«Что, если искусственный интеллект совершенно не беспокоит его “искусственность”?»: интервью с Когонадой, режиссёром фильма «После Янга»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

16 февраля в прокат выходит «После Янга», второй фильм Когонады, режиссёра, изначально прославившегося своими видеоэссе об Одзу, Брессоне, Уэсе Андерсоне и других великих режиссёрах. Простая история из ближайшего будущего, в которой отец семейства в исполнении Колина Фаррелла пытается починить робота-няню, оборачивается трогательной драмой о поиске идентичности и о реальности наших воспоминаний. Артём Макарский поговорил с режиссёром о написании сценария, пародии на Вернера Херцога и его восприятии времени.

Прим. редакции: интервью было взято в феврале 2022 года. С тех пор на Apple TV+ успел выйти отличный сериал «Патинко» («Дорога в тысячу ли»), для которого Когонада снял половину серий, Колин Фаррелл ролями в «Банши Инишерина» и «Бэтмене» утвердил свой статус одного из лучших современных актёров, а Мицки, исполняющая песню на титрах, получила номинацию на «Оскар» за песню из «Всё везде и сразу» — но в интервью вопросов об этом нет.

— По сравнению с рассказом «Прощаясь с Янгом» из сборника Александра Вайнштейна «Дети нового мира» в фильме история выглядит совсем иначе — например, Янг кажется куда более эмпатичным и человечным. Когда вы взялись за сценарий, что вам захотелось сразу поменять в этой истории?

— Конечно, я понимал, что сценарию сразу потребуются изменения, это было необходимо. Фильм должен был расширить короткий рассказ — при этом, надо сказать, сама его завязка мне очень понравилась. События рассказа происходят в течение одного дня — в нём мужчина просто пытается починить семейного робота, и в ходе воспоминаний, появляющихся по ходу сюжета, он начинает чувствовать с этим роботом связь. Сначала он просто думает о нём как о каком-то сломанном приборе, но потом он начинает чувствовать нечто давно забытое.

«После Янга», реж. Когонада

Я решил взять только основу истории и расширить её — в первую очередь в длительности, не ограничиваясь всего лишь одним днём. Также я решил подумать: а кем вообще может быть Янг? Мне показалось, что у Янга может быть какая-то тайна. Таким образом открытие, к которому должен был прийти Джейк, герой Колина [Фаррелла], было бы связано не только с совместными воспоминаниями. Это открытие ещё бы и заставило Джейка задуматься о чём-то более глубоком, в том числе о течении времени. Обо всём этом я размышлял скорее как будущий зритель, а не автор сценария, пытающийся уместить в тексте свои собственные идеи и переживания — просто подумал о том, что так было бы интереснее для самого фильма.

— Как в сценарии появилась линия о прошлом Янга?

— Всё произошло довольно органично. Мне кажется, само написание сценария было моей попыткой понять Янга — но при этом я пытался держать с ним дистанцию, не до конца раскрывать его. Время от времени из-за этого я практически ощущал себя Джейком — пытался ощутить, нет ли чего-то, чего я ещё не знаю об этом роботе. Ведь у него, на первый взгляд, всего одно предназначение? И ему, наверное, всего семь лет?

«После Янга», реж. Когонада

Но чем больше я узнавал о Янге, тем интереснее для меня была следующая идея: что, если этот робот уже был в употреблении? И что, если он прожил целую жизнь? Затем я сделал ещё один шаг и подумал: что, если в этой жизни у него был кто-то важный? И уже потом я попытался придумать, какой в принципе может быть история этого важного человека. Я в целом так и пишу: я не знаю наверняка все ответы — и просто стараюсь следить за тем, куда меня ведёт история.

— В этой линии есть реплика, которая мне кажется очень важной для всего фильма: о том, что Янг никогда не спрашивал себя «Я человек?», только «Я китаец?». Тема идентичности — центральная в «После Янга». Вам это близко?

— Да, конечно. Когда я начал думать о Янге и том, каким он может быть… Рассказ, давший фильму основу, написан автором без азиатских корней — и эта тема была не так сильно вплетена в его историю. Но когда я, режиссёр-азиат, начал адаптировать рассказ, меня заинтриговала сама идея робота-азиата: что вообще может означать эта фраза? Так я понял, что «азиатскость» в данном случае — конструкт. Кто-то ведь создал для Янга этот тип идентичности, этот тип этнической принадлежности. И вот это для меня очень интересно. Мы все видели довольно много фильмов о том, как искусственный интеллект хочет стать человеком. И о том, что быть человеком очень непросто: у нас куча экзистенциальных вопросов, беспокойств, да и вообще — просто очень сложно. Это все мы давно знаем.

«После Янга», реж. Когонада

Но что, если искусственный интеллект совершенно не беспокоит его «искусственность»? Что, если его беспокоит его сконструированная идентичность? Я думаю, многих из нас вообще волнует вопрос идентичности — и того, как мы воспринимаем мир вокруг нас, как и того, какими хотят видеть нас люди. Множество этих восприятий навязаны нам — и мы постоянно боремся за то, что считаем аутентичным, присущим именно нам. У многих из нас есть тяга к ощущению места, причастности к чему-то — и вот так Янг пытается понять все эти вещи, ощутить их, пусть даже и через свои воспоминания. Но при этом я думаю, что и Джейк точно такой же. Мне кажется, Джейк потерян и пытается на самом деле спасти не Янга, а в какой-то степени себя.

— Это ощущение потерянности хорошо проявляется в сцене с чаепитием: Джейк говорит, что он уже не знает точно, действительно ли ему нравится вкус чая, да и что ему вообще нравится.

— Да, в фильме всего два человеческих воспоминания, всё остальное — только то, что помнит Янг. Но тут, что важно, мы видим именно то, что помнит Джейк. Во время съёмок «После Янга» я пытался работать с тем, как работает память, как эти картины из прошлого постоянно видоизменяются. И для Джейка эта сцена с чаем — как и сам чай — очень много значит. Потому что это часть его поиска смысла в окружающем мире, чего-то, что будет важным только для него.

«После Янга», реж. Когонада

Именно в этот момент он чувствует свою близость к Янгу. Внезапно он забывает, что перед ним робот. И потом, когда они оба выпивают чай и он слышит, как чай просто булькает внутри искусственного тела Янга, он снова дистанцируется от него — и снова теряет часть своей идентичности, связанной с чаем. Мне самому это очень знакомо, я чувствую примерно то же самое по отношению к кино. Фильмы — одна из первых моих влюблённостей. И по мере того, как они становятся моим делом жизни, иногда я забываю о том, как и почему они дарят мне радость. У Джейка явно есть такая проблема.

— Любовь к чаю проявляется в Джейке ещё и через неожиданный момент: он пародирует Вернера Херцога и то, как он рассказывает о чае.

— Да, это потрясающий момент — Колин справился просто прекрасно! На самом деле он даже нарочно сделал эту пародию неидеальной — потому что ему показалось, что идеальная у Джейка просто не получилась бы. По-моему, я поделился с Колином этим фильмом, это настоящая документалка, называется All In This Tea (фильм Леса Бланка и Джины Лейбрехт. — Прим. ред.). И Вернер Херцог действительно сказал всё это в кадре.

— Я бы хотел вернуться к вашей любви к кино. В «После Янга» звучит кавер на песню из фильма «Всё о Лили Чоу-Чоу» — насколько для вас он важен?

— Ох. Это один из тех фильмов, что остаются с тобой навсегда после первого просмотра. И песня тоже — я часто о ней думаю, возвращаюсь к ней, переслушиваю. Когда я писал сценарий, я решил, что хочу сделать одно из воспоминаний Янга воспоминанием о концерте. Но что там будут играть? Я сразу подумал про Glide — ведь она звучит в фильме об отчуждении, о желании принадлежать к чему-то, чувствовать с кем-то родство. Мне кажется, в интонации «Всё о Лили Чоу-Чоу» есть что-то, что подходит и моему фильму — всем этим размышлениям об оторванности Янга от остальных.

— Кажется очень удачным, что эту песню в фильме исполняет именно Мицки, — темы её собственных песен очень близки фильму. Как вы решили, что именно она должна спеть Glide?

— Да, я большой фанат Мицки, и вы совершенно правы: все её песни — о попытках встроиться, они очень сырые, очень правдивые. Когда я думал о том, что было бы отлично использовать песню из «Всё о Лили Чоу-Чоу», чтобы подчеркнуть тематику своего фильма, её кавер был моей мечтой. Я понимал, что её исполнение будет безупречным, и я пытался, хоть и немного эгоистично, сделать всё, чтобы моя мечта осуществилась.

«После Янга», реж. Когонада

И когда мы связались с ней, то оказалось, что, когда «Всё о Лили Чоу-Чоу» вышел на экраны, она как раз была в Японии — и что как фильм, так и песня очень многое для неё значат. Она была в восторге от идеи! Насколько я помню, она в этот момент была в туре, но сразу сказала: не переживайте, я запишу этот кавер. Это заняло некоторое время, но, как видите, у неё всё получилось.

— В самом начале разговора вы говорили о том, что хотели заставить Джейка и зрителей фильма задуматься в том числе о течении времени. Мне вообще кажется, что время для вас — одна из самых важных категорий: так было и в «Колумбусе», и в «Янге». Это очень медленные фильмы со своим собственным отношением ко времени — они погружают в себя, заставляют тебя забыть о том, что ты в кинотеатре или смотришь фильм на ноутбуке или телевизоре.

— Чёрт, даже не знаю, как вам ответить, но это очень приятно слышать. Думаю, это связано с тем, что именно такие фильмы мне обычно и запоминаются — фильмы с иным, очень особенным ощущением времени и темпа. При этом надо сказать, что темп фильма для меня — такая субъективная штука. Мне кажется, когда я делаю кино, то делаю его таким, какое хотелось бы посмотреть мне самому. Оно может быть неидеальным, но мы все стараемся стремиться к лучшему — но да, это именно те фильмы, которые мне интересны в первую очередь как зрителю. Я уверен, что это заметно.

Когда я выхожу из кино после фильма, который мне очень понравился, то ощущение выдуманного мира, которое он мне дал, продолжает со мной резонировать ещё какое-то время. Иногда это длится месяцы, если не годы — есть фильмы, которые я бы назвал неотъемлемой частью себя, и всё благодаря их особому ритму. Поэтому услышать такое о собственном кино — высший комплимент и то, к чему я стремлюсь.

Читайте также
Художник-постановщик Пётр Балабанов об отце, первых проектах в России и планах на будущее
Пётр Балабанов в России работал художником-постановщиком на картинах «Ничья» и «Мит...
Виржини Эфира: про свою героиню и фильм «Двойной обман Мадлен Коллинз»
Виржини Эфира играет женщину, которая умудрилась создать для себя две жизни.
«Нас всех преследуют навязчивые мысли»: режиссёр Доминик Молль о своём новом фильме «Таинственное убийство»
«Таинственное убийство» — история, ломающая все каноны криминального детектива.
Также рекомендуем
С 20 мая в российский прокат выходит картина «Конец фильма» режиссёра Владимира Котта. Это история «кино про кино», кото...
На минувшей неделе в Россию приезжал Филип Грёнинг — один из самых непростых и оригинальных режиссёров Европы. В столице...
С 20 мая в российский прокат выходит картина «Конец фильма» режиссёра Владимира Котта. Это история «кино про кино», кото...
На минувшей неделе в Россию приезжал Филип Грёнинг — один из самых непростых и оригинальных режиссёров Европы. В столице...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00