Обзор (к)инопрессы #61: «Зелёный Рыцарь» на коне, режиссёр, который был котом, добрая искренность и проблемы Netflix 

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Виктор Непша проштудировал иностранную прессу о кино и выбрал самое интересное: про «Зелёного Рыцаря» (конечно), походы в кино (наконец-то), победы и поражения Netflix (бывает), про Дэвида Тьюлиса (обожаемый Римус Люпин) и Криса Маркера (отличный документалист, который в прошлой жизни был котом).

Кинокритики склонили голову перед «Зелёным Рыцарем»

«Зелёный Рыцарь» Дэвида Лоури наконец-то добрался до рецензентов и, похоже, поддерживает свой впечатляющий образ из промоматериалов — если судить по Rotten Tomatoes, 9 из 10 кинокритиков одобряют новый вариант истории сэра Гавейна.

– Джастин Чанг на NPR радуется достойному фильму по сеттингу «Короля Артура и рыцарей Круглого стола» (среди прошлых удач называет также «Эскалибур» Джона Бурмена и «Монти Пайтон и Священный Грааль»):

«Как и оригинал, фильм открыт для множества интерпретаций. Не нужно быть богословом, чтобы уловить христианский подтекст в истории Зелёного Рыцаря. С другой стороны, Зелёного Рыцаря можно воспринимать как языческое создание, аватар природного мира, с которым человечество всегда будет конфликтовать. Эти противоречия между языческой и христианской верой прекрасно выражены в игре Пателя. <…> Фильм Лоури может быть размышлением о добре и зле, но он также предлагает нам созерцать эротическое очарование его главного героя».

– Эндрю Скотт из NYT вспоминает «Монти Пайтон», но уже в связке с «Седьмой печатью» и хвалит картину за уместную эклектичность и отсутствие невыносимого концентрированного пафоса, столь свойственного фильмам про Средневековье:

«Иногда фильм выглядит нечётко и визуально, и тематически. Редко зимняя Англия бывает мрачнее [чем в фильме]. Когда тусклый дневной свет угасает, приходится прищуриваться и вытягивать шею, чтобы понять, что происходит. <...> Устойчивое очарование старых текстов, таких как «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь», отчасти заключается в их нарочитой непознаваемости. Они приходят к нам из области чувственности и языка (в данном случае среднеанглийского языка центральных графств Англии), что, дразня зрителя, выбивается за пределы нашего понимания, даже несмотря на то, что многие слова, идеи и образы кажутся до жути знакомыми. Лоури уважает эту странность, добавляя [к ней] собственные эксцентричные изюминки».

– Дэвида Симса из Atlantic фильм вдохновил лишний раз порассуждать о нюансах и сложностях рыцарства как явления. А ещё он лаконично заявляет: Лоури был рождён, чтобы снять этот фильм:

«“Зелёный Рыцарь” наиболее гениален в сценах без диалогов. Лоури невероятно искусно создаёт потустороннее, которое каким-то образом остаётся связано с реальностью. Грим на дрожащем, покрытом корой Зелёном Рыцаре великолепен, [а сам он] вызывает в воображении титанов, бродящих по холмам, — обнажённых бронзовых гуманоидов, поющих прекрасные инопланетные песни. Ближе к концу фильма разворачивается немая визуальная поэма, в которой Гавейн завершает свои поиски и размышляет о том, что может принести будущее. Именно здесь Лоури отходит от оригинала сильнее всего, но в то же время показывает, насколько хорошо он понимает основные идеи первоисточника: чтобы стать рыцарем, недостаточно просто победить своих врагов, рыцарство и мораль — не тождественные добродетели».

Всё будет хорошо: добрые комедии пришли на смену злободневному юмору

Не так давно Guardian выпустили юбилейный текст о британском «Офисе» как сериале, изменившем лик современной комедии в нулевые. Теперь NYT написали своеобразное тематическое продолжение — о том, как жанр комедии прошёл путь от злобного и невыносимого офисного начальника Дэвида Брэнта (Рики Джервейс) до лучшего футбольного тренера в мире — Теда Лассо (Джейсон Судейкис). А если точнее — о том, как люди устали от язвительного, ироничного, порой жестокого юмора сериалов нулевых и в пандемию обратились к разумному, доброму и вечному. Несмотря на ряд спорных моментов — топорные обобщения (в чем признаётся сам автор), не самые уместные параллели с литературной новой искренностью (которой любят маркировать всех подряд, от Дэвида Фостера Уоллеса до Салли Руни), текст оказывается достаточно убедительным в своей главной мысли. Ирония — это не плохо, а повсеместное добро на экране — не панацея. Но любые перегибы утомляют (когда-нибудь и Тед надоест со своим печеньем) — всегда нужно искать новое и баланс.

«[Создание] дискомфорта и использование иронии в повествовании не подразумевает нигилизм; “Клан Сопрано” был очень морализаторским, даже если Тони Сопрано таким не был. Но антигеройские драмы и комедии настолько распространились, что выработали собственные клише, как и более старые шоу, против которых они выступали. Возможно, маятнику просто пришло время качнуться, чтобы создатели осознали: исследование, каково быть добрым, может быть столь же интересным, как и выявление всех оттенков зла».

Дэвид Тьюлис — человек без звёздной болезни

Guardian взяли интервью у Дэвида Тьюлиса — именитого британского актёра, отечественному зрителю, пожалуй, лучше всего известного по роли профессора Люпина в «Гарри Поттере» (хотя на деле ролей достаточно — от фильмов Майка Ли до злодеев во вселенной DC, от сериала «Фарго» до «Думаю, как всё закончить» Чарли Кауфмана). Повод для встречи — выход нового романа Тьюлиса, Shooting Martha (первый, The Late Hector Kipling, вышел ещё в 2007 году). Актёр рассказывает про связь его книги с кинематографом (главный герой — режиссёр), свою любовь к чёрной комедии, о последствиях игры по Методу в бытовой жизни и о фейковой вражде с Кристофером Экклстоном. Небольшая симпатичная беседа с человеком без звёздной болезни.

«[Журналист:] Персонаж режиссёра Джека Дрейка [из вашей книги] основан на ком-то конкретном?

[Тьюлис:] Он слияние множества образов. Большинство режиссёров, с которыми я работал, не были такими вспыльчивыми. Я отправил книгу Майку Ли и сказал: Кстати, он известный британский независимый режиссёр с бородой, но хочу подчеркнуть, что это не ты. Он написал в ответ, что почувствовал облегчение. Майк трогательно отзывался о книге, что для меня много значит, он был одним из тех, кто вообще вдохновил меня писать романы».

«[Журналист:] Оглядываясь назад, можно ли сказать, что Обнажённая (1993) изменила для вас всё?


[Тьюлис:] Бесспорно. С этого момента моя карьера расцвела. Я выиграл каннскую награду [за лучшую мужскую роль] в воскресенье вечером, а ко вторнику мой агент посадил меня в самолет в Голливуд. Он дал мне аванс, потому что я не мог позволить себе билет. Это было безумное время».

Про Netflix: враг в отражении

Variety опубликовали пространный текст о Скотте Стубере, главе кинодепартамента Netflix. Не так давно стриминг-гигант заключил контракт со Стивеном Спилбергом, который ещё недавно относился к онлайн-платформам весьма скептично. К такому событию решили вспомнить все заслуги Стубера, пришедшего в компанию четыре года назад: это он выстраивал отношения с кинокомпаниями и крупными звёздами, убеждая обменять кассовые сборы на пребывание в топ-10 Netflix, он же разработал стратегию производства оригинального контента и постепенного отказа от продукции потенциальных конкурентов.

Дифирамбы Стуберу поют самые разные люди, от Ноа Баумбаха и Холли Берри до (иногда) автора текста. И хотя похвала не кажется незаслуженной, немного отрезвляющей реальности не помешает. Стубер действительно много сделал для Netflix, но большинство перечисляемого в тексте (кроме новости про Спилберга) — заслуги прошлого. Текст хорошо раскладывает по полочкам, чего Netflix добился первым среди стриминг-конкурентов, но лишь по касательной задевает трудности, с которыми сервис сталкивается сейчас (падение числа подписчиков, жалобы на ухудшающееся качество контента). В общем, интересный, но и манипулятивный материал, для вдумчивого чтения.

«В Netflix Стубер взял унаследованную им студию и преобразовал её в центр глобальной дистрибуции. За год до того, как он согласился на эту работу, компания выпустила 21 оригинальный фильм. Самым громким из них был “Безродные звери” (2015), драма о детях-солдатах, которая не получила номинаций на “Оскар”. В этом году Netflix выпустит более 70 [собственных] фильмов, то есть минимум один новый фильм каждую неделю. Критики говорят, что количество не всегда подразумевает качество. И всё же Netflix также опередил других конкурентов, получив наибольшее число номинаций на премию “Оскар” как в 2020, так и в 2021 году, хотя приз за лучший фильм по-прежнему остаётся недостижимым».

Режиссёр Крис Маркер — реинкарнация кота

29 июля исполнилось 100 лет со дня рождения Криса Маркера, одного из главных кинодокументалистов XX века. По такому случаю Sabzian опубликовали архивный текст кинокритика и куратора Эдвина Карелса, написанный им ещё при жизни режиссёра. Маркер согласился дать онлайн-интервью в 2008 году под аватарой Сергея Мурасаки в Second Life. Однако текст — скорее размышление о стиле режиссёра, чем интервью или профайл.

Карелс представляет нам достойный пример человека, который, несмотря на возраст, продолжал оставаться открытым новым технологиям — поэтому в его творчестве есть место и плёнке, и цифре, и анимации, и Photoshop-эффектам. Притягательность Маркера, согласно статье, обосновывается эклектикой, которая гармонично укладывается в рамки стиля и характера режиссёра. Маркер — культовый кинематографист со стажем, но, в отличие от многих ровесников, относился к цифре не как признаку демонических новых времен, а как к технологии освобождения для пытливых умов. Маркер обладал наивностью и непосредственностью пионеров кино — и он же отлично вписался в XXI век со своей любовью к смене масок и специфичным концептом анонимности. А ещё он очень любил котов (недаром одним из многочисленных альтер эго в его творчестве выступает кот Гийом). В общем, человек, о котором надо читать и которого надо смотреть.

«Про свой недавний телевизионный документальный фильм “Коты свободы” (2004) Маркер, он же Мурасаки, рассказывает, что ему нравилось снимать картину своими руками и без постороннего вмешательства: “А затем продать DVD, лично, на Сен-Блез... Должен признаться, я испытал чувство триумфа: прямо от производителя к потребителю. Нет прибавочной стоимости. Осуществление мечты Маркса”».

«Кота Гийома можно по праву считать первым и важным аватаром, с которым Маркер сделал шаг из кино в новые медиа. Время от времени Маркер играючи размышляет, что он сам — реинкарнированный кот. Слоны и совы тоже часто появляются в его мире, но ими он никогда не был так же одержим. Конечно, Гийом является одной из многих ложных тропок, с помощью которых он в перспективе обозначает свою роль [в истории] кинематографа. Это резко контрастирует, например, с Жан-Люком Годаром, чьё личное появление в качестве медийной личности стало визитной карточкой. Крис Маркер, напротив, отказывается даже фотографироваться. Есть очень мало фото, на которых можно различить его лицо, да и то лишь частично. В книге Staring Back есть фотография, на которой он изображён как раз в момент своего ареста в Пентагоне в 1967 году. Пресловутую анонимность Маркера можно воспринимать как стратегический шаг; если вы собираетесь протестовать, лучше быть неузнанным. А тем, кто любит гулять по Парижу и ездить на метро, лучше не быть знаменитым парижанином».

Назад в кинотеатры!

MUBI рассуждают на тему, постепенно ставшую классической: критик и теоретик кино Даг Дибберн делится ощущениями от возвращения в кинотеатры Нью-Йорка год спустя после пандемии. Вначале кажется, что это будет буквальное описание опыта первого (после перерыва) похода: после «Уик-энда» Годара в марте 2020-го Дибберн идёт на «Довод» Нолана в марте 2021-го, но что-то не так. Пространства вокруг слишком много, зал можно заполнять лишь на 25%, да и фильм чрезмерно запутанный непонятно ради чего. Но когда кажется, что описанием похода и микрорецензией на многострадальное творение Нолана всё и закончится, у текста неожиданно открывается второе дыхание.

Дальше автор выдаёт образцовые эссеистические размышления о личном и универсальном. Он оставляет позади поход на «Довод» как единичное событие и пытается зафиксировать (заядлого посетителя кинотеатров на дистанции в 25 лет) наблюдения — что же изменилось? Дибберн замечает, что ощущение классического похода в кино создавалось не столько за счёт фильма или его ауры, сколько из-за разнообразных формальных ограничений: необходимости путешествовать до места просмотра, подстраиваться под сеанс, репертуар кинотеатра и его техническое оборудование. На контрасте с этим предстают домашние просмотры: всепозволяющие, укрепляющие зрителя в своих оформившихся интересах, потакающие привычному.

Дибберн считает, что именно ограничения как способ выхода за границы зоны комфорта раскрепощают нас и раскрывают с необычной стороны. Размышление распространяется не только на кино, но и на человеческую чувственность в целом, кинематограф предстаёт здесь одним из наиболее ярких примеров, как пограничное состояние между чувственной полнотой из-за вседозволенности и чувственной депривацией как результат тех или иных ограничений. Небесспорный, но очень симпатичный, а главное, неравнодушно написанный текст

«В ретроспективе синефильские строгости [просмотров в кинотеатрах] имели странное сходство с реальными ограничениями, которые нам всем пришлось выдержать в предыдущие двенадцать месяцев. Эти ограничения, в свою очередь, имели мистическое сходство с другими запретами, при которых мы жили ещё до появления вируса. Прожить год, не выходя на работу; прожить год, общаясь только с горсткой друзей; прожить год, не прикасаясь к другому человеческому телу; прожить год в мучительном негодовании; прожить год, не имея дела с искусством, которое вас больше всего волнует. Что из этого было навязано нам извне? А что мы уже изобрели [к тому моменту]? Внешние ограничения или внутренние запреты? И в чём, в конце концов, была разница?»

«Сидя в парке, где я оказался только потому, что планировал пойти в кино, я снова подумал, что посещение кино также было — может быть, даже в первую очередь — средством осмысления бесконечного хаоса жизни. Это способ упорядочить, осмыслить и обуздать накопленные бесконечные часы бытия. Составление расписания — это тактика упорядочивания ценностей, оно преобразует бесцельный поток времени в связное повествование об идентичности. А поскольку время и пространство едины, составление календаря также помогает придать смысл физическому окружению, наполнить пустоту значимостью. Часы и карты — это идеология. Синефилия — это навязчивая любовь к кино, но также и пространственно-временная логистика самого себя».

Бонусы и киносписки

– Гид по актуальному состоянию релизов всех крупных голливудских студий — что показывают в кино, что на платформах и другие нюансы

– 10 хороших голливудских мелодрам 1940-х

– 60 приключенческих фильмов от Rotten Tomatoes

– 60 лучших хорроров 2010-х годов

– 10 комиков, которых стоит смотреть в 2021 году, по мнению Variety

– 20 лучших ролей Бетт Дэвис

Читайте также
Лучшие сериалы августа: гид Татьяны Алёшичевой 
Красочный пародийный мюзикл со следами «новой этики», чеховская драма на курорте, польский детективный нуар, новый альманах ужасов Райана Мёрфи и л...
Обзор (к)инопрессы #60: Хаски в гробу, «Тед Лассо» в зените славы, Джулия Дюкорно в размышлениях 
Свежий выпуск (к)инопрессы. Кирилл Серебренников беседует про свою новую работу, Джулия Дюкорно рассказывает про титановые пластины и человечность, узнаём, ка...
Обзор (к)инопрессы #59: «Чёрная вдова», ворчание Джармуша, свинья Николаса Кейджа, музыка Sparks
Очередной выпуск дайджеста интересных новостей про кино из иностранной прессы. Считаем деньги «Чёрной вдовы», размышляем о любви с Николасом Кейджем, тан...
Обзор (к)инопрессы #58: Каракс, Sparks, Тарковский, «Блондинка в законе» и «Офис» 
В новом выпуске про самые интересные материалы о кино из иностранной прессы Виктор Непша собрал мнения критиков о новом фильме Каракса «Аннетт», премьера кото...
Обзор (к)инопрессы #57: Раду Жуде, Кристиан Слэйтер, Тильда Суинтон и «Есения» 
Виктор Непша традиционно подготовил выжимку интересных материалов из иностранной прессы о кино: Тильда Суинтон — идеальный собеседник, Раду Жуде и его вымысел...
Лучшие сериалы июля: гид Татьяны Алёшичевой
Чернокожая Анна Болейн, ещё один Локи, новая экранизация Стивена Кинга и Тарковский по-исландски: в традиционной ежемесячной подборке Татьяна Алёшичева расска...
Также рекомендуем
О загадочном фильме, который непременно должен заявить о себе во время наградного сезона.
«Улица Сезам», «Теория Большого взрыва», «Прослушка», Netflix
На платформе Netflix вышел долгожданный сериал «Ведьмак», который понравился фанатам первоисточника и компьюте...
«Граф», реж. Пабло Ларраин, 2023. Фото: NetflixНа Netflix состоялась премьера сатирического хоррора «Граф» — нового филь...
О загадочном фильме, который непременно должен заявить о себе во время наградного сезона.
«Улица Сезам», «Теория Большого взрыва», «Прослушка», Netflix
На платформе Netflix вышел долгожданный сериал «Ведьмак», который понравился фанатам первоисточника и компьюте...
«Граф», реж. Пабло Ларраин, 2023. Фото: NetflixНа Netflix состоялась премьера сатирического хоррора «Граф» — нового филь...

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00