Дочки-матери: женская драма «Край надломленной луны»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Край надломленной луны». «Пионер»

2 ноября в прокат выходит полнометражный режиссёрский дебют Светланы Самошиной «Край надломленной луны», снятый по сценарию Наталии Мещаниновой и удостоившийся главного приза в секции «Русские премьеры» на 45-м Московском международном кинофестивале. Рассказываем, какой получилась семейная драма амбициозной постановщицы, посвящённая сложным отношениям трёх поколений женщин.

Журналистка Саша (Анна Шепелева) срывается с летучки и отправляется на «Сапсане» в родной Питер. В городе на Неве разворачивается семейная драма: младшая сестра девушки Соня (Маша Лобанова) поругалась с абьюзивной матерью (Виктория Толстоганова) и сбежала из дома. Долго гадать, куда направилась девочка-подросток, не приходится: она одалживает телефон у сердобольного мужчины Бориса (Артём Быстров) и связывается с Сашей. Оказывается, Соня прячется на семейной даче, пустующей уже много лет. Саша с матерью находят девочку, но та наотрез отказывается возвращаться в город и решает заняться спасением старого дома. Женщинам приходится задержаться в посёлке, а заодно попробовать разрешить затяжной конфликт и объяснить Соне, почему мать соврала о смерти её отца.

Кадр из фильма «Край надломленной луны». «Пионер»

Последние несколько лет в отечественном кино наблюдается тренд на драмы об отношениях матери и дочери. Если зарубежные режиссёры давно исследуют конфликты или нерушимую связь двух поколений женщин (взять, к примеру, «Пианистку» Ханеке и сериал «Девочки Гилмор»), то российские кинематографисты только сейчас стали углубляться в столь важную тему. «Ника» Василисы Кузьминой рассказывала о разрушительной зависимости поэтессы Ники Турбиной от авторитарной матери, сделавшей из ребёнка звезду ради собственной выгоды. Сериал Наталии Мещаниновой «Алиса не может ждать» разбирался в последствиях лжи во благо, к которой прибегла гиперопекающая мать дочери-подростка, теряющей зрение. «Время года зима» Светланы Устиновой описывал тяжёлую ситуацию, где обнаруженная у матери болезнь Альцгеймера заставила главную героиню в корне поменять отношение к требовательной родительнице.


«Край надломленной луны» Светланы Самошиной, снятый по сценарию Наталии Мещаниновой, следуя общей тенденции, фокусируется на переживаниях женщин из одной семьи и пристально изучает влияние общего прошлого на их настоящее. В начале фильма также эпизодически появляется бабушка (Эра Зиганшина), которая резко осуждает дочь (Толстоганова) за то, что она так и не научилась понимать своих детей.


Кадр из фильма «Край надломленной луны». «Пионер»

В киноиндустрии Светлана Самошина давно: она успела поработать вторым режиссёром, постпродакшн-продюсером, скрипт-супервайзером и занималась фестивальным продвижением, в том числе драмы Наталии Мещаниновой «Комбинат “Надежда”» 2014 года. В 2015-м дипломную короткометражку выпускницы Московской школы нового кино «Как жизнь без любви» показали на «Кинотавре». В 20-минутной картине, рассказывающей о встрече утомлённого режиссёра (Александр Яценко) и растерянной актрисы (Анна Шепелева), уже читался авторский метод Самошиной: сложная гамма чувств, которые персонажи испытывают здесь и сейчас, — сердце всей истории, а разговоры о наболевшем — куда важнее событий. Полнометражный дебют постановщицы «Край надломленной луны», наречённый лучшим российским фильмом на 45-м ММКФ, тоже внимательно наблюдает за героями в моменте. Зритель становится свидетелем/соучастником именно женской истории, оставляющей мужчин на периферии повествования.

Драма, разворачивающаяся в дачном посёлке под Петербургом и изложенная с позиции Саши, застрявшей в затопленном деревянном доме с матерью и сестрой, воспроизводит сущий кошмар всех, кто так и не наладил контакт с близкими. Из бесконечного круговорота взаимных претензий и обид состоит неприглядная и щемяще честная реальность, в которую режиссёр помещает трёх героинь.


«Край надломленной луны», подобно многим семейным скандалам, с шипящего шёпота не раз переходит на душераздирающий крик. Самошина снимает кино о психологических травмах, нанесённых авторитарной матерью, и печальных последствиях отсутствия диалога.


Кадр из фильма «Край надломленной луны». «Пионер»

Саша, давно сбежавшая из Питера в Москву в надежде разорвать связь с прошлым, из-за подросткового бунта сестры вновь вынуждена столкнуться с необоснованным осуждением, обвинениями и завышенными ожиданиями, почти что доводящими до нервного срыва. Мать-филолог не стесняется в выражениях и донимает 30-летнюю дочь критикой её внешнего вида и поведения. «Выглядишь ты, Саш, неблагополучно, ведёшь себя отталкивающе. Тебе меняться надо», — говорит героиня Виктории Толстогановой, и в этих словах заключается нежелание женщины признавать ошибки и двигаться навстречу уже взрослому ребёнку. При этом она удивительным образом бережно обращается с младшей дочерью, потакая ей во всём и оберегая от любого «зла», включая живого отца. Вероятно, таким образом мать пытается искупить вину за своё продолжительное отсутствие в жизни маленькой Саши, ведь намного проще строить из себя идеального родителя, чем раскаяться в многолетнем токсичном поведении.

Кадр из фильма «Край надломленной луны». «Пионер»


«Край надломленной луны» анализирует влияние матери, являющейся ролевой моделью для большинства девочек, на их будущее. Если в других российских драмах девушки, воспитанные властными или нарциссическими родительницами, испытывают проблемы с самооценкой и склонны к саморазрушению, то Саша, в детстве отданная на попечение бабушке, а в подростковом возрасте узнавшая всё о собственном несовершенстве, нигде не чувствует себя дома — ни в Москве, ни в Питере, ни в родовом гнезде в Комарово.


Она так и осталась неприкаянной маленькой девочкой, о которой мама забыла на целых семь лет, а впоследствии так и не опознала в ней индивида. Даже попытка героини сблизиться с добродушным соседом Борисом (Артём Быстров) сводится к поиску тепла и уюта. Семейное прошлое зритель по крупицам воссоздаёт по диалогам женщин, старым фотографиям и видеозаписям, хранящимся в пыльных коробках на даче. Воспоминания Саши о счастливых днях, проведённых с обоими родителями на заливе, затеряются на дисках, а для 14-летней Сони послужат горькой констатацией отнятого у неё общения с отцом. Старый дом, нуждающийся в восстановлении и заботе, — точная метафора кризиса отношений трёх женщин, который реально преодолеть только с помощью примирения. Откачать воду из комнат — легче лёгкого, а вот заделать трещины после ранящих ссор и разногласий будет гораздо сложнее, да и так ли нужны вымученные извинения Саше, давно вычеркнувшей мать из списка доверенных лиц?

Драма «Край надломленной луны», не богатая на смену локаций, — ещё и сильное актёрское кино. Анна Шепелева, открытая Валерией Гай Германикой, буквально проживает каждого своего персонажа и с такой же самоотдачей подходит к роли Саши — эмоционально раздавленной девушки, ищущей признания если не в семье, то в журналистике. Любопытно, что в «Школе» личность героини актрисы, Оли Будиловой, рассматривалась в том числе сквозь призму её отношений с матерью, в основном поддерживающих и доверительных, а в фильме Самошиной всё ровно наоборот — сплошные манипуляции и психологическое давление. Виктория Толстоганова перевоплощается в уже знакомый по сериалу «Чёрное облако» образ холодной и гиперконтролирующей родительницы, а юная Маша Лобанова всё так же убедительно играет девочку-подростка с переменчивым настроением.

Творческий союз актрис удачно претворяет режиссёрскую идею и сценарий Мещаниновой в жизнь: зрителя погружают в тревожные будни самой настоящей матриархальной семьи. «Край надломленной луны» — с технической точки зрения кино не безупречное, но именно своей небрежной естественностью оно и западает в душу. Хочется, чтобы в российской киноиндустрии такие психологически мощные истории, основанные на женском опыте, звучали гораздо чаще.

Читайте также
В поисках истины: «Анатомия падения» — драма, победившая на Каннском кинофестивале
Жюстин Трие рассматривает кризис отдельно взятой семьи с разных ракурсов.
«Байки на Хэллоуин»: я расскажу тебе историю
Хоррор от пяти ведущих латиноамериканских мастеров ужасов.
«Подменыш»: мрачное городское фэнтези об утрате по роману Виктора Лаваля
Пугающая одиссея по неожиданным уголкам Нью-Йорка.
«Клетка ищет птицу»: горизонт покоя
Тихая драма о взрослении, снятая на Кавказе.
Также рекомендуем
С 27 июня в прокате новый фильм Оксаны Карас («Хороший мальчик», «Репетиции») «Выше неба» — история...
К Международному женскому дню выбрали 21 героиню XXI века, чья деятельность оказывает влияние на мировой или российский...
Нашумевший триллер на больную тему.
С 27 июня в прокате новый фильм Оксаны Карас («Хороший мальчик», «Репетиции») «Выше неба» — история...
К Международному женскому дню выбрали 21 героиню XXI века, чья деятельность оказывает влияние на мировой или российский...
Нашумевший триллер на больную тему.

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00