Обзор (к)инопрессы #51: Ромеро, Морриконе, антропоморфное Чудовище, антифашисты и «Только бог простит»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Виктор Непша в традиционной уже рубрике просматривает иностранную прессу о кино и за вас отбирает самые интересные статьи. В этом выпуске: лишний раз вспомним о том, что Морриконе — великий композитор, а Джордж Ромеро любит не только снимать про зомби, но и критиковать человеческое общество. Читаем про фашистов в голливудских фильмах, про то, как Чудовище всё больше приобретало антропоморфные черты, а оператор фильма «Только бог простит» рассказывает, как покупал осветительные приборы на рынке в Бангкоке. 

Джордж Ромеро: певец зомби и критик человеческих пороков 


В новом выпуске Senses of Cinema — большой материал про Джорджа Ромеро, его влияние на американскую культуру в целом и про зомби в кино в частности.

Текст построен согласно зомби-фильмографии режиссёра, начиная с классических «Ночи живых мертвецов» (1968) и «Рассвета мертвецов» (1978) и вплоть до «Выживания мертвецов» (2009). Материал собирает все основные идеи и тезисы режиссёра: критика общества потребления, разобщённость и порочная природа людей, которые не просто мало отличаются от зомби, но сами являются главным всамделишным злом. 

Фактически материал — набор мотивов творчества Ромеро в одном месте, а для не знакомых с фильмами — заманчивый повод обратить внимание на работы. Отдельно текст ценен детализацией каждой зомби-работы Ромеро: автор не просто проходит экспрессом по серии и подводит итоги, но обозначает многообразие тематических направлений в общем идейном единстве фильмов. Например, расовый вопрос в «Ночи живых мертвецов», классовый — в «Земле мёртвых» и критика милитаризма в «Дне мертвецов».

«Изобретая заново формат хоррора, “Ночь живых мертвецов” документирует происходящее: бесплодные сельские пейзажи, неуклюжую походку полуобнажённых зомби, небрежно пожирающих сырую плоть, разбросанные предметы, загромождающие переполненное пространство семейного фермерского дома <…>. Манера Ромеро даёт ощущение непосредственности, финальные сцены простой съёмки зомби на поле в дневном свете вызывают одновременно ужас и [эффект] документальности…»

Эннио Морриконе — великий 

Criterion спешат напомнить: Эннио Морриконе создал не только великий саундтрек к «Хороший, плохой, злой», его музыка к вестернам — лишь малая часть гигантского творческого материала. Этому — анализу композиторского разнообразия итальянского мастера — и посвящён текст. В частности, вспоминают «Дни жатвы» Терренса Малика и «Игру Рипли» Лилианы Кавани. Получился несколько беглый (примеров всё же хотелось бы побольше), но от этого не менее интересный для ознакомления материал.

«Высокий романтический стиль конца XIX века — не первое, что приходит на ум при обсуждении музыки Морриконе. Но он прекрасно владел этим [музыкальным] языком, и удачнее всего — в восхитительных “Днях жатвы” Терренса Малика. <…> Музыка открыто черпает вдохновение из части “Аквариум” “Карнавала животных” Камиля Сен-Санса. Композиция под названием “Урожай” с разносящейся мелодией флейты отвечает визуальному языку фильма, вдохновлённому Эндрю Уайетом <…>. Оркестровая любовная тема, одна из самых нежных у Морриконе, передаёт как восторг от преданности, так и тоскливое двойственное напряжение, соответствующее сцене фильма. Морриконе, всегда писавший для конкретных моментов, дал Малику необычайную возможность задействовать свои темы в разных сценах картины. Это решение было возможно благодаря взаимному уважению [композитора и режиссёра], и оно окупилось — не только как изысканный конечный продукт, но и в качестве первой номинации Морриконе на “Оскар” за лучший оригинальный саундтрек».

Голливуд против фашистов

Тематический лонгрид от MUBI — о голливудских антифашистских фильмах, снятых во время Второй мировой войны. В такой постановке тема кажется в меру локальной, но на дистанции она разворачивается куда шире. В хронологически не очень большой период помещаются самые разные работы — «Спасательная шлюпка» Хичкока, «Великий диктатор» Чарли Чаплина, «Касабланка» Майкла Кёртиса, «Дни славы» Жака Турнёра. Любопытно, что последний фильм, прославлявший советских партизан, после войны использовали как доказательство проникновения «коммунистов» в Голливуд.

Автор анализирует, как голливудская индустрия стала работать на общественные нужды (хотя изначально крупные студии не горели таким желанием), когда американское кино стало воспринимать себя как важную социально-политическую силу и что из «антифашистского периода» влияет на голливудскую продукцию и поныне. Несмотря на специфичность темы, получилась увлекательная и взвешенная работа, как всегда в таких случаях, более универсальная, чем кажется на первый взгляд. Приятный бонус — в конце статьи есть список литературы для желающих углубиться в вопрос.

«По сей день голливудский нацист используется как образ злодея в противовес героической (американской) демократической субъектности; неважно, буквальный это нацист, как в “Индиане Джонсе: В поисках утраченного ковчега” и в “Капитане Америка”, или метафорический в “Звёздных войнах”, [других частях франшизы,] Marvel или бондиане. В таких фильмах непреодолимое фашистское зло, которому нужно противостоять, примиряет конфликты между заветным американским индивидуализмом и коллективным благом, а также между военной мощью Америки и её чувством глобальной миролюбивой доброжелательности. По сей день Голливуд возвращается к антифашистской “хорошей войне” — и к повествовательным клише, выработанным во время неё, — чтобы убедить нас, что мы (исключительно) хорошие парни, что мы — сопротивляющиеся воины (также известные как “мстители”), которых заставили [совершать] зрелищное карательное насилие во имя спасения человечества».

Красавица и Чудовище: разбор пары

Британский институт кино делает разбор классической пары «красавица и чудовище». Со страстью непоследовательного эрудита текст перескакивает от современности в прошлое и обратно: от «Золотого осла» Апулея к диснеевскому мультфильму, потом к Жану Кокто, затем к образу Чудовища в сказках разных регионов — и снова к концу XX века. Материал взбалмошный и местами безапелляционный — история пары аксиоматично начинается именно с «Золотого осла», а в диснеевской работе автор обнаруживает коммунистический след. Но при всех минусах текст написан интересно, с ним можно спорить и из него можно узнать достаточно нового — о маскулинных стереотипах у Кокто и в «Кинг-Конге», мотиве женского любопытства и «чудовищности» Чудовища как иллюзии. А это всегда интереснее, чем ровный, беспроблемный и скучный материал.

«Первые иллюстраторы сталкивались с проблемой [изображения чудовища]<…>. Простая форма животного была ужасна сама по себе. В самой ранней версии из написанных для детей на английском художник просто изобразил Чудовище в виде свиньи <…>. Но вскоре пошла тенденция на более антропоморфные характеристики: двуногие, прямостоящие Чудовища, чей облик изуродован наличием хобота, как у слона, бивнями кабана или мордой бородавочника. Нечеловеческое существо приняло форму млекопитающего, вооружённого до зубов. В этом художники вернулись к христианской иконографии дьявола, умножив фаллические выступы на лице и конечностях. Но, в отличие от своих средневековых предшественников, они остановились в шаге от изображения монструозных органов на месте гениталий. Примечательно, что женщины-художницы склонны не подчёркивать агрессивный вид Чудовища и не сосредотачиваться на его свирепости. С точки зрения женщины, отталкивающий порой [облик] не маскулинный, это липкое, вялое творение больше похоже на Голлума из “Властелина колец”, чем на мужское видение падшего ангела приапизма».

Чем раздражает телевидение

Guardian в полушутливом материале собрали примеры самых раздражающих вещей телевидения. Под раздачу попали карикатурные акценты, кривые субтитры, недопитое персонажами пиво, злоупотребление клиффхэнгерами и способность героев никогда не ходить в туалет. Текст создавался коллективно — от каждого автора по одной причине хейта — и потому получился местами откровенно балагурским. С другой стороны, он в лёгком и доступном формате поднимает тему телевизионных клише с самых разных сторон — от консервативного способа оформления контента (субтитры, описание серий) до избитых сценарных клише. Некоторые вещи (например, нарочито разнообразные акценты), как и идеальные бургеры в пищевой рекламе, при всей своей отлакированной неестественности часто не кажутся чем-то фальшивым. Иногда приятно об этом вспомнить и взглянуть на собственное восприятие телешоу со стороны.

«[Для меня,] выросшей в бережливой азиатской семье, избегать расточительства было частью образа жизни. Эта привычка осталась и во взрослой жизни, поэтому я не могу не содрогаться, когда персонажи в телевизоре садятся выпить или поесть, а затем, оставляя блюда практически нетронутыми, продолжают какое-то сценарное действие. Полный стакан восхитительного апельсинового сока — один из главных продуктов в “Соседях”, ведь персонажи собираются в кафе Гарольда, а потом, сказав свои реплики, быстро уходят. В “Жителях Ист-Энда” я потеряла счёт количеству свежих пинт, оставленных нетронутыми. Конечно, выпивка была бы кошмаром для монтажёров и разрывом мочевого пузыря для актёров, которым приходилось бы снимать несколько дублей. Но я ценю стальные животы актёров “Ужина в пятницу вечером”, которые храбро садились за стол в каждой серии, следя за тем, чтобы всё в их мисках было съедено до последней крошки. Такой тип актёрской отдачи я готова поддержать».

«Только бог простит»: оператор о своей работе

Ежемесячный журнал американского общества кинооператоров American Cinematographer публикует дополненный восемь лет спустя текст с доскональным разбором работы оператора Ларри Смита в «Только бог простит» и, по касательной, визуального стиля Николаса Виндинга Рефна в целом. Смит делится тем, как совместно с режиссёром создавал атмосферу гипноза, чем специфичен ночной Бангкок (место съёмок) и причём здесь Алехандро Ходоровский. Текст непривычно и интересно читать хотя бы из-за характера материала. American Cinematographer в силу своей специфики делает эксклюзивный контент, разговаривая с операторами о технических аспектах фильма, — в более стандартных изданиях поводом для подобного разговора может быть разве что получение оператором «Оскара» или совсем громкое имя (вроде Эммануэля Любецки или Роджера Дикинса). Единственное сожаление — отсутствие какого-либо упоминания Гаспара Ноэ, очевидно повлиявшего на визуальный облик рефновской картины.

«Во многом сказочная привлекательность фильма вырастает из его ритма, жутких образов и динамичной музыки (Клиффа Мартинеса). “Минималистичные диалоги и использование тишины автоматически приковывают внимание аудитории, — утверждает Рефн. — Я снял три фильма, в которых очень мало диалогов; идея состоит в том, что звук и музыка становятся более активными участниками повествования. Если диалог — из области логики, то звук и музыка проникают в самое сердце”».

«Экономный подход Смита к освещению был частично “вдохновлён” его бюджетом (“У меня его никогда не было”, — вспоминает он), а частично — тем, что он мог использовать сюрреалистическое бангкокское освещение. “По правде говоря, мне не нужен был большой бюджет, — утверждает он. — Я просто пошёл на местный рынок и купил много флуоресцентных ламп с тёплым и холодным светом, в том числе люминесцентные лампы-клипсы <…>. Ещё я подобрал рулоны светодиодных фонарей разных цветов. Для ночных уличных сцен в основном использовался естественный свет ночных улиц”».

Киносписки

– Лучшие ситкомы всех времён от Rolling Stone

60 лучших аниме-сериалов на Netflix

5 вещей, вдохновивших «Прощание со Сталиным» Сергея Лозницы

– Все грядущие проекты по вселенной «Звёздных войн» в 2021-м и на годы вперёд

– 10 фильмов о путешествии в космосе от Британского института кино

Фильмы с Джорджем Клуни от лучшего к худшему

Читайте также
От Моби и Криса Айзека до Nine Inch Nails и Interpol: клипы, снятые Дэвидом Линчем
Дэвид Линч снял клип на песню Донована I Am The Shaman, которую сам же спродюсировал в 2010 году, специально ко дню рождения музыканта. В нём в монохроме со...
Лучшие сериалы мая: гид Татьяны Алёшичевой
В апреле вышла целая обойма новых сериалов, которым можно уделить время на длинных майских выходных. В традиционной подборке Татьяна Алёшичева...
На полях ММКФ: субъективный топ от Ксении Ильиной
Вчера завершился 43-й Московский кинофестиваль, которому удалось пройти полностью офлайн. В основном его конкурсе были картины со всего света, в параллельные...
Жёлтое платье в кино: наряд для судьбоносных моментов
Жёлтое платье — самый требовательный «участник» киносъёмочного процесса. Персонаж в таком наряде всегда оказывается самым светлым, ярким, притягиваю...
Обзор (к)инопрессы #49: Пон Чжун Хо, Мадс Миккельсен, Иван Грозный и Вупи Голдберг
Пока все обсуждают «Оскар» (его «ожидаемые» сюрпризы), Виктор Непша проштудировал иностранную прессу и выбрал темы вне премии, о которых говорили в материалах...
Фильмы Гая Ричи: от лучшего к худшему 
22 апреля в российский прокат выйдет новый фильм Гая Ричи — «Гнев человеческий» с Джейсоном Стэйтемом, Скоттом Иствудом и ...
Также рекомендуем
Виктор Непша подготовил очередной дайджест интересных материалов из иностранной (к)инопрессы. В этом выпуске п...
Виктор Непша собрал недельный дайджест новостей из иностранной (к)инопрессы. Поздравляем Апичатпонга с юбилеем и читаем...
Виктор Непша традиционно просмотрел иностранную (к)инопрессу, и вот вам свежий дайджест важных новостей. Жу...
Виктор Непша подготовил очередной дайджест интересных материалов из иностранной (к)инопрессы. В этом выпуске п...
Виктор Непша собрал недельный дайджест новостей из иностранной (к)инопрессы. Поздравляем Апичатпонга с юбилеем и читаем...
Виктор Непша традиционно просмотрел иностранную (к)инопрессу, и вот вам свежий дайджест важных новостей. Жу...

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00