Фильм «Ундина»: глубокие чувства

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В российский прокат выходит картина Кристиана Петцольда «Ундина». История одной любви, балансирующая между «магическим реализмом» и мелодрамой. Андрей Карташов рассказывает о сложном внутреннем устройстве, казалось бы, простого фильма: «берлинская школа», романтическая ирония Петцольда, сказочные мотивы и сдержанная архитектура Берлина. 



Ундина Вибо (Паула Бер) расстаётся с неприятным бойфрендом за чашкой кофе, отправляется на работу в музей истории Берлина и после, как по волшебству, встречает Кристофа (Франц Роговски). Через минуту после знакомства их двоих с головой накрывает вода из разбившегося аквариума; его осколки ранят Ундину в грудь. В сентиментальных сюжетах такая сцена может значить любовь с первого взгляда, которая сбивает героев с ног, но обещает принести боль. И такой сюжет предлагает Кристиан Петцольд в «Ундине», так что именно это сцена знакомства и значит.

Петцольд много лет считался одним из лидеров «берлинской школы» — движения, существовавшего в немецком кино в девяностые — двухтысячные. Его фильмы того времени были о людях, потерявшихся в ландшафте, пытающихся найти утраченные — или никогда не существовавшие — связи с местом, с историей; в первую очередь — с другими людьми. После краткого периода исторического кино Петцольд вернулся в современность, но теперь аскетизм его ранних фильмов приобрёл мелодраматическую интонацию «Феникса» и «Транзита». «Ундина» — кино с ярким сюжетом, воспринимать эту историю может и ребёнок. Но фильм устроен сложнее, чем может показаться на первый взгляд.


Ундина — существо из германского фольклора, прекрасная речная дева, которая должна соблазнить земного мужчину, чтобы обрести бессмертную душу. Она известна в России благодаря поэме Жуковского по мотивам де ла Мотта Фуке; на этот сюжет написали оперы Гофман и Чайковский. Ундина стала одним из архетипов немецкой мифологии, и именно в этом качестве она интересует Петцольда, задумавшего трилогию о германском духе. Романтическая образность и пышная сентиментальность истории обречённой любви разыгрывается на фоне строгих форм и сдержанных красок современного Берлина: линза постоянного оператора Петцольда Ганса Фромма видит в самом модном городе Европы не «poor but sexy», а чопорную евросоюзовскую столицу. Любовь, страсть, вообще человеческое чувство надо искать под этой ровной поверхностью, где-то на глубине.

Но совсем другой мир можно обнаружить на расстоянии в одну поездку на электричке. Следуя заветам романтиков, Петцольд выстраивает фильм по принципу дуализма: аккуратный городской пейзаж противопоставлен сельскому, в котором живёт Кристоф. Ундина в сером костюме на каблуках рассказывает об истории берлинского градостроительства — многолетнем превращении ландшафта в освоенное пространство культуры. Кристоф — водолаз, по работе исследующий полный загадок подводный мир провинциальных рек и озёр, — ведёт жизнь, которая в языке романтиков называлась бы «природным состоянием». Быть вместе им так трудно, как только может быть сказочному существу и смертному. Гармония, о которой мечтали мыслители двухсотлетней давности, оказывается едва ли достижима.

Осознанно используя клише, Петцольд часто балансирует на грани общепринятых приличий, а иногда и заходит за неё. В фильме есть прямо комичные вещи (как спасение утопающих под Bee Gees), есть нарочито пышные — как сцена с аквариумом; а ещё всё время играет Бах. Но самое удивительное свойство «Ундины» — то, что степень её условности уточняется на ходу. То, что сначала выглядит реалистичной мелодрамой со сказочными мотивами, к концу превращается во что-то немного другое: обойдёмся без сюжетных подробностей, но метафоры и фигуры речи из начала картины к финалу приобретают буквальный смысл (это из тех фильмов, которые нельзя понять, не досмотрев до конца). Обман ожиданий и смешение регистров приводят к тому, что становится невозможно понять, насколько это вообще всерьёз. «Ундина» сокрушительно сентиментальна, и это работает, хотя иногда в её чувственности заметна оперная избыточность. В этом противоречии и заключается эффект картины: «Ундина» Петцольда — это очень серьёзно и одновременно не очень, как у любимого им Хичкока и соотечественников режиссёра из XIX века, называвших такой подход романтической иронией.


Интересно то, что романтический метод — как будто бы вызывающе архаичный — оказывается адекватен для разговора о современности. Романтическая ирония похожа на принцип «постиронии», пришедший на смену тотальному стёбу постмодернистов. Петцольд всегда стремился именно к тому, чтобы точно описать опыт современного европейца, и если раньше его персонажами были люди-призраки, утратившие социальные связи и дрейфовавшие по холодным пространствам постмодернистских городов, то теперь это романтические герои с обнажёнными сердцами, которые не боятся эмоциональных глубин. «Бывали дни восторженных видений, / Моя душа поэзией цвела», — пишет Жуковский в первых строчках своей «Ундины», и то, что у поэта существовало только в прошедшем времени, Петцольд умеет увидеть и в настоящем.

Читайте также
Премьера хоррора «Гнездо»: ужас перелётных птиц
Второй фильм молодого канадца Шона Дуркина, как и его прославленный дебют «Марта, Марси Мэй, Марлен», был впервые показан на фестивале «Сандэнс». 24...
Лучшие рецензии всех времён: Роджер Эберт ругает «Общество мёртвых поэтов» 
9 июня 1989 года вышла рецензия Роджера Эберта на фильм «Общество мёртвых поэтов». Кинокритик обвиняет картину в неискренности, банальности, ограниченности, а...
Картина «Никогда, редко, иногда, всегда»: верный ответ подчеркнуть
Новая работа одной из звёзд американского независимого кино Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда» сначала получила спецприз жюри на фестива...
Вечно нежный возраст: премьера сериала Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть» 
На сервисе more.tv премьера сериала Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть». Солнце, лето, школы нету, в центре сюжета подростки, место дейст...
Тихий ад: в прокате картина «Ассистентка» Китти Грин
Дебютный игровой фильм австралийки Китти Грин, успевший побывать и на «Сандэнсе», и на Берлинале, наконец добрался до российского про...
«Мулан»: одна из лучших игровых адаптаций Disney со своими недостатками
После долгой вереницы отсрочек игровая адаптация анимационной ленты «Мулан» 1998 года выходит на сервисе Disney+, а в России — на экр...
Также рекомендуем
После премьеры на Beat Film Festival 6 августа A-one выпускают в российский прокат  философское виде...
Музыкальный журналист и писатель Максим Семеляк рассказывает о документалке Тодда Хейнса.
Семья остаётся главной темой в азиатском кино, флагманским мотивом для триллеров и фильмов ужасов. Тот же...
С 20 мая в российский прокат выходит картина «Конец фильма» режиссёра Владимира Котта. Это история «кино про кино», кото...
После премьеры на Beat Film Festival 6 августа A-one выпускают в российский прокат  философское виде...
Музыкальный журналист и писатель Максим Семеляк рассказывает о документалке Тодда Хейнса.
Семья остаётся главной темой в азиатском кино, флагманским мотивом для триллеров и фильмов ужасов. Тот же...
С 20 мая в российский прокат выходит картина «Конец фильма» режиссёра Владимира Котта. Это история «кино про кино», кото...

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00