Казус «Домино»: возвращение Де Пальмы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В прокат вышел боевик «Домино» — первый после семилетней паузы фильм Брайана Де Пальмы. Алексей Васильев рассказывает, почему в кадре больше от Альмодовара, чем от режиссера «Лица со шрамом» и «Неприкасаемых».


У зрителей, для которых имя постановщика «Домино» Брайана Де Пальмы — пустой звук, этот боевичок о двух датских полицейских, отправившихся ловить убийцу напарника и попавших в мясорубку между ЦРУ и ИГИЛ, может вызвать только одну реакцию: верните наши денежки. Сюжета с трудом хватило бы на выпуск детективного сериала, и всё в нем настолько плоско и очевидно, как в графоманском сочинении школьника, что даже самые верные поклонники жанра полицейской драмы будут разочарованы. Копов играют звёзды «Игры престолов» Николай Костер-Вальдау и Кэрис ван Хаутен (там они Джейме Ланнистер и Мелисандра), но эта их легенда никак не обыграна, и в кадре оба смотрятся не слишком обаятельно. Больше всего новое творение Де Пальмы напоминает фильмы с Дольфом Лундгреном, тиражировавшиеся в 90-х для видео- и кинорынков третьего мира: предсказуемый сюжетный фарш, где всё — на крупных и средних планах, потому что массовку не собрали, денег на натурную съёмку не хватило, так что снимали трёх попрошаек на заднем дворе и Дольфа на мотоцикле.

Желание вернуть деньги только усиливает недоумение от того, что местами фильм так изобретательно красив, словно его поставил Альмодовар. Всё верно: «Домино» снимал регулярный оператор Альмодовара, работавший с ним ещё со времён «Женщин на грани нервного срыва» и вплоть до свежайшей «Боли и славы», и вообще главный оператор Испании Хосе Луис Алькайне. Он строит напряжённую драму ночи и света ночников, таща в каждый кадр красные объекты от табуреток до торшеров, а таких красных помидоров, как в «Домино», вы нигде не видели: немудрено, что в итоге они становятся важными и чуть ли не единственными небанальными участниками интриги.


Но даже больше, чем красивый киношный свет, огорошивает музыка: густая, сентиментальная, с приставучим мотивчиком — в 70-х такая была во всех фильмах, а потом выходила на пластинках в исполнении оркестра Поля Мориа или Франка Пурселя, но где-то после «Списка Шиндлера» в кино её полностью истребили. Отсюда, что забавно, тоже тянется след к новой ленте Альмодовара. Её сочинил Пино Донаджо, 77-летний итальянец, в 1961 году написавший песню, с которой Мина победила в Сан-Ремо, и в «Боли и славе» эта композиция играет кульминационную роль. Но как только, двенадцать лет спустя, Донаджо стал пробовать сочинять для кино, его тут же зафрахтовал Брайан Де Пальма, для которого он писал музыку, начиная с «Кэрри» и как раз до шиндлеровских времён.

И тут мы плавно переходим ко второй категории зрителей — поклонникам Де Пальмы. Представьте себе, и здесь, как в «Проколе», будут полиэкраны — только из ютьюбовских роликов на мониторе ноутбука. Представьте, что здесь финал, как в «Глазах змеи», снят на стадионе, где надо разыскать террориста в толпе. Только монтируется он вот как: сначала общий план стадиона в ярком ровном дневном свете, затем крупный план террориста в каком-то пиротехническом дыму: он готовится нанести удар совсем как обманутый муж из немого кино (почему у всех на стадионе — день, а у террориста — ночь, непонятно); после средний план — героиня на трибуне, ошалело оглядывается по сторонам. Трибуна за её спиной полупуста: зрители сидят через три-четыре кресла, ни о какой толпе, сквозь которую пытается продраться человечность, как в классических фильмах Де Пальмы, не может быть и речи.


Так смонтировать мог только Эд Вуд или мясник, никогда не бывавший в кино, и Де Пальма на каждом углу проклинает датских продюсеров за то, что они отобрали у него фильм и вынули из него душу на монтаже. Но было бы что вынимать. Если бы героиня, как Нэнси Аллен, продиралась навстречу герою сквозь толпу, ещё было бы о чём говорить, но там же наполненность стадиона — как на местном турнире в городошный спорт! Массовки не хватило, а та, что была, разбрелась, потому что не было денег. Фильм сняли за 6 миллионов долларов. Де Пальма сморозил глупость даже не когда взялся снимать недопечённый сюжет, а когда согласился на ничтожный бюджет. Это как если бы Бах устроил концерт без органа, Вивальди — без виолончели, Pet Shop Boys — без синтезатора. Его кинооперам о людях в жерновах политики нужны большие деньги. Без них он как без рук. Пытаясь рассказать о потоках общественного зла и утыкаясь камерой в пустую трибуну, он напоминает человека, взявшегося говорить навзрыд о душевной боли, но то и дело отбегающего проверить, сварились ли у него пельмени.

Датским же продюсерам с деньгами было расставаться страшно. Взгляните на календарь: нашему дорогому любимому Де Пальме скоро стукнет 80. Конечно, такой возраст не приговор. Француз Ален Рене в 91 год получил с фильмом «Любить, пить и петь» приз в Берлине за новаторство. Японцы Канэто Синдо и Кон Итикава отметили столетние юбилеи каллиграфически изысканными постановками. Но все трое работали у себя на родине, с давней сыгранной командой, и снимали о временах своей юности, которые чувствовали нутром. У Де Пальмы и страна чужая, и мир чужой. Не то чтобы ЦРУ и ИГИЛ были для него неподходящими злодеями, но тема человечности, которая становится жертвой общественных механизмов, отыгрывается сейчас хотя бы у тех же датчан в их детективных сериалах совсем по-другому: замкнуто и ядовито, на психоанализе и алкоголе, никак не навзрыд и под оркестр Поля Мориа.


Что до возвращения в Голливуд, только и способный технически и финансово обеспечивать Де Пальме подобающие его стилю аранжировки, после двадцати лет скитаний по Европам, в 80 лет, это вряд ли возможно. Голливуд не помнит старой дружбы. Он для таких как Де Пальма — что ЦРУ и толпа в его фильмах для Траволты и Нэнси Аллен. Так что не ходите, чтобы не расстраиваться. И искренне, всем сердцем жалко парня, и несмотря на то, что выглядит всё как будто безысходно, пожелаем ему здоровья и новых реальных удач. Когда от души — глядишь, и сбудется.

Читайте также
«Годзилла 2: Король монстров»: кайдзю здесь больше не живёт
Анастасия Белокурова с грустью посмотрела новый фильм франшизы о гигантской рептилии.«Зачем он снова сюда идёт?» («Годзилла: Возрождение», японский фильм)С&n...
«Мектуб, моя любовь: Интермеццо»: дискотека века
72-й Каннский кинофестиваль близится к концу: под занавес Абделатиф Кешиш обдурил всех критиков и показал интермеццо «Мектуба», сразу ставшего самым диким фил...
«Боль и слава» — новый (и замечательный) Альмодовар в Каннах
На четвёртый день фестиваля в Каннах показали новый фильм Педро Альмодовара, который уже давно идёт в кинотеатрах на родине режиссёра. Из&...
«Джон Уик 3»: Русский бес
«Джон Уик» — на сегодня, кажется, единственная независимая кинофраншиза. Откровенно постмодернистская (западная критика окрестила серию «неонуарной»...
«Дылда»: в Каннах показали второй фильм Кантемира Балагова
В «Особом взгляде» 72-го Каннского кинофестиваля состоялся показ «Дылды» — долгожданной второй режиссёрской работы Кантемира Балагова, ученика Александра Соку...
«Мстители: Финал»: минкульт и Танос против всех
В прокат вышел гигантский кроссовер Marvel «Мстители: Финал», объединивший в эпической битве со злом супергероев, которых не сосчитать по&...
Также рекомендуем
На четвёртый день фестиваля в Каннах показали новый фильм Педро Альмодовара, который уже давно идёт в кин...
О творческом методе и рабочей этике композитора.
Педро Альмодовар. Getty ImagesПедро Альмодовар, главный феминист Испании, одним из первых в испанском кинематографе раск...
На четвёртый день фестиваля в Каннах показали новый фильм Педро Альмодовара, который уже давно идёт в кин...
О творческом методе и рабочей этике композитора.
Педро Альмодовар. Getty ImagesПедро Альмодовар, главный феминист Испании, одним из первых в испанском кинематографе раск...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00