Фильм «Род мужской» Алекса Гарленда: важное кино для всех нас

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

род мужской
A24

23 июня в российский прокат выходит одна из немногих санкционных новинок года — хоррор Алекса Гарленда «Род мужской». Влад Шуравин рассказывает, как фильм может отозваться в наших зрителях.

Вдова Харпер (Джесси Бакли) недавно потеряла мужа: после очередной ссоры тот то ли сорвался, то ли спрыгнул с балкона и упал прямо на кованые металлические пики забора. После трагедии женщина ищет утешения и спокойствия на лоне природы — в затхлой английской деревушке Костон. Она арендует шикарный дом, знакомится с его чудаковатым хозяином (Рори Киннер) и отправляется исследовать округу. Вот только ретрит Харпер завершается спустя пару часов: её начинают преследовать мужчины с одинаковыми лицами. Они молчат, иногда ходят голые, но не спешат нападать на девушку. Наоборот — чаще сверлят героиню взглядом и исчезают по мановению ока.

У Гарленда вышел один из тех фильмов, которые меньше всего нуждаются в пересказе. Каждая сцена — акт эпатажа, каждый кадр — пазл из символов. Визионерское мастерство автора, перешедшее из его трудов-комиксов, в «Роде мужском» достигает пика: некоторые сцены сложно развидеть, другие сложно переварить в голове. Впрочем, если та же «Аннигиляция» тонула под весом визуальных метафор, новая работа, наоборот, избавляется от всего лишнего. Джесси Бакли снова в роли депрессивной девушки в беде. Рори Киннер опять по-злодейски скалится. А Гарленд с охотой перенимает жанровые шаблоны: от джампскейров до характеров персонажей. Хотя в самые важные моменты, к счастью, не отказывается от своего очаровательного пижонства.

Гнетущее хоровое пение перекрикивает и весь остальной саундтрек, и героев. Композиторы Джофф Барроу и Бен Солсбери не раз используют его в фильмах Гарленда. Правда, с каждым новым повторением их мрачная акапелла становится ничуть не страшнее завываний условного Витаса. Не отстаёт и камера: она зеркалит и множит объекты в экране (прямо как назойливых мужчин с лицом Рори Киннера), превращая кино в бойко срифмованный стих. Простить эту помпу Гарленду нетрудно: во-первых, пафос изредка разбавляют остроумные шутки, а во-вторых, когда идёшь на кино с таким претенциозным названием, невольно готовишься к монологу библейского масштаба.

род мужской
A24

род мужской
A24

Как и в случае «Разрабов», содержание оказывается проще торжественно-величавой формы. О чём «Род мужской»? О гендерных шаблонах, которые определяют жизнь людей. О культуре, которая накладывает травматические обязательства и ожидания.

Наконец, о том, как даже в XXI веке женщина может по умолчанию оставаться виновной в первородном (и не только) грехе.

Просто эти очевидные вещи Гарленд проговаривает через призму то фолк-хоррора, то home invasion, а то и вовсе кроненберговского боди-хоррора. «Род мужской» — прямо как луковица из «Шрека», тоже многослойный и на первый взгляд непонятный фильм.

Другой вопрос, что для Гарленда оптика героини-женщины всё ещё непривычна. Да, он делал их протагонистками, пытавшимися осмыслить смерть или болезнь любимых мужчин («Разрабы», «Аннигиляция»), но никогда не пытался настолько глубоко проникнуть в их сознание. Вот и в «Роде мужском» чувствуется неуверенная поступь чужака. Для выбранного притчевого сюжета Гарленд слишком часто ударяется в объяснения. Об ужасах мейнсплейнинга. О том, как сама Харпер переживает травму. О непрекращающейся череде насилия в обществе. У режиссёрок вроде Карин Кусамы и Дженнифер Кент, которые чувствуют своих героинь, такие проблемы встречаются куда реже.

род мужской
A24

Благодаря новым реалиям фильм попал в другой нерв — нерв постсоветской действительности. Тот факт, что из всех западных фильмов именно «Род мужской» добрался до российского проката, — самая что ни на есть божественная удача. В стране, где домашнее насилие декриминализировано, а жертва всегда по умолчанию виновата сама, кино Гарленда сможет начать со зрителем проникновенный диалог. Возможно, первый в карьере автора, который раньше общался не с публикой, а с самим собой и безответной вечностью.

Читайте также
Фильм «В ритме ча-ча-ча»: плюсы и минусы зрительского хита «Сандэнса»
Юлия Салихова рассказывает об основных сюжетных линиях второго полнометражного прое...
Фильм «Невидимый мир»: детство, отрочество, буллинг
Ксения Реутова рассказывает о том, как скромное кино смогло достучаться и до детски...
Фильм «Волк» про видовую дисфорию: пойми меня, если сможешь
Джордж Маккэй несправедливо заперт в человеческом теле.
Фильм «Эскортницы» — о душе и теле
Сусанна Альперина («Российская газета») рассказывает о картине.
Фильм «Ника»: самый талантливый человек в мире
Дебют Василисы Кузьминой — по мнению Максима Ершова, кандидат на звание лучшего рос...
Фильм «Клон»: санденсовская фантастика о смертельной битве двойников
Рассказываем, чем нам понравилась новая работа Райли Стернса.
Также рекомендуем
Действительно оригинальные картины, которые нарушают любые каноны.
В российский прокат выходит «Зверь» — амбициозный полнометражный дебют Майкла Пирса, двукратного номинанта BAFTA за коро...
4 сентября на Netflix вышла новая работа сценариста и режиссёра Чарли Кауфмана — «Думаю, как всё зак...
Действительно оригинальные картины, которые нарушают любые каноны.
В российский прокат выходит «Зверь» — амбициозный полнометражный дебют Майкла Пирса, двукратного номинанта BAFTA за коро...
4 сентября на Netflix вышла новая работа сценариста и режиссёра Чарли Кауфмана — «Думаю, как всё зак...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00