«Дикие сердцем»: небо в изумрудах 30 лет назад

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

19 мая 1990 года Дэвид Линч представил свой новый фильм «Дикие сердцем». В главных ролях — Николас Кейдж, Лора Дерн и Уиллем Дефо. На Каннском кинофестивале в том же году лента получила «Золотую пальмовую ветвь», но в фильмографии режиссёра всё равно считается второстепенной работой. Андрей Карташов препарирует картину, изучает природу греха и сказочные мотивы в истории о взрослении, а также вспоминает пиджак героя Николаса Кейджа.


Сюжет «Диких сердцем» прост, как никелевая монетка в пять центов, но стоит начать пересказ, как тут же теряешься. Мальчик встречает девочку, он — сирота, у неё — мать-деспот; мир против их любви, они бегут. На этом будто бы всё, но будто бы и нет. Тому, кто никогда не видел пятый фильм Дэвида Линча, поможет представить его скорее список алхимических ингредиентов картины. Из чего же сделаны девочки и мальчики? Из рок-н-ролла и секса, из нагретого асфальта и бензина, из кружев и змеиной кожи; из старых кварталов Нового Орлеана, из прерий Техаса, из сказок Баума и криминального чтива.

«Дикие сердцем» — история взросления. В культуре эта функция закреплена за сказками: фольклорный герой проходит испытания, то есть обряд инициации, и получает жену, то есть становится взрослым. И фильм открыто заходит на сказочную территорию, сопоставляя приключения Лулы и Сейлора с путешествием Дороти по дороге из жёлтого кирпича. Участвуют Злая Ведьма Запада и Добрая Волшебница Юга. В романе такого нет, это нововведение Линча, соответственно доделавшего и финал. Режиссёр обнаруживает и проявляет фантастическое измерение в тексте Барри Гиффорда, который написал всё-таки готический нуар, а не психоделику в стране Оз. Характерный пример: в романе Сейлор и Лула перекидываются несколькими фразами про марки сигарет, этот необязательный диалог становится только подводкой к сюжетно значимому разговору про родителей героев и таинственную смерть отца Лулы. В фильме сцена начинается со сверхкрупного плана спичек, чьё пламя эффектно заполняет экран, а в самом диалоге Сейлор сообщает, что начал курить в четыре года. Линч вводит в нормальную нуарную сцену гротеск и основным её содержанием делает не сюжетные подробности, а абстрактный образ огня как разрушительной стихии; он уже появлялся на фоне начальных титров и возникнет в фильме не раз.

Прошу простить за занудство, но это важно: русское название, которым приходится пользоваться, неправильное. «Странный снаружи и дикий сердцем» — так Лула говорит не про себя с Сейлором, а про мир, в котором им приходится жить. Сами они — чистые души, почти дети, которых этот мир совращает. Герои обороняются от тёмного хаоса и выживают, но теряют невинность — это и есть сюжет фильма вкратце. В первой же сцене Сейлор убивает человека — защищаясь, он действует инстинктивно и жестоко, как животное, не рассуждающее о пределах самообороны. Преступление спровоцировано матерью Лулы — одной из нескольких действующих тут представительниц чистого зла. Во второй половине фильма Сейлору придётся ещё раз поступиться моралью и согласиться на вооружённое ограбление; и к этому тоже его подначивает очевидный посланник нечистого. Бобби Перу в исполнении Уиллема Дефо просто ради удовольствия творит зло и к нему же принуждает: об этом — жуткая сцена унижения Лулы, где Бобби добивается от неё не секса, а нескольких произнесённых слов — символического грехопадения.

Природа зла и греха — тема не только сказки, но и нуара, и это важно, что «Дикие сердцем» относятся и к этому жанру. Мотели, кадиллаки, скупые на слова мужчины с оружием, роковые женщины, за которых эти мужчины гибнут, — для Линча это грани национальной мифологии, которую он исследует всю жизнь. Юг США — тёмное сердце этого мифа, средоточие американской готики. Дорога из жёлтого кирпича ведёт из Северной Каролины через Новый Орлеан в Техас: внутрь декораций из романа Фолкнера или пьесы Теннесси Уильямса Гиффорд и Линч помещают персонажей с именами из комикса или мультфильма. Лула — отличница из богатой семьи, девушка с картинки; нынешнюю лауреатку «Оскара» Лору Дерн Линч уже снимал в похожей роли в «Синем бархате». Сейлор — хулиган с нежным сердцем, который больше всего ценит свободу, как полагается настоящему американцу. Молодой Николас Кейдж в этой роли придаёт Сейлору яркую, «тестостероновую» чувственность и романтическое обаяние. Это одна из лучших ролей Кейджа, преследующего такой элвисовский образ в каждой своей работе; символ его независимости — невообразимый пиджак из змеиной кожи — позаимствован из гардероба самого артиста.

В фильмографии Линча «Дикие сердцем» считаются второстепенной работой — потому что много китча и потому что Кейдж (который сам по себе и есть китч). Необъяснимых сцен без всякого сюжетного смысла здесь даже больше, чем в других картинах автора, кроме, может быть, «Твин Пикса» (работа над первым сезоном шла параллельно «Диким сердцем»). Но в персональной космогонии Линча у этого фильма есть своё место — это его самое объёмное и законченное изображение ада; вместе с героями мы находимся в нём с самой первой сцены и весь фильм пытаемся оттуда вырваться. И обязательно вырвемся, пусть для этого понадобится вмешательство волшебных сил. Герои «Диких сердцем» — не бунтари без идеала, они верят в независимость и индивидуальную свободу, а ещё в рок-н-ролл и счастье и в Изумрудный город, который ждёт их в конце пути.


Читайте также
Всё вам расскажи: «О бесконечности» Роя Андерссона — короткий фильм о том, что всё уже было
В цифровой прокат вышел  новый — и первый за пять лет — фильм Роя Андерссона «О бесконечности», получивший на прошлогоднем Венецианском кинофестивале при...
Лучшие рецензии всех времён: Босли Краузер о картине «Иваново детство»
28 июня 1963 года в  издании The New York Times вышел текст Босли Краузера о картине Андрея Тарковского «Иваново детство». Автор восхищается тем, как реж...
«Нормальные люди»: сериал vs книга
На российском «Кинопоиске HD» вслед за британским BBC One и американским Hulu вышел мини-сериал «Нормальные люди» — экранизация бестселлера Салли Руни о мучит...
Натали Вуд: виноваты звёзды?
История гибели актрисы Натали Вуд оставалась, да и остаётся загадкой уже более 35 лет. Смерть дочери русских эмигрантов вызывала не меньше...
«Голливуд» Райана Мёрфи: сентиментальное упражнение в альтернативной истории
На Netflix вышел мини-сериал «Голливуд», в котором послевоенные реалии американской киноиндустрии прогибаются под современную этику. Райан Мёрфи любовно переп...
«Гладиатор» Ридли Скотта как эталон исторической драмы
1 мая 2000 года в Лос-Анджелесе (Калифорния) состоялась американская премьера исторической ленты «Гладиатор» Ридли Скотта — пожалуй, одного из наиболее извест...
Также рекомендуем
В российский прокат вышла «Круэлла» — сольный фильм про злодейку, которую мы все возненавидели за...
Свет — электромагнитное излучение, лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым для нас. «Вечный св...
Егор Москвитин рассказывает про фильм открытия Каннского кинофестиваля, ленту «Аннетт» Леоса Каракса — мюзикл про то, ка...
На Amazon Prime вышел фильм Криса МакКея «Война будущего» — блокбастер о путешествиях во времени и сражениях...
В российский прокат вышла «Круэлла» — сольный фильм про злодейку, которую мы все возненавидели за...
Свет — электромагнитное излучение, лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым для нас. «Вечный св...
Егор Москвитин рассказывает про фильм открытия Каннского кинофестиваля, ленту «Аннетт» Леоса Каракса — мюзикл про то, ка...
На Amazon Prime вышел фильм Криса МакКея «Война будущего» — блокбастер о путешествиях во времени и сражениях...

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00