Она написала кибернуар: «Убийство на краю света»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из сериала «Убийство на краю света». Hulu/FX

«В Соединённых Штатах насчитывается 40 000 неопознанных мертвецов, и половина из них — женщины», — эта мысль не даёт покоя создателям трагически закрытого, поэтичного сериала «ОА» Брит Марлинг и Залу Батманглиджу. Спустя четыре года они возвращаются с амбициозным детективом «Убийство на краю света», который устойчиво встаёт на почву лучших образцов жанра, чтобы поддеть эту опору, выдернуть её из-под ног зрителя и показать: мы до самого финала не будем иметь понятия, что здесь происходит и чем всё это обернётся.

После удивительного сай-фая «Другая Земля» о женщине, которая ждёт переезда на копию нашей планеты, триллера о лидере культа «Звук моего голоса» и драмы «ОА», которая включает в себя перерождение, исцеление от слепоты, жизнь в семье постсоветского олигарха и поразительное высказывание об экологии и человеческой связи, шоураннеры неожиданно приходят к традиционной форме детектива, который внимательно обращается к каждому из классических тропов в надежде найти в нём нечто новое.

Кадр из сериала «Убийство на краю света». Hulu/FX

Одно из главных достоинств «Убийства на краю света» — его повествовательная сила, поскольку в сюжете разворачиваются одновременно два интригующих расследования. Эмма Коррин меняет костюм элегантной принцессы Дианы из «Короны» и оборачивается угловатым детективом-любительницей и по совместительству хакером Дарби Харт. Одно из расследований является воспоминанием Дарби, описанным в её детективном романе Silver Doe о пропавших женщинах, которых связывает один и тот же характер смертей. Сыщица и дочь коронера объединяется с парнем из интернета, таким же обеспокоенным энтузиастом Биллом (очередная отличная работа Харриса Дикинсона, у которого лучшие роли ещё впереди). Вместе они колесят по Америке, преследуя предполагаемого маньяка, и это захватывающее дело сближает и полностью меняет обоих, прежде чем они расстанутся так же внезапно, как сошлись.

Спустя годы по удивительному стечению обстоятельств Дарби обнаруживает себя на борту частного лайнера в компании IT-элиты: каждый из них получил приглашение на ретрит от загадочного миллиардера Энди Ронсона (Клайв Оуэн) и его жены, легенды мира хакеров Ли Андерсон (Брит Марлинг). Собравшись в гостиной особняка на заснеженной пустоши в Исландии, Дарби снова встречает Билла. Однако, прежде чем им удаётся наладить утерянную связь, в ледяной цитадели Ронсона происходит убийство.

Кадр из сериала «Убийство на краю света». Hulu/FX

Шоу, наполненное предчувствием тревожных перемен, связанных с новыми технологиями и альтернативным интеллектом, с трудом добралось до экранов, в том числе потому, что его выход задержала голливудская забастовка SAG-AFTRA и WGA, профсоюзов, которых проникновение искусственного интеллекта в творчество напугало достаточно, чтобы они решили перекрыть кислород всей индустрии и затормозить неизбежное. «Убийство на краю света» помещает Дарби в классическую завязку детективов Агаты Кристи, когда в запертой комнате особняка происходит убийство и все его эклектичные обитатели оказываются изолированы, попадая под подозрение.


Однако героиня этого сериала находится в обществе не только потенциальных убийц, но и той части элиты, которая делает ставку на концепцию технологически развитого будущего в духе «Чёрного зеркала» и собирается вместе, чтобы обсудить, каким может быть новый мир, который предстоит спасти от экологической катастрофы.


Кадр из сериала «Убийство на краю света». Hulu/FX

Ключевое качество добросовестного детектива — последовательность и желание авторов пригласить зрителя составить компанию сыщику в разгадке тайны. В «Убийстве на краю света» никто не безучастен: Дарби и Билл знакомятся благодаря интернету и разыскивают маньяка с помощью тысяч незнакомцев, объединённых идеей коллективной вовлечённости, миссией восстановить справедливость, у которой, как известно, нет срока давности. Столкнувшись с новым расследованием, Дарби оказывается один на один с загадкой убийства. Она не скрывает блистательные догадки, чтобы бросить их в лицо зрителям в финале, но в её распоряжении — только внутренние технологии особняка подозрительного миллиардера и его измученной, некогда восхитительной жены и искусственный интеллект Рэй, который, кажется, человечнее, чем все в этом доме.


Принципиально важной идеей сериала является образ самой смерти: как правило, это кровавая, но эстетичная сцена с мёртвой женщиной, которая одним своим видом предлагает сыщику присоединиться к разгадке тайны её убийства. Для Марлинг и Батманглиджа важно отказаться от намёка на эксплуатейшн, их шоу — всё ещё о человеческих связях и эмпатии.


Кадр из сериала «Убийство на краю света». Hulu/FX

Если Эркюль Пуаро, оказавшись запертым в одной гостиной с мерзавцами, был сосредоточен на их мотивах и личностях подозреваемых, Дарби идёт от противного — её беспокоит только жертва. Это запускает новую загадку: как много ты знаешь о человеке, который казался предельно честным с тобой? Каждый знал жертву немного иначе, и, лишь складывая пазл воедино, можно понять, насколько глубокой и цельной была картина личности не только того, кто был убит, но и всех вокруг.

Именно эмпатия загоняет Дарби в угол и подрывает доверие к себе. Сыщица должна снова и снова доказывать свою компетентность в глазах свидетелей и потенциальных подозреваемых по двум причинам: 1) она умная, но юная девица; 2) которая позволила себе показать, что убийство стало для неё потрясением. Постояльцы согласны отвечать на её вопросы, лишь когда рядом с Дарби оказывается Энди. Он дублирует её вопросы, и можно увидеть, как слова героини приобретают вес прямо в воздухе, вылетая изо рта мужчины. Пренебрежение к женщинам — ещё один слой, который добавляет объёма этой истории через расследование серийных убийств неопознанных Джейн Доу и образы хакера-революционерки Ли Андерсон, которая угодила в клетку, а также первой женщины на Луне, которая попала в зависимость от IT-магната. Технологии в этом смысле становятся для них не столько дополнительной угрозой, сколько самым верным другом.

Кадр из сериала «Убийство на краю света». Hulu/FX

«Убийство на краю света» — определённо лучшее, что могло случиться с ценителями детективного жанра этой зимой за неимением триквела «Достать ножи».


Называть этот сериал вторичным по отношению к канонам жанра так же бессмысленно, как ставить это в упрёк Райану Джонсону. И всё же рассматривать этот мрачный триллер всего лишь как загадку, пусть и в атмосфере кибернуара, было бы слишком поверхностно.


От тревожно глубоко проникающего женоненавистничества до удивительного переплетения человеческих судеб, попыток осознать степень интеграции технологий в наш мир и фетишизации ресурсов власти — всё это превращает уютную и умную мистерию убийства в эффектный и тревожно-убаюкивающий скандинавский нуар с яркими героями, которому удаётся избегать клише, но с удивительной искренностью и прямолинейностью переосмыслить классику.

Иногда это шоу, превосходно снятое и включающее в себя саундтрек Partita For 8 Voices, который невозможно забыть, если вы видели «Тьму», проседает, позволяя себе остановиться, чтобы прочувствовать драму происходящего, подумать, не являются ли технологические поиски Энди Ронсона чем-то более зловещим, чем попыткой спасти мир, полюбоваться на эффектные символы шокирующего богатства. Однако это тот редкий сериал, который мастерски вызывает зуд неудовлетворённого любопытства с первых минут эталонного пилота: он либо пообещает зрителям самое захватывающее зрелище этой зимой, либо заставит возненавидеть его. Как бы то ни было, к тому моменту, как Райан Джонсон подкинет эксцентрику Бенуа Бланку новую загадку, у хакера-детектива-любительницы Дарби Харт может появиться свой собственный мир и новая интригующая головоломка.

Читайте также
«Великая магия» Нанни Моретти: снять фильм и не сойти с ума
Об обаянии фильма итальянского постановщика, отсылающего к Федерико Феллини.
«Корона»: престижная королевская драма тускнеет к финалу
Но остается одним из лучших шоу современности, которого нам будет не хватать.
«Крецул» — нестандартная спортивная драма, основанная на реальных событиях
Вдумчивое пацанское кино, выигрывающее на жанровом поле байопика.
«Оставь мир позади»: Джулия Робертс и Махершала Али в хай-тек-триллере от автора «Мистера Робота»
Рассказываем об экранизации одноимённого романа писателя Румаана Алама.
Жизнь — это свет, сияющий во тьме: «Мальчик и птица» — мрачная сказка Хаяо Миядзаки
Фантазийная драма взросления и самая личная работа режиссёра за всю карьеру.
«Май декабрь»: межсезонье
О загадочном фильме, который непременно должен заявить о себе во время наградного с...
Также рекомендуем
Карина Назарова рассказывает о вымышленных мирах антиутопий.
Обаятельная инди-драма о воссоединении инфантильного отца и бойкой дочери.
Карина Назарова рассказывает о вымышленных мирах антиутопий.
Обаятельная инди-драма о воссоединении инфантильного отца и бойкой дочери.

Последние новости

Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
Боб Айгер обещает выпускать не больше трёх фильмов Marvel в год
Глава Disney ставит на качество, а не количество.
Сэм Харгрейв снимет фильм на основе машинок Matchbox от Mattel
Режиссёр, известный по дилогии фильмов «Тайлер Рейк».
Мишель Йео сыграет в сериале «Бегущий по лезвию 2099»
Продолжении сиквела с Райаном Гослингом.
00:00