Эхо фестиваля «Послание к человеку»: 5 фильмов, которые необходимо увидеть 

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фестиваль «Послание к человеку» славен не только прекрасными документальными, анимационными и экспериментальными работами. Его спецпоказы и программа «Кино Сверхреальности» — редкая возможность увидеть на больших экранах Петербурга главные авторские хиты сезона. Максим Ершов делится впечатлениями о новых фильмах живых классиков и талантливой молодёжи. И если вы ещё не смотрели эти картины, то очень надеемся, такая возможность всё же ещё представится! 

«Мальмкрог» («Malmkrog»), реж. Кристи Пую, Румыния, Сербия, Швейцария, Швеция, Босния и Герцеговина, Северная Македония, 2020 («Кино Сверхреальности»)


Мальмкрог — уединённая деревня в заснеженных трансильванских горах, словно бы спрятавшаяся от мирской суеты. Вот-вот начнётся XX век. Помещик Николай (Фредерик Шульц-Рихард) собирает гостей: генерала Антона Николаевича (ему настолько быстро станет плохо, что в грядущих спорах он участия принять не успеет), его жену Ингриду (Диана Сакалаускайте), политика Эдуарда (Уго Бруссо), княгиню Ольгу (Марина Пали) и светскую львицу Мадлен (Агате Бош). Где-то рядом ходит прислуга под предводительством дворецкого Иштвана (Иштван Теглас). У них своя жизнь. Все достопочтенные господа бродят по комнатам и саду поместья, сидят за столом и ведут бесконечные беседы о войне, христианстве, современном варварстве и цивилизации. Чаще слышен французский — язык русской аристократии того времени, но случаются и переходы на английский, немецкий, румынский и «великий и могучий».

За свою новую картину Кристи Пую удостоился награды «Лучший режиссёр» в программе «Столкновения» Берлинского фестиваля. «Мальмкрог» — экранизация написанных в 1899-м «Трёх разговоров о войне, прогрессе и конце всемирной истории» Владимира Соловьёва. Лента выполнена в удивительном жанре фильма-разговора. Текста так много, что зрителю порой трудно успеть оторвать глаза от субтитров и вглядеться, например, в интерьер дома. Из ноября 2020 года она выглядит пророческой — премьера состоялась до начала пандемии COVID-19. Мир вот-вот пошатнётся: сокрушит его если не XX, то уж гарантированно XXI век. А в чистилище можно всласть насладиться разговорами на вечные темы. Торопиться некуда.

«Дни» («Ri zi» / «Days»), реж. Цай Минлян, Тайвань, 2020 («Кино Сверхреальности»)


Кан (Ли Каншэн) мучается от болей в спине и не только. Чего он только не перепробовал! Волшебные согревающие иглы, воткнутые в кожу, выглядят пугающе. Ещё чуть-чуть, и пациент загорится. Мужчина приехал на лечение в Бангкок, здесь он никого не знает и томится от скуки. В это же время и в том же городе более молодой герой по имени Нон (Анон Хонхынсай) моет зелень и рыбу. Как-то раз он придёт делать Кану массаж. Короткое знакомство закончится сексом, на память о себе мужчина постарше оставит парню шкатулку с чарующей мелодией.

«Дни» — возвращение Цай Минляна в большое кино. Картина впервые была показана в основном конкурсе Берлинского фестиваля. До неё тайваньский классик не снимал полнометражных фильмов семь лет. Открывает ленту надпись: субтитров не будет, перевода нет намеренно (звучит как ироническая издёвка). «Дни» фактически лишены диалогов, это кино в чистом виде, визуальное искусство, коим оно изначально и задумывалось. Цай не зря так увлекается видеоартом, не требующим слов и отказывающимся от нарратива как такового. Это цепочка перетекающих из одного в другой эпизодов, несколько коротких встреч, несколько дней. Каждый из мужчин одинок по-своему. Кажется, что монтажа нет вовсе, а тайванец, как и другие мэтры медленного кинематографа, старается зафиксировать время. Ли Каншэн фактически играет самого себя (у него в последнее время и правда большие проблемы со здоровьем), а Анон Хонхынсай — непрофессиональный актёр, с которым режиссёр познакомился на рынке. 

«Конференция» («Conference»), реж. Иван И. Твердовский, Россия, Эстония, Великобритания, Италия, 2020 (Спецпоказ)


С момента захвата театрального центра на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост» прошло 17 лет. Это событие успело выветриться из памяти не только простых граждан, но даже тех, чьи родственники так и не вернулись домой. Облачённая во всё чёрное Наталья (Наталья Павленкова) тот день забыть не может и другим не позволит. Она потеряла сына, а её семья так и не смогла восстановиться от страшного потрясения. Женщина ушла в монастырь, её муж недавно перенёс инсульт и теперь парализован, дочь продолжает таить обиду на мать. Наталья проводит в том самом страшном месте вечер памяти, на который собирает выживших заложников. В договоре на проведение мероприятия нет слов ни о поминальной службе, ни о сеансе коллективной психотерапии с проговариванием травмы, нет, это просто конференция.

Лента Ивана И. Твердовского, 31-летнего и всё ещё молодого режиссёра, сначала участвовала в программе «Дни авторов» Венецианского фестиваля, а затем удостоилась приза за сценарий на «Кинотавре». Ранее отечественное художественное кино не обращалось к теме терактов, происходивших в начале нулевых. «Конференция» — картина очень важная, нужная и смелая. Она не боится говорить о нашей короткой памяти и желании замолчать всё на свете. К чему бередить старые раны?.. Уже успели появиться новые. Твердовский обходится без выстрелов и крови, это реконструкция событий через слова очевидцев. Запредельный эмоциональный накал достигается за счёт воображения и атмосферы места, в котором случился захват заложников. Как вообще в наши дни правильно разговаривать о незаживающих травмах общества? Молодой автор предлагает свой вариант.

«Начало» («Beginning»), реж. Деа Кулумбегашвили, Грузия, Франция, 2020 («Кино Сверхреальности»)


В молельный дом свидетелей Иеговы прямо во время службы прилетают несколько коктейлей Молотова. Люди, к счастью, не пострадали, а вот здание сгорело и восстановлению не подлежит. Провинциальные жители, придерживающиеся других религиозных воззрений, к сектантам относятся с ненавистью. Местный пастор Давид (Рати Онели, он же соавтор сценария) уезжает в Тбилиси, чтобы выбить у старейшин деньги на строительство нового храма. Жена Давида Яна (Ия Сухиташвили) остаётся наедине с сыном Георги и своими мыслями. Впервые за много лет она начинает сомневаться, что сама выбрала такую патриархальную жизнь среди гор. Когда-то она была актрисой, сейчас обречена исключительно на роль матери и хранительницы домашнего очага

Дебют грузинки Деи Кулумбегашвили был отобран на не состоявшийся в этом году Каннский фестиваль, а уже осенью его с успехом показали в Торонто и Сан-Себастьяне. В Испании жюри во главе с Лукой Гуаданьино вручило картине сразу четыре награды: «Золотая раковина» за лучший фильм, режиссура, сценарий и приз для исполнительницы главной роли. «Начало» состоит из длинных, чарующих и страшно красивых планов. Порой они кажутся невыносимыми, как и жизнь Яны. Для пущего эффекта её мир помещён в формат кадра 4:3: тесно, одиноко и выхода нет. Хотя самые страшные события либо происходят на безопасном отдалении, либо вообще вынесены за пределы экрана. В продюсерах фильма — мексиканец Карлос Рейгадас. Техническое исполнение напоминает не только о нём, но и о Михаэле Ханеке. Та же холодность и ювелирная операторская работа. Только австриец редко заходит на территорию страшного сна, а картина молодой грузинки похожа на ночной кошмар, который хочется поскорее забыть.

«Соль слёз» («Le sel des larmes» / «The Salt of Tears»), реж. Филипп Гаррель, Франция, Швейцария, 2020 («Кино Сверхреальности»)


Молодой Люк (Логанн Антуофермо) приезжает из Прованса в Париж на экзамен в Школу Буля. Юноша мечтает стать краснодерёвщиком, опередив отца-столяра (Андре Вильмс), вместе с которым он пока трудится. На автобусной остановке он знакомится с Джамилёй (Улайя Амамра). Парочка встреч, поцелуи, расставание, возвращение в родное захолустье. Там Люк встречает одноклассницу и свою первую любовь Женевьеву (Луиз Шевильот). Поступив в Школу Буля, он возвращается в столицу Франции и съезжается с медсестрой Бетси (Сухейла Якуб). К ней в комплекте прилагается коллега-любовник, так вынужденно образовывается шведская семья. Будущий краснодерёвщик теряется в отношениях, изменах и недомолвках.

Филипп Гаррель, отец Луи, снимает уже более полувека. Он из поколения режиссёров, следовавших за Трюффо, Годаром и другими звёздами «французской новой волны». Хотя автору картины «Соль слёз» (её премьера состоялась в конкурсе Берлинале) уже более 70 лет, душой он ровесник Луи, всё так же ищущий любовный идеал. В его кино время словно бы остановилось, что подчёркивает чёрно-белое изображение. Мобильный телефон, появляющийся вдруг во второй половине ленты, выглядит футуристическим чудом, по ошибке оказавшимся там, где нет «Тиндера», а все знакомства происходят на улице, как бы случайно, но по велению судеб. В отличие от других поздних фильмов Гарреля новая работа лишена сновидческой природы, двусмысленностей, герои — люди труда, а не праздные интеллигенты. Правда, строгающий гробы отец обладал душой поэта и искренне надеялся, что сын будет лучше. Но в конечном счёте молодым поколениям самим набивать шишки, заведомо правильного ответа нет и не предвидится.


Читайте также
5 документалок о легендарных музыкантах. Часть 1
Трудно представить, сколько человек оставили заметный след в истории музыки. Но ещё труднее выбрать несколько фильмов из огромного количества докум...
Что смотреть на фестивале «Послание к человеку»
На этой неделе в Санкт-Петербурге пройдёт юбилейный XXX Международный кинофестиваль «Послание к человеку». И его программа, несмотря на все установ...
5 документалок о борьбе за гражданские права
Новости о нарушении гражданских прав то и дело проскальзывают на отечественных и зарубежных медийных ресурсах, поэтому не будет лишним ещё раз напомнить о том...
ММКФ: топ-5 фильмов смотра от Ксении Ильиной
На днях завершился Московский международный кинофестиваль, которому в этом году всё же удалось пройти офлайн несмотря на тернии пандемии....
(Кино)расписание: 7 португальских фильмов на каждый день
У португальского кино богатые традиции и великое прошлое. Но даже после того, как некоторые большие португальские режиссёры ушли из жизни,...
Сериалы октября: гид Татьяны Алёшичевой 
Достаём двойные листочки и записываем сериалы, которые мы будем смотреть в октябре. Татьяна Алёшичева советует не пропустить «рассказ о&nb...
Также рекомендуем
Достаём двойные листочки и записываем сериалы, которые мы будем смотреть в октябре. Татьяна Алёшичева сов...
Влад Шуравин вспоминает 5 выдающихся, но не самых очевидных чёрных комедий.
Соня Бессонова составила список из 5 документальных фильмов, режиссёры которых зрителю (скорее всего) известны как звёзд...
Пока синефилы изучают каталог фильмов платформы Sakha Movie, где собраны представители всех направлений якутского кино,...
Достаём двойные листочки и записываем сериалы, которые мы будем смотреть в октябре. Татьяна Алёшичева сов...
Влад Шуравин вспоминает 5 выдающихся, но не самых очевидных чёрных комедий.
Соня Бессонова составила список из 5 документальных фильмов, режиссёры которых зрителю (скорее всего) известны как звёзд...
Пока синефилы изучают каталог фильмов платформы Sakha Movie, где собраны представители всех направлений якутского кино,...

Последние новости

Что смотреть в кино с 30 мая: от «Винни-Пуха» до «Манюни»
От сказочных слэшеров до перевыпуска классики.
«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00