Время цыган: самое многочисленное этническое меньшинство не хочет быть просто кинофактурой

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники



8 апреля — международный день цыган. Отличный повод вспомнить приключения этого замечательного и удивительного народа на киноэкране и одновременно задаться несколькими неприятными, но важными вопросами.


Не так давно на TIFF 2017 разыгрался скандал: компания BBC Films объявила, что собирается экранизировать автобиографический бестселлер Майки Уолша «Цыганский паренёк», а на одну из двух главных ролей этого крайне сентиментального романа-воспитания и гей-драмы по совместительству пригласила Бенедикта Камбербетча.

Ну и в чём, собственно, проблема, удивится читатель. И будет неправ. Безусловно талантливый, да чего там, выдающийся актёр Камбербетч — не только белый, но, увы, ещё и аристократического происхождения, играть цыганского барона по новому мультикультурному этикету ему не комильфо. Не пристало представителю элиты изображать страдания выходца из самых деклассированных кругов/низов, особенно учитывая, что именно в Великобритании положение GRT (Gypsy, Roma and Traveller) более чем плачевно, англичане дискриминационными порядками выделяются даже на общеевропейском тревожном фоне.

В этой связи не лишним будет вспомнить, что один из самых важных романов английской литературы «Грозовой перевал» (14 кино- и телеадаптаций, все без исключения далеки от стандартов политкорректности) повествует о нравственной трансформации персонажа именно цыганских кровей: байронический злодей-ренегат Хитклифф — совершенно точно главный безродный космополит МХК. Однако за последние 25 лет британский кинематограф разродился дай Бог тремя картинами, в которых речь идет о кочевом этническом меньшинстве. Образцовая докудрама «Пави Лакин» Перри Огдена, буквально пенящийся клише «Великан-эгоист» Клио Барнарда и в меру убедительная «Афера по-английски» с Майклом Фассбендером и Бренданом Глисоном, условно олицетворяющими два полюса цыганских чаяний: болезненная ассимиляция и теневое существование вне закона. Это если не считать довольно стыдных с правозащитной точки зрения шуток на цыганскую тему в «Большом куше» Гая Ричи.


Цыгане в кино — не тема, а жанр, поскольку драматургически большинство фильмов о вольнолюбивом народе схожи вплоть до copy/paste. Причина тому известна: см. учебник истории, гонения и репрессии против цыган, будь то СССР и страны соцлагеря, как бывшая Югославия, Венгрия, Румыния, или Западная Европа, или, напротив, Магриб — везде один и тот же грустный сценарий. Даже если не вспоминать кровавый период Второй мировой (массовое уничтожение цыган нацистами в Германии и странах-союзниках Третьего рейха, по последним подсчетам, около 1 500 000 человек за период с 1935-го по 1945 год, так называемый Параимос — термин, предложенный активистом Янко Хэнкоком), то и в послевоенные годы, и в наше время ситуация была и есть критическая: от указа Президиума Верховного Совета СССР 1956 года «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством» до недавних «Дублинских соглашений». Так, последний, чрезвычайно медиатизированный скандал президентского срока Франсуа Олланда как раз связан с принудительной высылкой цыганского семейства из Франции в Косово. Он получил название «Дело Леонарды» по имени девочки-подростка, которой главе государства пришлось звонить по скайпу и извиняться на глазах у всей нации.

Удивительно, но факт: в тоталитарной системе цыганам лучше удалось сохранить свои традиции, в бесправном обществе социальные нужды меньшего из меньшинств до такой степени не занимали руководство страны, что пресловутый процесс ассимиляции не успел толком затронуть эту этническую группу, цыгане существовали в поле зрения общества либо для услады «колониалистов» как короли песни и пляски в театре «Ромэйн», либо как ОПГ, борьба с которой велась в рамках кампании против тунеядства, нетрудовых доходов и прочей антисоветской деятельности. В «цивилизованном мире» о цыганах как бы пытались заботиться, приручая их, словно диких зверьков к клетке, однако принудительная социализация стала не меньшим травматизмом, чем расистские стратегии «тёмных времен».

Потому и в кинематографе цыганский вопрос решён схематично, весь массив фильмов уместно разделить на три категории. Первая и самая спекулятивная рассказывает о цыганах сплошь языком экзотизмов, действие разворачивается внутри племени/табора/деревни, катализатором всегда служит любовный опереточный конфликт, авторы в романтическом порыве не чураются, к примеру, посконной мизогинии, возводя в культ доисторические инстинкты протагонистов. Таков хорошо знакомый отечественному зрителю «Табор уходит в небо» Эмиля Лотяну, запомнившийся откровенными сценами с участием секс-символа эпохи Светланы Томы. Или «Цыганское волшебство» Столе Попова, или «Я даже встретил счастливых цыган» Александра Петровича.


Вторая категория концентрирует внимание аудитории на конфликте цыган с миром внешним: поданный в наивном мелодраматическом ключе тот или иной отщепенец-сирота, будто сошедший со страниц «Без семьи» Гектора Мало, терпит удары судьбы, персонифицированной подлыми белыми братьями. Целую карьеру на подобных фильмах сделал режиссёр Тони Гатлиф, франко-алжирец цыганского происхождения, присвоивший себе тему страданий народа-изгоя. Типичный образец — «Мондо» (1995) о скитаниях цыганского юноши в осенней неприветливой Ницце, в главной роли — Овидиу Балан, сыгравший также в «Бродягах» Дени Шуинара и Николя Вадимоффа. «Мондо» полон ходульных злодеев и резонёров, каждое новое несчастье Мондо озвучено фольклорным шлягером.

Наконец, третья и самая интересная в художественном плане категория картин препарирует цыганскую онтологию по правилам хоровой трагедии/комедии — своего рода симбиозом древнегреческой эпики и брехтовской драмы является творчество Эмира Кустурицы, главного популяризатора «звона монист» на широком экране.


Пожалуй, самый глубокий разговор о цыганской доле получился у венгров Миклоша Янчо и Бенса Гуонгосси, снявших в 1997 году очень разные по духу фильмы. Документальная трилогия, антропологическое исследование, совсем не зацикленное на избранности цыган, подчеркивающее то общее, что характеризует эволюцию их положения в европейском обществе, допустим, с евреями — «Зелёный лес», «Зелёные горы», «Удача приходит и уходит» Янчо и игровой «Романи Крис», вольная экранизация «Короля Лира», опять же интересующийся общечеловеческими аспектами кочевой жизни, а не туристическими зарисовками.

Из последних заходов в цыганскую тему можно вспомнить участника прошлогоднего берлинского кинофестиваля «Джанго» — конформный байопик гениального гитариста Джанго Рейнхардта с Редой Катебом в главной роли, почему-то не вызвавший нареканий у прогрессивной прессы, хотя Катеб тоже не цыган, а алжирец, но, видимо, все не белые на одно лицо, а значит, сие этническое допущение не так оскорбительно.

Увы, основным ориентиром для берущихся за цыганскую тему авторов по-прежнему продолжает выступать «Грек Зорба». Большая часть фильмов Тони Гатлифа и особенно «Гаджо Дило» о приключениях французского музыковеда в румынской глубинке сразу после свержения Чаушеску трактуют цыган как народ песни и пляски, благородных дикарей, способных вернуть погрязшего в цинизме носителя разрушительного прогресса европейца к истокам — простым радостям жизни, смиренному приятию смерти, любви, которой дышит природа, а значит, и человек, её венец. Ничего более лицемерного и представить трудно цыганская фактура нужна кинематографу качестве экзотической приправы. Между магией и трагедией либо ряженые, либо парии. Удобный символ свободы, примиряющий с несвободой. И вперёд за звездой кочевой.


Читайте также
Люди и звери: венгерское кино вчера и сегодня
С 3 по 8 апреля в Москве проходит фестиваль венгерского кино CIFRA: хороший повод, чтобы кратко вспомнить историю венгерского кино, а...
Автор прав. Памяти Мартина Лютера Кинга
Ровно 50 лет назад в Мемфисе, штат Теннесcи, убили Мартина Лютера Кинга. Мы могли бы вспомнить, что этот скромный в жизни, но пр...
Азбука киномана: простые советы, как стать подготовленным зрителем
Как правильно выбрать фильм на выходные, поддержать разговор о кино и показать друзьям, что вы в нём разбираетесь?Советует Наталья Се...
«Будь я Богом, я бы не верил в себя». Сержу Генсбуру — 90
2 апреля 1928 года родился Люсьен Гинзбург. Весь мир знает его как Сержа Генсбура — режиссёра, актёра, музыканта, плейбоя, человека, изменившего поп...
Скованные одной сетью: как кинематографисты выясняют отношения в фейсбуке
Зинаида Пронченко высказывается о серии публичных склок режиссёров, кинокритиков и зрителей в социальных сетях.Фейсбук* как зеркало русской стагнации/деградац...
Дэвид Кроненберг: Фантомные боли
Дэвиду Кроненбергу — 75, повод поздравить и повод сообщить, что фильмотека Кино ТВ пополнилась двумя последними лентами режиссёрами: «Космополи...
Также рекомендуем
В российский прокат выходит картина «Игры шпионов» про полковника ГРУ Олега Пеньковского, который в годы холодной войны...
Что нужно сделать, чтобы однажды о тебе сняли фильм? Трудно подобное спланировать заранее. Однако сего...
В российский прокат выходит картина «Игры шпионов» про полковника ГРУ Олега Пеньковского, который в годы холодной войны...
Что нужно сделать, чтобы однажды о тебе сняли фильм? Трудно подобное спланировать заранее. Однако сего...

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00