Сериалы февраля-24: гид Татьяны Алёшичевой

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

В феврале на стримингах вышли сериал о модных домах в оккупированном Париже, история женщины-космонавта, вернувшейся на Землю в раздвоившуюся реальность, кособокая антиутопия про бунт Уэльса против англичан, ироничный ремейк фильма про семью наёмных убийц и сериал о советских шпионах в Берлине.

«Мистер и миссис Смит» (Mr. & Mrs. Smith, Prime Video)

Первая сцена сериала явно хочет рассказать нам назидательную историю: знойная Эйса Гонсалес и нордический Александр Скарсгард изображают наёмных убийц в засаде, близких по типажу к «Бранжелине». Этой паре не суждено прожить на экране долго, как и знаменитым голливудским супругам, зато умереть в один день — это пожалуйста. Это совершенно постмодернистский задел, полный отсылок и намёков: мол, поддавшись чувствам, ты становишься уязвимым — берегись! По-видимому, с помощью этой метафоры авторы хотят уподобить семейную жизнь опасному спецзаданию. А дальше в кадре появляются уже настоящие герои сериала — Джон (Дональд Гловер) и Джейн (Майя Эрскин). Они проходят собеседование с компьютером, задающим каверзные вопросы, после чего становятся парой «супругов» под прикрытием. «Это старая практика КГБ, — объясняет Джейн Джону, — партнёры должны контролировать друг друга!» Здесь маячит отсылка уже не к фильму с «Бранжелиной», а к великому и недооценённому сериалу «Американцы», где русские агенты КГБ Надя и Миша долгие годы изображали американских супругов, пока не перестали понимать, русские они или американцы и на каком они свете.

С Джоном и Джейн происходит что-то похожее: выполняя рискованные и сверхсекретные поручения руководства, они раз за разом нарушают все заранее оговоренные правила и сближаются. Взаимная симпатия, чреватая любовью, — скользкая почва, особенно для шпионских игр, где страсти могут внезапно пробудиться посреди секретной миссии. В итоге у Дональда Гловера («Атланта»), для которого это авторский проект, получилась полная противоположность «Мистеру и миссис Бранжелине» — не голливудский ромком, а его постмодернистское переосмысление.


«New Look: Революция стиля» (New Look, Apple TV+)

В 1955 году во время выступления Кристиана Диора (Бен Мендельсон) перед студентами Сорбонны из зала раздаётся острый вопрос: почему маэстро продолжал работать в оккупированном Париже? Вот Шанель, например, закрыла ателье, чтобы не обслуживать жён и любовниц фашистских бонз. Далее на протяжении десяти серий последует длинный флешбэк, из которого мы узнаем, что всё было наоборот: Диор прятал в своей парижской квартире героев Сопротивления, а Шанель (Жюльет Бинош) жила в «Рице» с импозантным офицером из окружения Шелленберга. Любимая сестра Диора Катрин (Мейси Уильямс) в 1943-м за сотрудничество с Сопротивлением попадает в гестапо, а оттуда в немецкий концлагерь — Кристиан перепробует все способы, чтобы её оттуда вытащить, и в отчаянии поверит гадалке, обещающей Катрин чудесное спасение.

В то же самое время Шанель с помощью Шелленберга забирает права на свою торговую марку у бывших компаньонов — евреев Вертхаймеров, воспользовавшись «арийским законом». А потом «отрабатывает» фашистскую протекцию — едет в Мадрид склонять Черчилля к сепаратному миру от лица всё того же Шелленберга. Создатели сериала выгораживают коллаборантку Шанель — она, мол, не хотела снюхаться с фашистами, но ей пришлось. Диор противопоставлен ей в сериале даже не в качестве соперника в модной индустрии, а как человек другого жизненного уклада — он пытается сохранить порядочность в чрезвычайных обстоятельствах и уклониться от сотрудничества с немцами, не оказывая действенного активного сопротивления.

Это история про выживание, где за приключениями аморальной героини наблюдать стократ интересней, чем за метаниями порядочного тихушника, — вряд ли создатели сериала рассчитывали на такой эффект.


«ГДР» (Wink)

Российский сериал про настоящих кагэбэшников стартует с эффектной сцены: малахольный немецкий пилот Матиас Руст пересекает воздушную границу СССР и чудом не оказывается сбит. По версии авторов, виной тому не разгильдяйство советской ПВО, а хорошая работа разведки: берлинский агент Нечаев (Александр Горбатов) сумел передать своим, что в самолёте находится биологическое оружие. Во время опасной миссии Нечаева в Берлине погибает ценнейший советский агент, и наш парень попадает в опалу. Но благоволящий ему высокий чин снова направляет Нечаева в Берлин и даёт последний шанс не опозориться — первым найти сверхсекретный архив бывшего начальника Штази Маркуса Вольфа со списком «спящих» агентов на Западе.

За архивом охотятся ЦРУ и МИ-6, в то время как простодушный и мягкотелый Горбачёв (Виталий Коваленко), который шагу не может ступить без Раисы Максимовны (Мадлен Джабраилова), очарованный посулами с Запада, через голову дряхлого Хонеккера хочет разрушить Стену и объединить две Германии под эгидой канцлера Коля и с подачи президента Джорджа Буша. Часики тикают, шпионы суетятся, Нечаев крутит роман с танцовщицей немецкого «Фридрихштадт Паласта» Ингрид (Линда Лапиньш) — всё ради дела! Но история выходит хоть и занятная, но довольно бестолковая: в многофигурной композиции сразу и не разберёшь, кто тут охотник, а кто добыча. У шпиона из ГДР в сериале «Германия 83» в похожих обстоятельствах была железобетонная мотивация, а у наших Штирлицев она на сей раз как-то плохо прописана.

«Созвездие» (Constellation, Apple TV+)

Во время совместной космической миссии НАСА и «Роскосмоса» на МКС начинается пожар, и один из шаттлов, с помощью которого космонавты могли вернуться на Землю, выходит из строя. В напряжённых первых эпизодах пилот Джоанна Эриксон (Нуми Рапас) борется за жизнь: без связи с центром управления полётов на Байконуре она сама чинит шаттл и вычисляет траекторию приземления.

Счёт идёт сначала на часы, а потом на минуты — запасы кислорода на повреждённой станции на исходе. Но настоящий триллер начинается после её возвращения на Землю: в результате нервного срыва реальность вокруг неё будто раздваивается: маленькая дочь Алиса становится будто чужой и появляется одновременно в разных местах. Её муж Магнус (Джеймс Д’Арси) тоже ведёт себя странно, и привычные предметы вокруг Джо тоже меняются. Этот эффект зазеркалья можно объяснить посттравматическим синдромом — после всего пережитого Джо могла немного тронуться рассудком. Но в то же время есть и другая версия: учёный из НАСА Генри Колдер (Джонатан Бэнкс) произвёл на МКС какой-то выдающийся эксперимент из области квантовой физики — не из-за него ли реальность вокруг Джо раздвоилась? Кажется, что перед нами сай-фай в духе Кристофера Нолана, но то, что происходит с семейной жизнью Джо, вдобавок тянет на психологический триллер.


«Путь» (The Way, BBC)

Валлийский актёр Майкл Шин — настоящий патриот родного Уэльса. Начав изучать историю бытования родного края под пятой Британии, он даже вернул правительству Орден Британской империи. В соавторстве со знаменитым документалистом Адамом Кёртисом он придумал зловещую антиутопию: а что, если население одного валлийского города взбунтуется, бунт перекинется на весь Уэльс и англичане закроют границы? Начало у сериала многообещающее: забастовка начинается на металлургическом заводе в Порт-Толботе, когда рабочие понимают, что японским собственникам нет никакого дела до их нужд и социальной справедливости. Зачинщиками оказывается семейство Дрисколл — все они попадают в поле зрения системы распознавания лиц во время уличных столкновений с полицией, и младшего сына Дрисколлов Оуэна (Каллум Скотт Хауэллс) арестовывают. Тогда в дело вступает его сестра Тея (Софи Мелвилл), работающая в полиции, — она похищает брата из-под стражи, находит родителей, и они вместе пускаются в путь к границе, чтобы проникнуть в Англию и затеряться. Но ориентировки на Дрисколлов уже разосланы по всей стране, и им приходится бежать аж через Ла-Манш на французское побережье, чтобы в безопасности воссоединиться там с другими беженцами-валлийцами.

Сериал нещадно мотает между социальным реализмом, в котором британский кинематограф традиционно очень силён, и фантастическими, почти комиксовыми допущениями. Шин и Кёртис почему-то плохо представляют себе настоящий социальный бунт: лагеря, где держат зачинщиков, похожи на курорт, а путешествие беженцев по пересечённой местности — на увеселительную прогулку. Выходит довольно странный гибрид социального кино в духе Кена Лоуча с комиксом вроде «V значит вендетта», но в любом случае довольно занятно посмотреть на то, как валлийцы представляют себе парад суверенитета и бунт Уэльса против метрополии.


«Поймай мне убийцу» (Catch Me A Killer, FX)

ЮАР, 1994 год. В пригороде Кейптауна орудует безжалостный серийник, он охотится на чернокожих мальчиков, которых из года в год находят убитыми со следами надругательств. Местному сообществу кажется, что полиция бездействует, и поднимается бунт — разозлённые мужчины и женщины устраивают пикеты у полицейского участка. Только под давлением общественности консервативный начальник участка соглашается на «модные штучки» — разрешает позвать на помощь учёную даму из университета Претории, чтобы она помогла копам составить психологический портрет убийцы, его «профиль».

Мики Писториус (Шарлотта Хоуп) — первый в истории ЮАР профайлер, работавшая в полиции над реальными делами, когда этот метод был ещё не распространён повсеместно. В отличие от матёрых полицейских, работающих «в поле», она ничего не смыслит в оперативной деятельности и поначалу подвергается насмешкам задиристого начальника — он считает её анализ и полученные выкладки пустой тратой времени. Настоящая Мики Писториус много лет работала в полиции в качестве аналитика, а потом консультанта, и сериал построен как процедурал с новым поиском преступника в каждом эпизоде. Это очень традиционное зрелище, построенное по классическому канону — настолько привычному, что поиски серийных убийц тут выглядят довольно уютным занятием.

«Сёгун» (Shogun, FX)

Одноимённый бестселлер Джеймса Клавелла (1975) уже экранизировали в 1980 году — телефильм с участием красавца Ричарда Чемберлена был в своё время необычайно популярен и вызвал всплеск интереса к Японии. В нём «белый спаситель» был помещён в центр истории в обрамлении азиатов, которым отводилась второстепенная роль. Нынешний сериал устроен наоборот: британский авантюрист Джон Блэкторн (Космо Джарвис) — лишь один из главных персонажей: его корабль прибивает к берегам Японии в 1600 году. Япония того времени — закрытая экзотическая территория, которую освоили лишь португальцы, обратив многих японцев в католичество. Они скрывают от торговцев и миссионеров из других стран Европы карты, где обозначен Магелланов пролив — кратчайший путь к Японии. Но хитроумный Блэкторн добывает такую карту и сразу оказывается в гуще интриг вокруг престолонаследия.

После смерти престарелого правителя страной правит из Осаки его малолетний сын, а вокруг трона столпились пятеро регентов. Каждый хочет захватить власть, но самые очевидные шансы — у жестокого полководца Исидо (Такэхиро Хира). Но сначала он должен одолеть хитроумного Ёси Торанагу (Хироюки Санада) — к нему в руки и попадает европейский авантюрист Блэкторн, с помощью которого Торанага узнаёт много нового о португальском влиянии и подлинном состоянии дел в Европе. Он приставляет к англичанину переводчицу Марико (Анна Саваи), подозревая, что португальские переводчики могут искажать слова Блэкторна. В каждой серии этого красочного и на славу сделанного сериала японцы хладнокровно рубят головы и вспарывают животы, но главное тут — всё равно хитроумно закрученная интрига под стать «Игре престолов». Блэкторн постепенно — и не без помощи Марико — постигает японский кодекс чести, который совершенно не таков, как на Западе: обесчещенный самурай всегда готов мужественно умереть, совершив сэппуку, что поначалу не укладывается у Блэкторна в голове. Отменно снятый сериал с хорошо прописанным сюжетом справедливо претендует на звание лучшего сериала месяца и одного из лучших в году.

Читайте также
Нелюбовь: 5 романтических фильмов, которые устарели
Новый взгляд на популярные картины, где под любовью подаются абьюзивные отношения.
В лиге справедливости: 5 фильмов о громких расследованиях
Вспоминаем 5 фильмов о расследованиях, повлиявших на систему юриспруденции.
Сериалы января-24: гид Татьяны Алёшичевой
Масштабная супергероика в Ленинграде, битвы в воздухе и возвращение «Настоящего дет...
Дебюты, хип-хоп из Ирландии и новый фильм Джесси Айзенберга: чем запомнился юбилейный «Сандэнс»
Самые интересные проекты смотра под лозунгом «Всё внимание на независимых авторов».
Комедия Гайдая, драма со звездой «Гарри Поттера»: лучшие экранизации произведений Булгакова
Безвременье, магический реализм и человеческая трагедия.
Также рекомендуем
Алексей Васильев продолжает создавать выдуманные экранизации
Когда Итан Хоук грабит банк, стокгольмский синдром обеспечен. Алексей Васильев — о фильм...
Алексей Васильев продолжает создавать выдуманные экранизации
Когда Итан Хоук грабит банк, стокгольмский синдром обеспечен. Алексей Васильев — о фильм...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00