«Малышка зомби»: страшилки поколения Z

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

С 22 августа в российском прокате новый фильм Бертрана Бонелло («Сен-Лоран. Стиль — это я», «Дом терпимости») «Малышка зомби», впервые показанный в независимой программе Каннского фестиваля «Двухнедельник режиссёров». Почему ленту ни в коему случае нельзя пропускать, рассказывает Андрей Карташов.

Бертран Бонелло снимал фильмы «про подростков-террористов», «про Ива Сен-Лорана» и «про бордель в начале XX века», а до того — пару картин, о которых довольно трудно сказать, «про что» они были. Zombi Child (как-то приятнее звучит оригинальное название, да и не зря ведь оно на английском, а не французском) пересказу поддаётся легко, но много в нём теряет, как это обычно и бывает с работами этого автора. В фильме две сюжетные линии, разнесённые на семь тысяч километров и полвека: в 1962 году на Гаити человека по имени Кларвиус Нарцисс враги превращают в зомби при помощи колдовского порошка, и он, полностью потеряв волю, работает на сахарной плантации; в наши дни пятнадцатилетняя внучка Кларвиуса Мелисса ходит в парижскую школу для детей элиты и дружит с белой девушкой Фанни, которая переживает расставание с возлюбленным. В этих подробностях как будто скрывается обещание мистического хоррора на экзотическую тему, а может быть — мистического хоррора с социальным подтекстом. Обе версии, в общем, верны, и обе, в общем, далеко не всё объясняют.

Можно с теми же основаниями считать «Малышку зомби» экранизацией не сценария, а, допустим, двух музыкальных тем, которые параллельно с текстом написал для своего фильма Бонелло. Или можно воспринимать её как сугубо визуальное произведение нефигуративного характера. Почему нет? Таков обычный фокус Бонелло: заявив более-менее сенсационную тему из голливудского кино категории B (террористы, бордель, ритуалы вуду), он развивает её без внимания к правилам сторителлинга, а звуки и картинки становятся не вспомогательным средством, а претендуют на то, чтобы стать основным содержанием картины. В память врезаются не повороты сюжета, а чистые образы. Вот подружки-одноклассницы в пижамах сидят кружком в темноте и вместе зачитывают рэп, нежные девичьи голоса повторяют за платиновым музыкантом Damso речитатив про сучек и ненависть к мусорам. Вот заколдованный Кларвиус Нарцисс бредёт спотыкающейся походкой под тёмно-синим гаитянским солнцем. Бонелло снял эти сцены в архаичной технике «американской ночи»: изображение искусственно затемнено, но очевидно, что в кадре солнечный день. Должно быть, это зомби видят мир вот так, в вечном неясном сумраке.

Кадр из х/ф «Малышка зомби», реж. Б. Бонелло, 2019 г.

В интервью Бонелло объясняет, что его зомби — принципиально другие по сравнению с теми, что в голливудских фильмах, потому и само слово в заглавии фильма написано иначе: zombi, а не zombie. Поп-культурные зомби — не только в настоящих хоррорах, но и у Джима Джармуша, например, — это ожившие мертвецы, а у француза их никто не поднимал из могилы. Эти существа — живые и мёртвые одновременно, и именно поэтому в кадре одновременно день и ночь, как на картине Магритта. Действие фильма Бонелло происходит в пространстве парадокса, а населяют его существа не фантастические даже, а логически невозможные. Поэтому так просто рассказать в двух словах, «про что» этот фильм, и так сложно сказать, о чём он, объяснить его и проинтерпретировать. В этой сложности и суть: как и другие работы Бонелло, Zombi Child говорит о мире, который не до конца поддаётся рациональному осмыслению. В нём всегда остаётся какой-то зазор, какая-то точка, в которой смысл остаётся мерцающим, а не однозначным.

Причём это не киношное царство грёзы, а наша реальность, данная нам в ощущениях. Современные сцены сняты в действительно существующей школе для детей французских орденоносцев, более того, изящная униформа с красной перевязью и особый вид реверанса не выдуманы для фильма. В Zombi Child даже есть полудокументальная сцена, в которой влиятельный французский интеллектуал, историк Патрик Бушерон в роли школьного учителя, читает девушкам лекцию о Наполеоне и революции. Во многом это фильм о Франции, о бремени белого человека, который для самого себя придумал либерте и эгалите, а в заморских колониях предпочёл практиковать рабовладение. Кстати, в жанровом кино зомби — традиционно метафора пролетариата и иммигрантов, одним словом — эксплуатируемого класса (а с эксплуататорами ассоциируются, в свою очередь, вампиры). В «Малышке» тоже так, только здесь нет обычного для хоррора страха перед зомби и отвращения к ним. Даже наоборот — заметен неподдельный интерес режиссёра к креольским ритуальным практикам, а Барон Самди — гаитянский дух, который в какой-то момент появляется в кадре, — в каком-то смысле видится большим аристократом, чем белые девушки с красной лентой через плечо. Для Бонелло зомби — модель современного человека вообще: все мы — zombi children, сомнамбулы, которые движутся через мир в неясном направлении и с неясной целью, неспособные отличить день от ночи.

Читайте также
Бертран Бонелло и You'll Never Walk Alone
Немного футбола на нашем киноканале. «Ливерпуль» — обладатель Суперкубка УЕФА. И мы точно знаем, кто этому рад. Бертран Бонелло — фра...
К успеху шли: почему сериал «Пацаны» — новое слово в жанре супергероики
Татьяна Алёшичева рассказывает о по-своему революционном сериале Amazon Prime Video.Спасибо, Джессика Джонс, что была с нами и показала, как су...
«Однажды... в Голливуде»: автопортрет художника в зрелости
В Каннах состоялась мировая премьера 9-го фильма Квентина Тарантино «Однажды... в Голливуде». Зинаида Пронченко увидела в нём трогательный и нежный автопортре...
«Пенниуорт»: новый сериал о молодом дворецком Бэтмена
Канал Epix (а в России — «КиноПоиск») показывает сериал «Пенниуорт» о молодых годах дворецкого Бэтмена — эдакую невольную...
«Как отмыть миллион»: лучший фильм-ограбление, замаскированный под худший
Алексей Васильев рассказывает о замечательном фильме канадского классика Дени Аркана, который из-за русской адаптации названия, постера и трейлера п...
«Hаpядная Офелия текла чеpез кpай»: в прокате феминистская версия «Гамлета»
На российских экранах — «Офелия», странноватый спин-офф, если можно так сказать, главной шекспировской трагедии. Клэр Маккарти экранизировала бестсе...
Также рекомендуем
Математика и чувства несовместимы — так ли это на самом деле?
До российских экранов добрался новый фильм великой француженки Клер Дени («Что ни день, то неп...
Фильм не станет вторым «1+1», но порадует любителей жизнеутверждающих комедий.
Математика и чувства несовместимы — так ли это на самом деле?
До российских экранов добрался новый фильм великой француженки Клер Дени («Что ни день, то неп...
Фильм не станет вторым «1+1», но порадует любителей жизнеутверждающих комедий.

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00