«Селфи»: приключения Хомерики в стране продюсеров

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В российском прокате «Селфи» Николая Хомерики — второй кряду коммерческий фильм режиссёра, прежде снимавшего камерные, медленные и, как правило, остававшиеся без проката картины. Кино ТВ спросил у Зинаиды Пронченко, почему режиссёры-авторы всё чаще превращаются в режиссёров студийных и получил развёрнутый ответ:

Если даже допустить, что кому-то действительно интересно, зачем режиссёры из поколения «новых тихих» бросились, как один, снимать блокбастеры (прямо скажем, загадка не уровня «Кто убил Джона Кеннеди?»), ответ на вопрос будет только нецензурный. В России почти всё происходящее происходит самым бессмысленным образом и неизменно с плачевным результатом. Хождение в «народное кино» Николая Хомерики — тому вопиющий пример.

Мелкотемье камерных тоскливых мелодрам, в которых этика была уравнена с эстетикой, при этом не оригинальной, а украденной у энного количества патриархов авторского кинематографа (те же Варда, Муратова, Иоселиани на манеже), ещё можно было как-то пережить и простить из соображений хотя бы классового непотизма. «977», «Сказка про темноту» и «Сердца бумеранг» в лучших своих моментах якобы сочились нежностью к маленькому человеку, а это наш брат интеллигент любит. Рецепт известный: матерные jeu de mot плюс гаррелевская ч/б ностальгия, такой универсальный дисклеймер невыносимой лёгкости отечественного бытия. Когда все снимают про уродов, тому, кто про людей — охота в ножки кланяться.

Но с «Ледоколом» и особенно «Селфи» уже совсем другой коленкор. Маленький человек тут затёрт во льдах или выглядит, как Сергей Минаев (в «Селфи» у него камео — продавец конспирологических брошюр в пригородной электричке). Если в «Ледоколе» Хомерики по-хипстерски ещё мог заинтересоваться позднесоветской фактурой, то уж в «Селфи», явно нуждающейся в апдейте апологии московского гламура, почившего почти десять лет назад, ему нечем поживиться — разве что подирижировать Фёдором Бондарчуком.

В рекламной индустрии некоторые ролики (машины, бьюти, продукты питания) поручают снимать оператору, экономя на режиссёре, а в домашних кинозаготовках, экономя на муках совести и экзистенциальных терзаниях, чтобы не спрашивать у вечности или у собственного отражения в зеркале — в чём правда, брат? — наоборот нанимают умных мальчиков — мёртвых душ. Хотя и оператор Федор Лясс или Владислав Опельянц прекрасно бы справились. В «Дуэлянте», например, как бы ужасен и мизерабелен не был результат, чувствуется поступь Мизгирёва, крупнобюджетные экзерсисы Хомерики подчеркнуто безличны. Не случайно в «Ледоколе» он сыграл американского лётчика, который пролетает над терпящим бедствие кораблем — типа я тут мимо пробегал, притормозил поздороваться.

Сколько бы не рассказывал Хомерики в интервью — как увлекательно нащупывать общий язык с массовым зрителем, верить в смену курса — со снобизма на гуманизм — веских причин нет. Проводить параллели с западными коллегами, отказавшимися от «другого кино» ради свершения ползучей революции в Голливуде, тоже рука не поднимается. Ну, какой из Хомерики Питер Джексон. Участие в «Селфи» — не фаустовская сделка, скорее случайный акт имиджевого самосожжения, творческие люди, конечно, тяготеют к аутодеструкции, потому что мир преступно далёк от идеала, потому что душа болит, но редко, вернее, никогда — из пофигизма.

Впрочем, поп-психоанализ определил бы поведенческую девиацию Хомерики, как очередное проявление «духа времени», характерного тотальным засильем «второго уровня иронии». С её именем на устах совершаются в родном пространстве абсолютно дикие, удивительные поступки. Общая ущербность и тупиковость внутриполитической ситуации, отложенные творческие надежды и планы, безысходная биполярность, стартовавшая 20 лет назад с «Голосуй, а то проиграешь», сегодня достигшая апофеоза в эрзац-противостоянии Путин/Собчак. Вся эта давно разоблачённая морока поселила на наших лицах глумливую улыбочку. Мы как будто подмигиваем друг другу — ну, ты же понимаешь, я понимаю. В конце концов, постмодернизм многое спишет. А, если и нет, где унижаться, всё едино.

Читайте также
Плакатное искусство: в прокат выходят «Три билборда за пределами Эббинга, штат Миссури»
До российских кинотеатров добрался последний фильм Мартина МакДоны, собравший к февралю полтора десятка престижных наград и являющийся одним из...
Конец фильма: в российском прокате «Хэппи-энд» Михаэля Ханеке
Рецензия Зинаиды Пронченко и сюжет Ильи Максимова с московской премьеры фильма. Умилявшийся возрасту дожития в «Любви», Михаэль Ханеке вернулся с&nb...
«Приключения Паддингтона 2» и российский прокат: цирк глазами медведя
Оля Касьянова посмотрела самый скандальный (внезапно) фильм января. Выходной день. На первом утреннем сеансе в киноцентре на Красной...
«Мешок без дна»: величайший шоумен
Оля Касьянова о новой картине Рустама Хамдамова, вышедшей сегодня в ограниченный и мимолётный, очевидно, прокат.Новую работу Рустама Хамдамова,...
Примат «Формы». Зинаида Пронченко ругает фильм Гильермо дель Торо
В российский прокат вышел фильм «Форма воды» — триумфатор Венецианского кинофестиваля и фаворит «Оскара». Зинаида Пронченко — одна из немн...
«Птица» нового мира. Почему все в восторге от Греты Гервиг?
Зинаида Пронченко анализирует самый громкий режиссёрский дебют года — фильм «Леди Бёрд» любимой актрисы Ноа Баумбаха Греты Гервиг. Камерная инди-драма со...
Также рекомендуем
Оля Касьянова о новой картине Рустама Хамдамова, вышедшей сегодня в ограниченный и мимолётный, очевидно,...
Алексей Филиппов рассказывает про фильм, в котором бабка за маму, мама за дочку, а в конце репка.
Оля Касьянова о новой картине Рустама Хамдамова, вышедшей сегодня в ограниченный и мимолётный, очевидно,...
Алексей Филиппов рассказывает про фильм, в котором бабка за маму, мама за дочку, а в конце репка.

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00