Мне не больно: «Конец сезона» Эльмара Иманова

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Конденсационный след фестиваля «Зеркало». Ещё один любопытный фильм, о котором мы не рассказали, а теперь исправляемся: «Конец сезона» Эльмара Иманова, получивший приз жюри молодых критиков и специальный приз за художественные достижения от международного жюри. Собственно, именно о художественных достижениях картины рассуждает, собственно, член жюри молодых критиков Катерина Белоглазова.

аглядывая в светящиеся окна многоквартирных домов, об этом, наверное, хотя бы раз думал каждый: по каким невидимым ни снаружи, ни изнутри траекториям жизни движутся мелькающие в окнах силуэты, о чём они молчаливо говорят друг другу? Такие комичные, как в мультике, фигуры в окнах, должно быть, испытывают время от времени одни и те же чувства, даже если сами об этом не знают и не расскажут. Дебютный полнометражный фильм Эльмара Иманова «Конец сезона» начинается и заканчивается как раз ночными планами одного из спальных районов Баку. «Эта история могла бы произойти где угодно», — отметил во вступительном слове программный директор фестиваля Андрей Плахов, отобравший фильм в конкурс после его премьеры в Роттердаме, но живущие в Германии братья Имановы (брат режиссёра Анар Иманов — автор сценария) поместили сюжет в родной Азербайджан, видимо, для того, чтобы и в этом пойти наперекор зрительским ожиданиям. В то время как от «регионального» фильма по обыкновению ждут социальной драмы, Имановы снимают общечеловеческое кино о том, как трудно даже (или особенно?) близким людям донести друг до друга свои переживания. Продуманно-эксцентричный с точки зрения кинематографической формы «Конец сезона» по духу чем-то близок стихотворению «Silencio» Фёдора Тютчева (что характерно, русский поэт долгое время также прожил в Германии, находясь на посольской должности). Отсутствие в фильме национального колорита и смелость некоторых сцен, безусловно, служат тому, чтобы на корню стереть зрительские стереотипы (о мусульманской стране и семье в частности). Это безусловно европейское кино, и всё-таки, будучи помещённой не в многоэтажку условного Берлина или Марселя, а в азербайджанский контекст, история героев «Конца сезона» — молчаливо дошедшей до порога терпения матери Фидан, её апатичного мужа-неудачника Самира (из тех, про которых говорят, что он не может даже гвоздь вбить) и их едва совершеннолетнего сына Махмуда, сбегающего от тихого разлада в семье в убогую съёмную квартиру, а от близких отношений с девушкой — в измены и музыку в наушниках, — оказывается лишена налёта клише «кино о некоммуникабельности на европейском материале». Этот свежий эффект связан не только с непривычным контекстом, но и с мотивом пробуждения после долгой усталости, который неявно присутствует в фильме. Герои этой истории (кроме отца в первой половине фильма, и можно уверенно обозначить слабость мужчины как один из глобальных тематических трендов современного кино) всё прекрасно видят и понимают, но прямо сказать не могут, разве это что-либо даст? Подобно тому, как уже в самом заглавии содержится указание на некоторый затянувшийся период, нам предстоит увидеть, как в иных ситуациях только радикальный жест может снять с инертных отношений верхний заветренный слой.

Кадр из х/ф «Конец сезона», реж. Эльмар Иманов, 2018 г.

Заглядывая в светящиеся окна многоквартирных домов, об этом, наверное, хотя бы раз думал каждый: по каким невидимым ни снаружи, ни изнутри траекториям жизни движутся мелькающие в окнах силуэты, о чём они молчаливо говорят друг другу? Такие комичные, как в мультике, фигуры в окнах, должно быть, испытывают время от времени одни и те же чувства, даже если сами об этом не знают и не расскажут. Дебютный полнометражный фильм Эльмара Иманова «Конец сезона» начинается и заканчивается как раз ночными планами одного из спальных районов Баку. «Эта история могла бы произойти где угодно», — отметил во вступительном слове программный директор фестиваля Андрей Плахов, отобравший фильм в конкурс после его премьеры в Роттердаме, но живущие в Германии братья Имановы (брат режиссёра Анар Иманов — автор сценария) поместили сюжет в родной Азербайджан, видимо, для того, чтобы и в этом пойти наперекор зрительским ожиданиям. В то время как от «регионального» фильма по обыкновению ждут социальной драмы, Имановы снимают общечеловеческое кино о том, как трудно даже (или особенно?) близким людям донести друг до друга свои переживания. Продуманно-эксцентричный с точки зрения кинематографической формы «Конец сезона» по духу чем-то близок стихотворению «Silencio» Фёдора Тютчева (что характерно, русский поэт долгое время также прожил в Германии, находясь на посольской должности). Отсутствие в фильме национального колорита и смелость некоторых сцен, безусловно, служат тому, чтобы на корню стереть зрительские стереотипы (о мусульманской стране и семье в частности). Это безусловно европейское кино, и всё-таки, будучи помещённой не в многоэтажку условного Берлина или Марселя, а в азербайджанский контекст, история героев «Конца сезона» — молчаливо дошедшей до порога терпения матери Фидан, её апатичного мужа-неудачника Самира (из тех, про которых говорят, что он не может даже гвоздь вбить) и их едва совершеннолетнего сына Махмуда, сбегающего от тихого разлада в семье в убогую съёмную квартиру, а от близких отношений с девушкой — в измены и музыку в наушниках, — оказывается лишена налёта клише «кино о некоммуникабельности на европейском материале». Этот свежий эффект связан не только с непривычным контекстом, но и с мотивом пробуждения после долгой усталости, который неявно присутствует в фильме. Герои этой истории (кроме отца в первой половине фильма, и можно уверенно обозначить слабость мужчины как один из глобальных тематических трендов современного кино) всё прекрасно видят и понимают, но прямо сказать не могут, разве это что-либо даст? Подобно тому, как уже в самом заглавии содержится указание на некоторый затянувшийся период, нам предстоит увидеть, как в иных ситуациях только радикальный жест может снять с инертных отношений верхний заветренный слой.

Мозаику этих непроговоренных отношений зритель собирает из кадров самой тривиальной жизни. Но, как уже было сказано, в строении сюжета и даже в кастинге чувствуется лёгкая эксцентрика: вот жена режет помидоры, как делала, наверное, тысячу раз, а кадром ранее трогает спящего мужа за лицо ступнёй. Её сын, кудрявый и глазастый юноша с непропорционально узкими плечами, «уже совсем взрослый», но будто нарочно, как в детском саду, облизывает тарелку и улыбается той же бесцеремонной придурковатой улыбкой, что и у отца, не придумавшего ничего лучше, чем прочистить засорившуюся трубу в ванной фехтовальной шпагой… В том, какие именно бытовые детали, какие порой даже сверхъестественные метафоры и «зеркальные» образы Имановы выбрали для того, чтобы окольным путём рассказать о переживаниях своих героев, чувствуется редкая для дебютов режиссёрская свобода, имеющая в основе своей верность не фестивальному мейнстриму, а логике чувств персонажей. При этом авторы не спешат вывалить на зрителя поток эксплицитных эмоций. Характерная особенность фильма: всё, что происходит с героями, показывается нам как бы впроброс, экранные образы устанавливают со зрителем ту же дистанцию, что невидимо присутствует между персонажами, и эта черта говорит не только о чувствительности режиссёра и сценариста к таймингу человеческих переживаний, но и об умном соотношении формального решения фильма с его содержанием.

Кадр из х/ф «Конец сезона», реж. Эльмар Иманов, 2018 г.

Сидя в зале без раздражения, но с некоторым удивлением, замечаешь, как большую часть времени фильм проплывает мимо, словно, опять-таки, за стеклянной рамой. И даже главное драматическое событие (не раскрывая сюжета, скажем лишь, что оно заставляет вспомнить «Приключение» Микеланджело Антониони — признанного мастера «кино некоммуникабельности»), как и сами герои, зрители замечают не сразу. Но именно в этой «бормочущей интонации», как назвал её мой коллега по жюри Андрей Карташов, действительно кроется достоинство фильма, и стоит досмотреть его до конца, чтобы чистая длительность финальной сцены с каждой утекающей нотой мелодии додала тебе то, что так упорно противилось восприятию. Боль — некоммуникабельна. Чтобы ею поделиться, можно разве что причинить такую же. Но как только момент переживания истёк, хлопнешь себя по лбу: да это же всё-таки очень смешно!

Читайте также
«Двойная жизнь» Оливье Ассайаса: болтун — находка режиссёра
Алексей Васильев рассказывает о новом фильме одного из важнейших французских режиссёров и поминает Корнея Чуковского.Две успешные супружеские п...
«Человек-паук: Вдали от дома»: блокбастер против ромкома
В российском прокате «Человек-паук: Вдали от дома», второй фильм обновлённой франшизы, завершающий к тому же сюжетную арку «Саги бесконечн...
«Паразиты» Пон Чжун Хо: победитель Каннского кинофестиваля в прокате
В российском прокате «Паразиты» Пон Чжун Хо — победитель 72-го Каннского кинофестиваля, очевидно один из главных фильмов этого года. Зинаида Пронченко с подро...
Новые сериалы. «Самый громкий голос»: Рассел Кроу в роли создателя Fox News
Канал Showtime (а в России «КиноПоиск» и Amediateka) показывает сериал «Самый громкий голос», посвящённый одиозному создателю телеканала Fox Ne...
Фильм «Тридцать»: ещё одна весёлая вечеринка окончилась погасшим в глазах огнём
Гордей Петрик рассказывает о нашем любимом фильме с фестиваля «Зеркало» — «Тридцать» Симоны Костовой, самом малобюджетном фестивальном хите год...
Драматургия аффекта: «Слепое пятно» Тувы Новотны
В конкурсе фестиваля «Зеркало» в этом году участвовала картина «Слепое пятно» — снятая без монтажных склеек история о семье, попытке суицида и «серых зонах» (...
Также рекомендуем
После премьеры на Beat Film Festival 6 августа A-one выпускают в российский прокат  философское виде...
На Netflix состоялась премьера новой картины Спайка Ли «Пятеро одной крови». Фильм рассказывает о&n...
С 31 января на Netflix — новый фильм любимцев всех на свете кинокритиков, братьев Сэфди, «Неогранённ...
Сегодня 60 лет исполняется прекрасному актёру Шону Пенну. По этому поводу решили вспомнить не менее прекр...
После премьеры на Beat Film Festival 6 августа A-one выпускают в российский прокат  философское виде...
На Netflix состоялась премьера новой картины Спайка Ли «Пятеро одной крови». Фильм рассказывает о&n...
С 31 января на Netflix — новый фильм любимцев всех на свете кинокритиков, братьев Сэфди, «Неогранённ...
Сегодня 60 лет исполняется прекрасному актёру Шону Пенну. По этому поводу решили вспомнить не менее прекр...

Последние новости

Первый взгляд на «Кошмар Питера Пэна в Неверленде»
Это будет ужастик от создателей хоррора «Винни-Пуха: Кровь и мед».
Кейт Бланшетт о сатире «Слухи»: «Этот фильм не пытается быть высказыванием»
По сюжету, лидеры стран «Большой семёрки» потерялись в лесу.
00:00