«Зомби по имени Шон»: не произноси слово на букву «з»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо фильма «Зомби по имени Шон», StudioCanal

20 лет назад в мировой прокат вышла культовая комедия Эдгара Райта, ставшая первым фильмом в так называемой трилогии «Три вкуса “Корнетто”» и ещё шире — чуть ли не первой картиной в жанре зомби-ромкома. Роман Волынский разбирается, в чём секрет успеха британской истории о двух великовозрастных оболтусах.

Шон в исполнении Саймона Пегга просыпается дома после очередной пьянки в кондовом баре «Винчестер». В гостиной его уже встречает собутыльник и лучший друг, персонаж Ника Фроста, раскинувшийся перед теликом с приставкой в руках. И жизнь не так уж плоха. Но на улицах Лондона происходит что-то странное: брошенные машины с орущей сигналкой, кровь на витринах, мычащие люди с пустым взглядом. Шон и его друг не прислушиваются даже к Моррисси, который напевает из телека: «Panic on the streets of London». Но вскоре зомби стучатся к ним в дом, и Шон придумывает план по спасению: собрать всех друзей и близких в самом безопасном месте — баре «Винчестер».

Не секрет, что Эдгар Райт и Саймон Пегг придумали «Зомби по имени Шон», вдохновившись классической зомби-трилогией Джорджа Ромеро. Помимо названия, первое, на что обращаешь внимание, — ковыляющие и неуклюжие мертвяки, сбивающиеся в стаи. Для зрителя того времени это было нечто сродни возвращению к корням: к 2004 году в моде было представление о зомби как о маневренных и быстрых существах — из-за фильма «28 дней спустя» и франшизы «Обитель зла».

Кадр со съёмок фильма «Зомби по имени Шон», StudioCanal

Райт возвращается к трушным зомби и открывает для себя широкое поле для гэгов: герои Пегга и Фроста словно вечность кидаются музыкальными пластинками в надвигающийся труп девушки, параллельно выбирают, кем пожертвовать из коллекции, — такой комментарий развлекает не только фанатов зомби-фильмов, но и меломанов. Под раздачу тогда попал альбом Diamond Life группы Sade. По словам Райта, Шаде Аду — одна из немногих, кто из музыкантов отличился самоиронией. Позже режиссёр в знак уважения включил песню Sade в саундтрек к фильму 2010 года «Скотт Пилигрим против всех».

Но вернёмся к названию, которое в оригинале звучит как Shaun of the Dead, а фильм Ромеро 1978 года — Dawn of the Dead («Рассвет мертвецов»). Очевидная перекличка работает сразу на двух уровнях: как оммаж и как провозглашение собственной темы фильма. Это делает зомби-апокалипсис Райта своего рода комедией со вторым дном. Напомню, каждая часть трилогии Ромеро имеет сильный критический заряд. «Ночь живых мертвецов» посвящена расовой проблеме в Америке 1960-х годов, «Рассвет мертвецов», действие которого происходит в торговом центре, затрагивает тему консьюмеризма, а «День мертвецов» — милитаризации 1980-х.

Кадр из фильма «Зомби по имени Шон», StudioCanal

Райт подхватывает волну и в названии намекает, кто выступит на этот раз в роли объекта «критики». Хоть Шона за весь фильм никто не укусит, здесь речь идёт о метафорической зомбификации британцев, которую исследователи связывают с ростом «отупляющей» экономики услуг после правления Тэтчер.

Коротко говоря, рутинный образ жизни Шона, который работает консультантом в магазине техники, ничем не отличается от не-жизни зомби. За такую пассивность герой Пегга получает по голове от своей девушки Лиз, которая со слезами упрашивает его выбраться из района и провести вечер где-то кроме занюханного «Винчестера».



Автоматизм жизни Шона комично проявляется в деталях: он дважды запинается об один и тот же бордюр, не замечает кровавые следы в магазине, даже когда поскальзывается на них.


Более того, Райт визуально подчёркивает «зомбированность» Шона, когда как минимум дважды снимает заспанного и зевающего героя в тех же ракурсах, что и настоящих мертвяков. Самое забавное — в финале, когда Шон садится играть в приставку с обернувшимся в зомби другом. Зритель понимает, что для этой парочки ничего принципиально не изменилось — что живой, что не живой.

Но, пожалуй, главное, что делает фильм столь оригинальным, — это отнюдь не пародия на зомби-апокалипсис, а романтическая история, разыгранная в декорациях. Напомню, мертвяки выползают на улицу в тот момент, когда Лиз бросает Шона. И в классическом голливудском ромкоме герой после брейкапа начинает действовать, пускай и нелепо, чтобы вернуть расположение возлюбленной. 

Кадр из фильма «Зомби по имени Шон», StudioCanal

Райт и здесь подшучивает над американской традицией: Шон не в состоянии даже забронировать столик в ресторане. Поэтому единственное, что заставит его проявить «благородные» качества, — угроза вымирания человечества. Получается, что Райт организовал апокалипсис, чтобы раздолбай Шон помирился с подружкой. Такой вот пресловутый британский юмор.

Первоначально Райт хотел дать картине самое английское название, которое только можно придумать, — «Время чаепития мертвецов». За весь фильм никто так и не успеет притронуться к чаю, зато Райт и Пегг обшутят другие национальные штампы — просиживание штанов в пабах, Queen, маниакальную любовь отца Шона к его «ягуару». А фанаты абсурдистской комик-группы «Монти Пайтон» легко заметят, как «Шон» разбирает на цитаты великий скетч-сериал «Летающий цирк».

Всё-таки какими бы зомби ни казались интернациональными — ведь какая разница, какой национальности мёртвые, — они есть продукция американской массовой культуры. И, возможно, главный успех фильма в том, что Райт столкнул зомби именно с пьяными британскими раздолбаями, а не с очередным крутым парнем.

Читайте также
Ослепительный триумф «Оппенгеймера»: о лучшем фильме «Оскара-2024»
Как Кристофер Нолан снял главную картину кинопремии этого года.
Джонатан Глейзер: интимный во всех смыслах
Симбиоз жести, эстетства и растерянности.
Как перестать бояться аниме и полюбить японскую мультипликацию
Вливаемся в азиатский культурный пласт и не теряемся в его многообразии.
Кристофер Нолан, Эмма Стоун и пёс Месси: итоги «Оскара-2024»
Первая победа Роберта Дауни — младшего и Райан Гослинг с I'm Just Ken.
История отечественного стриминга: Часть 7. START
Делаем для других, как если бы делали для себя.
Также рекомендуем
«Райт впервые перестаёт контролировать каждый метр своего киномира и отдаётся на волю иррациональному», — на Вен...
В Юте завершился кинофестиваль «Сандэнс», проходивший в этом году в гибридном формате — о...
Фото: кадр из фильма «Скотт Пилигрим против всех» Специально для телеканала КИНОТВ кинокритик и гик...
«Райт впервые перестаёт контролировать каждый метр своего киномира и отдаётся на волю иррациональному», — на Вен...
В Юте завершился кинофестиваль «Сандэнс», проходивший в этом году в гибридном формате — о...
Фото: кадр из фильма «Скотт Пилигрим против всех» Специально для телеканала КИНОТВ кинокритик и гик...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00