Спуск в бездну: «История моей жены» Ильдико Эньеди

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

Кадр из фильма «История моей жены»
Кадр из фильма «История моей жены»

Ксения Ильина рассказывает про фильм, в котором одно шуточное пари круто изменило жизнь всех причастных. Новая работа Ильдико Эньеди, постановщицы великолепной картины «О теле и душе».

Высокий крепкоплечий блондин с задумчивыми глазами курит на борту корабля, перемещается из каюты в каюту, проверяет, всё ли там на своих местах. Это Якоб (Гийс Нейбр), капитан грузового судна, привыкший жить от рейса к рейсу. Однажды, будучи на большой земле, на которой он обычно не проводит много времени, Якоб встречается с давним товарищем. В шутку говорит, что брак — дело важное, вспоминает слова судового повара о том, что от болей в желудке помогает брак, и решает жениться на первой, кто войдёт в двери кафе. Импозантная пожилая дама почти переступает порог, но судьба отводит её в сторону от пути Якоба. Приятели смеются, а следующей за столик сядет Лиззи (Леа Сейду) и закурит сигарету в ожидании опаздывающего компаньона. Якоб подойдёт и попросит её стать его женой. Через неделю эти двое вступят в длинный, странный и роковой брак. Начало довольно эпатажное — но главные страсти ещё впереди.

Кадр из фильма «История моей жены»
Кадр из фильма «История моей жены»

Новый фильм венгерки Ильдико Эньеди, победившей на Берлинале-2017 с фильмом «О теле и душе», снят по роману Милана Фюста «История моей жены: воспоминания капитана Шторра». С этим фильмом Эньеди в 2021 году впервые вернулась в каннский конкурс, где в 1989-м награду получил её первый полный метр «Мой XX век». От символизма «О теле и душе» в «Истории моей жены» осталось мало — режиссёрка с головой уходит в романный первоисточник, пожалуй, даже слишком примерно следуя заветам литературного жанра.

Эпопейное по хронометражу, воссозданному антуражу и событийному размаху кино Эньеди на удивление смотрится вполне захватывающе. Событий, укомпонованных в почти три часа экранного времени, хватило бы и на несколько серий. В то же время тут нет духоты исторического фильма, как это часто бывает в современном кино, которое очень хочет одновременно и быть духом ушедшего времени, и оставаться невероятно актуальным. От придумывания собственных историй Эньеди уходит к чужому роману, однако узнаваемые визуальные находки, раскиданные по всем её картинам, найдутся и тут.

Ильдико Эньеди как режиссёрка обладает ценным талантом. Она умеет показывать чувства и настроения своих героев через случайные, необязательные подробности внутри кадра — например, через отражения в зеркалах и стёклах. Промежутки времени и массивы эмоций способны схлопнуться до жеста и взгляда. Так, Якоб пристально наблюдает за Лиззи в зеркало, когда она уже после свадьбы флиртует с очередным воздыхателем (Луи Гаррель), и мы точно знаем о той тяжести, что лежит у него на душе. Или он сам не отрывает взгляда от лица молодой пассажирки своего корабля, которая смотрит на него сквозь окошко закрытой двери. Зритель понимает — это взгляд той преданности, которую никогда не подарит ему жена. В такие моменты в монтажные склейки просачиваются новые смыслы, о которых умолчала предыдущая сцена и о которых не будет явно сказано в следующей. И когда Лиззи говорит Якобу, что хочет видеть в нём не «правильного мужчину», а в меру коварного соблазнителя, — зритель об этом тоже уже знает. Слова лишь подтверждают то, что было сказано прежде — без их помощи.

Название фильма Эньеди — его главный обман. «История моей жены» — конечно, никакая не история Лиззи. Как ни посмотри на этот ход: будь он намеренным авторским актом или же досадным драматургическим просчётом, зритель сосредотачивается на судьбе Якоба, переживает за него, чувствует себя обманутым или желанным вместе с ним. Героиня Сейду тут лишь для того, чтобы подсвечивать лучшие и худшие качества мужа, выводить его из пассивности, которая так свойственна капитану на суше. Сама Лиззи, к зрительской досаде, дана как персонаж, определяющийся скорее через свою верность мужу — или через отсутствие таковой. Мотивы её действий сложно обнаружить в самом теле фильма — это то, что остаётся всегда вне его пространства, равно как и то, что Лиззи делает за пределами их общей с Якобом квартиры. Это пространство умолчания.

Но тем не менее без Сейду это кино не получилось бы. Она идеально подобрана на роль — уже сама её внешность кроткого ангела с хитрым взглядом работает безотказно. Но это, конечно, не все. Сейду как актрисе доступен большой диапазон эмоциональных полутонов, и она мастерски им пользуется. И вот он, наконец, скудный подарок, потерянный символизм: бушующая водная стихия в фильме — это символ непокорности Лиззи. Да это, собственно, и всё, что мы знаем об этой молодой женщине. Океан для капитана Якоба оказывается более понятным, чем возлюбленная.

Изысканные, прекрасно воссозданные декорации того волшебного времени 1920–30-х годов, когда Европа замерла в экстазе перед страшной катастрофой, — весомое достоинство повествования. Хочется вместе с моряками пройтись по залитой солнцем корабельной палубе или усесться за столик парижского салона и заказать бокал красного вина, прислушиваясь к звукам рояля. Мир фильма Эньеди тактилен, ко всему в нём хочется прикоснуться, вдохнуть запах моря, табака и духов, что привозит для Лиззи Якоб. И в конце концов, после такого путешествия сквозь время хочется дать фильму зелёный свет: у Эньеди получилось страстное, пусть и слегка устаревшее кино о том, как именно любовь делает человека слепым. А ещё, кстати говоря, и о том, что печально известные «токсичные отношения» существовали задолго до того, как стали ярлыком, застывшим на губах.

Читайте также
«Герой» Асгара Фархади: без лишних слов
Вероника Хлебникова рассказывает о картине про то, что всё ещё благими намерениями ...
«Брат во всём» Александра Золотухина: Небо. Самолёт. Юноши
Ксения Реутова рассказывает о втором полнометражном фильме ученика Сокурова — «Брат...
«Сирано» Райта: мюзикл, где длинный нос исчез, а слова важнее музыки
Новая версия известной пьесы от Джо Райта.
По ту сторону «Удовольствия»: в прокате фильм про порноиндустрию
Без лишнего драматизма и романтизации.
«Камон Камон» Майка Миллса: добрый дядя Хоакин
Одинокий радиоведущий в исполнении Хоакина Феникса присматривает за 9-летним племян...
«Кими»: техно-триллер Стивена Содерберга с Зои Кравиц в главной роли
О том, каким получился фильм о ковидно-цифровой эпохе
Также рекомендуем
Про мир, в котором люди потеряли возможность (или дар) чувствовать боль.
Режиссёр — о чувствах и «Предчувствии» в интервью Сусанне Альпериной.
Про мир, в котором люди потеряли возможность (или дар) чувствовать боль.
Режиссёр — о чувствах и «Предчувствии» в интервью Сусанне Альпериной.

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00