отсылают к американским фильмам нуар, а саундтрек фэнтезийного «Праха времён» о древнем Китае основан на музыке Эннио Морриконе к спагетти-вестернам.

Мелодрамы и маленькие трагедии Вонга всегда как будто рождаются из духа поп-музыки, причём он не стесняется ставить некоторые песни по много раз в одном фильме. Меланхолическая кубинская песня Quizás, quizás, quizás в исполнении Нэта Кинга Коула задаёт ритм «Любовному настроению», шлягер The Mamas and The Papas о калифорнийской мечте определяет персонажа Фэй Вонг в «Чунгкингском экспрессе». У двух фильмов режиссёра даже названия совпадают с заглавиями хитов шестидесятых: «Пока не высохнут слёзы» — As Tears Go By, как у The Rolling Stones; «Счастливы вместе» — Happy Together, как в знаменитом сингле The Turtles. Иногда его сценарии кажутся импровизацией на музыкальную тему, и это почти так и есть: «Экспресс» был снят по недописанному сценарию за два месяца перерыва в съёмках «Праха времени». Годар говорил, что для фильма достаточно девушки и пистолета, Вонгу нужен музыкальный автомат с любимыми дисками.

Massive Attack на китайском, цветистые поэмы на сюжеты категории B, нелинейная драматургия с хаотически пересекающимися линиями — в девяностые такое называли постмодернизмом, и хотя само слово как-то вышло из моды, вонговская вычурность не стала хуже; просто она принадлежит своему времени. Но даже когда режиссёр уже в статусе немолодого классика обращается к большому стилю и престижному жанру исторического боевого кино в «Великом мастере», хорошо видно, что ему интереснее всего рассматривать отражения в дождевых лужах и постаревшее лицо Тони Люна, а не следить за сюжетом. Следующий его проект — сериал о китайской мафии в Сан-Франциско для Amazon, действие длится семьдесят лет — так Вонг оказался на малом экране, но не на MTV, а на плоском экране монитора. «Войны тонгов» могут стать, наверное, его «Однажды в Америке», но вряд ли там будут танцы на кухне бистро под старую американскую попсу — и когда мы будем смотреть сериал, в какой-то момент взгрустнётся, что ушло время этих танцев, но мы отмахнёмся от этой мысли как от глупой ностальгии.

Читайте также
«Гофманиада» — главный проект нового «Союзмультфильма»
«Гофманиада» — новый анимационный фильм легендарного мультипликатора Станислава Соколова. Самый большой проект, над которым работала студия «Союзмультфил...
Фестиваль Voices в Вологде — ещё один важный российский киносмотр
В Вологде завершился VIII международный фестиваль VOICES (Vologda Independent Cinema from European Screens) — ещё один региональный киносмотр, на&nb...
«Отдачу мы ощущаем постоянно»: зачем показывать фестивальное кино в эпоху Marvel и DC
Со вчерашнего дня в российском прокате каннский рекордсмен по оценкам критиков — «Пылающий» Ли Чан-дона и хит Санденса — «З...
Бег зайца через поля: день рождения фильма «Трюкач»
27 июня 1980-го. На экраны Америки выходит «Трюкач». Анастасия Белокурова вспоминает о головокружительном фильме Ричарда Раша, пролежавшем на&n...
Кофе и пистолеты: день рождения фильма «Прямо в ад»
«История крови, денег, оружия, кофе и сексуального напряжения» — это слоган припанкованного вестерна «Прямо в ад», вышедшего на экраны 26&...
До заката далеко: Роберту Родригесу — 50
Роберту Родригесу — 50. В девяностые он считался вундеркиндом, в нулевые остался взрослым ребёнком. О режиссёре написано немало, а&nb...
Также рекомендуем
3 сентября 1970 года состоялась премьера фильма Яромила Иреша «Валерия и неделя чудес». Картину про 13-ле...
Алексей Васильев рассказывает про свой идеальный фильм по Мураками.
В этом списке вы точно найдёте себе фильм на вечер.
3 сентября 1970 года состоялась премьера фильма Яромила Иреша «Валерия и неделя чудес». Картину про 13-ле...
Алексей Васильев рассказывает про свой идеальный фильм по Мураками.
В этом списке вы точно найдёте себе фильм на вечер.

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00