«Сердце пармы»: империя, которая держится на страхе, должна умереть

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Сердце пармы»

В прокат выходит исторический блокбастер Антона Мегердичева «Сердце пармы», экранизация одноимённого романа Алексея Иванова. Режиссёр «Метро» и «Движения вверх» рассказывает историю становления Великопермского княжества. О картине и имперских амбициях рассказывает Тимур Алиев.

Легендарный роман Алексея Иванова пытались экранизировать практически сразу после выхода в 2003 году. Уже через пару лет объявили, что это сделают «Централ Партнершип» и режиссёр «Бригады» Алексей Сидоров, но не срослось. После некоторого затишья к экранизации подступилась студия Star Media, специализирующаяся на историческом кино. Кресло режиссёра мог занять Сергей Бодров — старший, но из-за плотного графика отказался, сохранив позицию сценариста в проекте. Долгострой двинулся в путь и пришёл в пункт назначения уже совсем в другой России.

Кадр из фильма «Сердце пармы»

Вряд ли создатели предполагали, какой подтекст будет считываться в картине сегодня. История разворачивается во времена правления Ивана III (Фёдор Бондарчук). В далёкой от столицы Усть-Выми заправляет князь Ермолай (Александр Горбатов), статный и добродушный правитель, задумавший объединить земли.

Но вогулы (местный народ) не очень-то рады русским на своей родине. Их князь, хакан Асыка (Валентин Цзин), жаждет изгнать русичей силой оружия. Он не верит ни в дипломатию, ни в духов. Последней каплей становится кража у вогулов Золотой бабы — святыни язычников, которую похищают новгородские наёмники на службе Ермолая. Асыка нападает на Усть-Вымь, сжигает город и убивает князя. Чудом удаётся спастись воеводе Полюду (Сергей Пускепалис), сыну Ермолая Михаилу (Ярослав Белобородов) и юной пермской девушке Тиче (Милена Софронова).

Кадр из фильма «Сердце пармы»
Кадр из фильма «Сердце пармы»

Спустя несколько лет подросший Михаил (Александр Кузнецов) пытается быть правителем Чердыни. Но авторитета у него нет, Михаила никто не уважает, а за пацифистскую позицию молодого князя презирают. Юному правителю приходится быть между молотом и наковальней: с одной стороны Москва, которая «сильнее всех», с другой стороны племена вогулов во главе с Асыкой. В конечном счёте искусство дипломатии сойдётся с силой оружия, а регионы схлестнутся со столицей — в масштабной битве, которая смотрится как русский ответ «Игре престолов». Но в целом повествование фильма то и дело провисает, режиссёр не выдерживает событийного богатства первоисточника (отсюда значительное урезание романа, которое пошло отнюдь не на пользу полнометражному фильму). Возможно, проект изначально задумывался как сериал.


Избыток древнерусского духа в «Сердце пармы» идёт нога в ногу с фэнтези-составляющей, за которую отвечает Тиче — не то человек, не то ведьма-ламия. Образовав связь с древней богиней, дух которой обитает в Золотой бабе, Тиче становится пермской королевой-обольстительницей, женой Михаила.


Мегердичев, как и другие российские режиссёры, не может обойтись без объективации — актриса Елена Ербакова большую часть хронометража появляется в кадре полностью обнажённой. Словно её сила заключена исключительно в природной красоте, а не в колдовских навыках. Попытка Мегердичева обратить колониальный дискурс в сражение патриархата и матриархата (Матушки-природы в лице Тиче) терпит крах и приводит историю в тупик. За коварной привлекательностью женщины не кроется ни нетривиальный подтекст, ни какая-либо тайная сила. После одной из сцен, подчёркивающих двойственность женской натуры и вечные недоговоренности Тиче, зритель может усомниться и в искренности чувств Михаила и ведьмы-ламии.

Противостояние разрастающейся империи неизбежно связано с подавлением свободы малых народов. В кадре, конечно, не звучит определение пермяков как выдуманного народа, а Великопермское княжество никто не называет страной, обязанной монголо-татарскому игу. Но общий контекст легко считывается: если ты регион, то заткни рот, плати дань и не возмущайся — Москва сильнее, придёт и всё отберёт. Мир фильма «Сердце пармы» — это империя самодовольных патриархов: во главе царства (Иван III, Фёдор Бондарчук), в церкви (епископ Иона, Евгений Миронов) и в колонии (князь Михаил, Александр Кузнецов). Империя, которая должна умереть, ведь держится исключительно на силе страха.

Читайте также
«Телефон мистера Харригана»: послания с того света
Максим Ершов разбирается в необязательном и нестрашном, но трогательном фильме о не...
Драма «Исповедь»: инструкция по прощению
О том, каким получился режиссёрский дебют актёра Фрэна Кранца.
«Решение уйти»: сокрушительная нежность и спасительная страсть в детективе Пак Чхан-ука
В прокате новый фильм режиссёра «Служанки» и «Олдбоя».
«Не говори никому»: как семейная поездка обернулась страшной трагедией
Благими намериниями вымощена дорога в ад.
Фильм «Голиаф»: гул лопнувшего терпения
О библейском мотиве и венецианском успехе.
«Экспресс» Руслана Братова: железобетонный результат
Букмекерская контора и мечта в маленьком городе.
Также рекомендуем
Про магический реализм и откровения кинематографиста.
История о том, как Скотт Пилигрим, басист маленькой канадской группы, сражается с бывшими Рамоны Флауэрс, деву...
Мишель Йео предстала в своей лучшей роли в новом фильме Квана и Шайнерта
На Netflix вышла картина «Раскопки», в главных ролях Кэри Маллиган и Рэйф Файнс. Это сентименталь...
Про магический реализм и откровения кинематографиста.
История о том, как Скотт Пилигрим, басист маленькой канадской группы, сражается с бывшими Рамоны Флауэрс, деву...
Мишель Йео предстала в своей лучшей роли в новом фильме Квана и Шайнерта
На Netflix вышла картина «Раскопки», в главных ролях Кэри Маллиган и Рэйф Файнс. Это сентименталь...

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00