«Пример интонации»: главные премьеры фестиваля в Севкабеле

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Наследие», реж. Роман Михайлов, 2023/Фрут Тайм

Четвёртого июня в петербургском «Севкабеле» завершился фестиваль «Пример интонации», приуроченный к десятилетию одноимённого фонда. Смотр шёл четыре дня, в программе были новые работы Бориса Хлебникова, Романа Михайлова, Наталии Мещаниновой, Алисы Хазановой, а также ряд европейских арт-новинок и молодое российское кино. Кроме того, в рамках фестиваля состоялась национальная премьера «Сказки» — новой работы Александра Сокурова, которая в формате экспериментального анимадока рассказывает о посмертных блужданиях Сталина, Гитлера, Черчилля и Муссолини. Кинокритик Илья Верхоглядов рассказывает о главных новинках EIFF-23.

«Снегирь», реж. Борис Хлебников

Кадр из фильма «Снегирь», реж. Борис Хлебников, 2023/Кинокомпания CTB

Два студента питерской мореходки — Макс и Никита — ступают на борт обветшалого траулера «Снегирь». По вечерам они тычутся в смартфоны и слушают музыку через портативную колонку, а в дневное время горбатятся с мужиками на промысловой палубе: крутят лебёдку, расправляют сети и свежуют только что пойманную рыбу. Салаги справляются из рук вон плохо, за это матросы-старожилы чихвостят их почём зря. Но дедовщина — далеко не самое страшное, что ждёт мальчишек на летней практике.

Каждому, кто хоть раз в жизни был в роли стажёра, «Снегирь» подарит радость (или скорее грусть) узнавания: почти что армейская муштра, вечные подколы и гневные отповеди, постоянные неудачи и неловкие оправдания — всё это возносит процедурную драму до уровня психологического триллера. Герои конфликтуют даже на уровне своего языка и привычек: современный попс против хитов «Ретро FM», молодёжный сленг против рыболовецкого арго, юношеская мягкость против мужицкой грубости и прямолинейности. И вся эта система бинарностей наслаивается на классический зачин авантюрной прозы (к слову, фильм и правда поставлен по книге — роману Георгия Владимова «Три минуты молчания», написанному на излёте 1960-х): юноша, овладевая тяжёлым ремеслом и вступая в схватку с природной стихией, воспитывает в себе силу воли и становится мужчиной. Однако по ходу действия Борис Хлебников отказывается от этого романтического шаблона: его юнги учатся у старших лишь пронырливости и цинизму, а также знакомятся с парадоксальной человеческой природой, в которой порой уживаются и подлость, и жажда подвига.


«Наследие», реж. Роман Михайлов

Кадр из фильма «Наследие», реж. Роман Михайлов, 2023/Фрут Тайм

Русик вместе с оравой сельских пацанов отлично проводит время: то и дело бодается с гопотой из области, колбасится на дискотеках, зависает в автомастерской, раскуривает косяки в квартирах, в дурмане цитируя Хайдеггера и Ницше. А тем временем в соседней халупе одиноко лежит дед Тихон, который ни жив ни мёртв: он — местный ворожей, беспоповец, и священники заранее говорят, что не будут отпевать старовера-отступника. Тот, в свою очередь, настаивает на панихиде. Русик, который регулярно носит Тихону гостинцы, решает во что бы то ни стало исполнить последнюю волю умирающего.

«Наследие» — третий фильм Романа Михайлова, где сквозь жалкий быт русского мира вновь просвечивает «великое Неизвестное» (по выражению Юрия Мамлеева). В картине происходят разные мистические чудеса: в зимней хмари мерещится вереница ангелов, на чердаках слышатся духи, а в кадре то и дело мелькают лошади — согласно славянскому фольклору, частые проводники в царство мёртвых. Как и в предыдущей картине режиссёра «Снег, сестра и росомаха», здесь предельно важен саундтрек: магический эмбиент Павла Додонова, постоянного композитора Михайлова, рождает ощущение чего-то потустороннего, иномирного, и в этом чарующем гипнотизме и заключается немалая доля шарма картины. «Наследие» — фильм о стоической верности в атмосфере трусливого конформизма, а также притча-напоминание о том, что справедливость не всегда вершится насильственным путём. Впрочем, все эти смыслы вычитываются с трудом и не сразу, благодаря чему картина не выглядит занудным толстовским поучением. В картине угадываются знакомые стилевые приметы (например, антинатуралистичный цветокор, сочетающий бирюзовую синь русского пейзажа и ядовитый свет интерьерных ламп), но есть и формальные новшества: в частности, долгие тревеллинги камеры, которая нередко отвлекается от главного действия и переключается на детали фона. Она словно незримый и нездешний дух, который веет где хочет.


«Один маленький ночной секрет», реж. Наталия Мещанинова

Кадр из фильма «Один маленький ночной секрет», реж. Наталия Мещанинова, 2023/Кинокомпания CTB

Едва пробили куранты, как 14-летняя Мира со всех ног бежит из родного дома. Там для неё — не праздник, а кошмар: отчим-педофил при каждой возможности лезет к девочке под майку, а мать то ли прикидывается дурой, то ли и впрямь не замечает семейной трагедии. Мира попадает на новогоднюю вписку к старшим ребятам и знакомится там с Даней — самовлюблённым щёголем из Риги, который показывает ловкие фокусы, врёт с три короба про вечную любовь и зовет её в Европу. Мира же верит его россказням и надеется, что тот сможет спасти её от домашнего ада.

«Один маленький ночной секрет» начинается как «Торжество» Винтерберга, а заканчивается как «Долгая счастливая жизнь» Шпаликова. Удивительный жанровый микс, но поражает фильм, конечно, не этим, а смелостью автора, решившегося на автобиографическое высказывание: в историю Миры режиссёр и сценарист Наталия Мещанинова вкладывает собственный травматический опыт. И всё же «Ночной секрет» не создаёт какого-то мощного эмоционального впечатления: в эпоху #MeToo сюжеты о насилии, поданные с точки зрения жертв, стали слишком трендовой и наскучившей темой и провоцируют они уже не столько соучастие, сколько усталость (оптика матери, которая боится правды и активно внушает себе, что всё в порядке, была бы куда более новаторским решением). К тому же центральная мелодраматическая линия тоже выглядит набором общих мест — в силу того, что историй о подростковой любви уже безмерное множество и избежать здесь повтора, пожалуй, почти невозможно. «Ночной секрет» — грустное напоминание о том, что даже самое искреннее высказывание о чём-то очень интимном и наболевшем далеко не всегда цепляет зрителя.


«Белый список», реж. Алиса Хазанова

Кадр из фильма «Белый список», реж. Алиса Хазанова, 2023/METRAFILMS

Два столичных копа — матёрый следак Коротков и его пытливый напарник Лазарев — приезжают в подмосковный Подольск, чтоб расследовать дело о подростке-самоубийце: школьница, собираясь как-то раз на уроки, вдруг поднялась на крышу многоэтажки и, не оставив записки, сиганула вниз. Прокуратура давно вроде бы дело прикрыла, но тут всплывает резонансная статья в медиа: по мнению журналистов, девочка стала жертвой «Белого списка», якобы закрытого паблика, чьи админы путём хитрой психологической игры довели её — и ещё 130 детей — до суицида.

Тру-крайм Алисы Хазановой (до этого у неё был только один полный метр — арт-драма «Осколки» 2016 года) основан на давней сетевой байке про «Синего кита»: в 2016 году «Новая газета» выпустила резонансную статью о неких группах смерти, которые склоняют несчастных тинейджеров к самоубийству. Тогда всполошились родители, депутаты и правоохранительные органы: в РФ даже ввели уголовную ответственность за доведение подростков до суицида, хотя впоследствии многие эксперты сочли «Синего кита» интернет-фольклором, поскольку к исходному журналистскому материалу было очень много вопросов с точки зрения фактчекинга. Алиса Хазанова и Роман Волобуев (он выступил сценаристом фильма) в жанровой форме исследуют ворох актуальных тем: о том, как слухи и домыслы провоцируют массовый психоз, как люди, столкнувшись с непознанным, начинают придумывать нелепые рационализирующие схемы, как, наконец, проблема замалчивается и игнорируется, стоит лишь придумать ей хоть какое-то, пусть даже самое идиотское, объяснение. В какой-то момент следователи начинают подозревать, что они гонятся за пустотой, за фантомами своего мнительного сознания. Охота за призраком превращает «Белый список» в анти-детектив, в криминальный фильм без интриги — и из-за этого повествование начинает в какой-то момент буксовать и под финал уже кажется безнадёжно затянутым.


«Сказка», реж. Александр Сокуров

Кадр из фильма «Сказка», реж. Александр Сокуров, 2022/Пример интонации

В чёрно-белом лесу, посреди дворцовых руин, просыпается дух Сталина: рядом лежит замученный Христос, а чуть поодаль расхаживают призраки Гитлера, Черчилля, Муссолини. Оставив Иисуса позади, диктаторы направляются в сумрачный лес и, окружённые химерами своей былой славы, ждут аудиенции у Всевышнего — но тот пока держит врата рая закрытыми. Каждый из них бормочет что-то на своём наречии, зачастую — какие-то заученные идеологемы или цитаты из Данте. По ходу действия их реинкарнации множатся — и вот уже в кадре, скажем, три Черчилля и четыре Сталина, которые и в посмертии продолжают свой вечный спор о судьбах мира.

«Сказка» — нечто вроде абсурдистской мистерии, поскольку её диалоги резко отдают беккетовским слогом. Полифония голосов тут далеко не всегда складывается в связную беседу — в ней полно алогизмов, рефренов, ядовитого сарказма. Поражает, конечно, сценарная смелость режиссёра: кто ещё удосужится сочинить историю о том, как Сталин спорит с Иисусом, Гитлер сидит в чистилище на горшке, а Черчилль стучится во врата рая и просится на небеса? Однако за внешним юмором кроется сильная тревога, ведь «Божественная комедия» (которую цитируют герои) рассказывает, среди прочего, о том, что души из ада порой возвращаются — и в контексте «Сказки» это выглядит очень тревожным напоминанием. Наверное, по этой же причине в картине так много Сталиных, Гитлеров и т. д. — у диктаторов всегда есть аналог, двойник, и потому они обречены на вечное возвращение. Надо сказать, что основные лица в «Сказке» — не продукт анимации, а плод кропотливой работы с архивом: Сокуров изымал фигуру из хроники и помещал её в рисованный контекст. Поразительно, что режиссёр, снявший несколько десятков игровых и документальных фильмов, до сих пор сохраняет в себе тягу к эксперименту.


«Моё преступление», реж. Франсуа Озон

Кадр из фильма «Моё преступление», реж. Франсуа Озон, 2023/A-One Films

Бедная артистка Мадлен Вердье едет к важному парижскому продюсеру клянчить театральную роль. Тот взамен требует плотских утех, но оскорблённая девушка отказывается и в слезах бежит прочь. Вскоре продюсера находят с простреленной головой, подозрения падают на невинную Мадлен. В суде её оправдывают (ведь преступление она якобы совершила в целях самозащиты), и тогда девушка становится воплощением женской независимости, её театральная карьера летит вверх, люди ею восхищаются. Но вдруг объявляется реальная убийца (актриса немого кино, давно вышедшая в тираж) — и требует денежные отчисления за присвоенное преступление.

Франсуа Озон вновь обращается к китчевой эстетике «Восьми женщин». Тут нет вставных музыкальных номеров, но есть клоунада, излишняя театрализация, голливудский глянец и наивный бурлеск — словом, всё то, что максимально далеко от визуального языка фестивального кино. «Моё преступление» выставляет мужчин жуткими идиотами, рассказывает о правозащитном триумфе и потому кажется очередным фем-манифестом, но по итогу оказывается лишь большой авторской насмешкой: возведённая в гротеск фем-идеология смешала в фильме все понятия о добре и зле и превратилась в апологию насилия. Картина местами весьма остроумна, но в целом, конечно, кажется очень легковесной — впрочем, насколько это можно считать недостатком, каждый зритель решает для себя сам.

Читайте также
Сериалы мая-23: гид Татьяны Алёшичевой
Рассказываем про приквел «Бриджертонов» и постапокалиптику с Ребеккой Фергюсон.
Послевкусие Канн: чем запомнится 76-й кинофестиваль на Лазурному Берегу
Делится мнением программный директор «Читки» и Original+ — Сусанна Альперина.
10 фильмов и сериалов о коренных американцах без стереотипов
Путеводитель по атмосферным триллерам, комедиям и драмам об индейцах.
Возрождение классики: лучшие и худшие ремейки мультфильмов Disney
Рассказываем про «Круэллу», «Золушку» и «Малифисенту».
Также рекомендуем
Александр Яценко, Андрей Звягинцев и операторы фильма «Мешок без дна» Рустама Хамдамова стали лауреатами Премии Киноакад...
На Каннском кинофестивале показали картину «Всё прошло хорошо» — фильм Франсуа Озона о писательнице, которая...
2017-й был отличным годом для кино. Даже самым невозмутимым из нас наконец-то нашлось, о чём говорить и против чего боро...
Александр Яценко, Андрей Звягинцев и операторы фильма «Мешок без дна» Рустама Хамдамова стали лауреатами Премии Киноакад...
На Каннском кинофестивале показали картину «Всё прошло хорошо» — фильм Франсуа Озона о писательнице, которая...
2017-й был отличным годом для кино. Даже самым невозмутимым из нас наконец-то нашлось, о чём говорить и против чего боро...

Последние новости

Что смотреть в кино с 30 мая: от «Винни-Пуха» до «Манюни»
От сказочных слэшеров до перевыпуска классики.
«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00