«Тори и Локита»: Кай и Герда в европейском царстве

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Тори и Локита»

В прокате двенадцатый полнометражный фильм братьев Дарденн «Тори и Локита», получивший специальный приз Каннского кинофестиваля в этом году. Тимур Алиев разбирается, как изменился вектор творчества бельгийского дуэта.

Локита сидит на стуле в окружении сотрудников миграционной службы. Она — беженка, оказавшаяся в Бельгии не совсем по своей воле. Мы не знаем, сколько главным героям лет, но Локита вполне похожа на девушку старшего школьного возраста, а Тори, возможно, мог бы учиться в средней школе. Если бы был обычным белым мальчиком из Европы.

«Тори и Локита» — драма о тяготах жизни беженцев, которые оказались в мире, существующем по законам современного капитализма. За ширмой вселенной возможностей на самом деле кроется огромная машина бюрократической волокиты. Локита, например, не может официально ни работать, ни учиться — девушке нужно получить вид на жительство, но его не дают. Она пытается рассказать свою историю о том, что приехала искать брата и нашла его (им оказался Тори). Однако офицеры службы миграции непреклонны.

Кадр из фильма «Тори и Локита»

Молодые люди, застрявшие в безвыходной веренице проблем и трудностей, стараются не сдаваться. Вечерами они подрабатывают в чёрную, продавая наркотики, — «спасибо» дилеру из ресторана. Днём Тори и Локита вынуждены платить «налог» людям, которые привезли их обоих из Африки в Европу. Свободных денег толком не остаётся; что-то нужно отправлять маме Локиты — та живёт в Африке с пятью её братьями. Путь к легализации и выживанию очень непрост.

Казалось бы, Дарденны не первый раз обращаются и к рабочему классу («Два дня, одна ночь»), и к тяготам подрастающего поколения («Розетта») в своих фильмах. Герои их картин — неприкаянные «маленькие» люди на обочине жизни. До них никому нет дела; и в «Тори и Локите» на этом делается особенный акцент. Подростки для многих окружающих — даже и не люди вовсе, а средство для получения прибыли, бесправные существа.

Кадр из фильма «Тори и Локита»

Доведя Локиту до точки невозврата, бельгийский дуэт отправляет её в подобие тюрьмы. Хотя ей самой это представляют как рабочее место: просто спи, ешь, ухаживай за фермой, на которой выращивается конопля и прочие запрещенные вещества, — мы сделаем тебе ВНЖ в обход легальной процедуры. Где-то к середине фильма пресловутые европейские ценности и развитая демократия отходят даже не на второй, а на третий план. Тори и Локита остаются предоставленными сами себе, всё глубже закапываясь в мир криминала и чёрного рынка.

Дарденны позволяют себе ряд манипуляций, которые абсолютно точно вызовут заряд эмпатии у зрителя. Девушка, например, непременно столкнётся с насилием со стороны мужчин-патриархов, от действий которых буквально зависит её судьба. Мальчик, волк-одиночка, будет подвергаться эмоциональному насилию со стороны взрослых.

Кадр из фильма «Тори и Локита»
Кадр из фильма «Тори и Локита»

Мигранты, вынужденные прогибаться под изменчивый мир, — у Дарденнов объекты бесконечного сочувствия и сопереживания. Да, кругом несправедливость, но с ней сталкиваются в разной степени абсолютно все. Да, бесправные люди, приехавшие устраивать новую жизнь в Европе, бегут не от хорошей жизни. Но в «Тори и Локите» подростки оказываются зажаты в угол обстоятельств даже не наравне с другими обитателями приюта. Потому что они не просто мигранты, а ещё и чернокожие.

На другом берегу Ла-Манша бельгийцам хлопает большой знаток социальной несправедливости Кен Лоуч. Но там, где британец искусно балансирует между трагедией «маленького человека» и системой, Дарденны не в состоянии придерживаться этики и элементарных правил приличия. 


Тори и Локита, мечтая о сказочном будущем, в какой-то момент и сами превращаются в сказочных персонажей, разлучённых злым роком, имя которому Европа.


Кажется, необъятный гуманизм, который 20 лет назад прославил Дарденнов на международных фестивалях, спустя годы обрёл совершенно несовместимые с жизнью черты. Как и в предыдущей картине «Молодой Ахмед», сопротивляясь гнёту системы, юные и безропотные персонажи бельгийцев сталкиваются с радикальными проявлениями насилия. Ещё немного, и Дарденны будут выдавать на фестивалях и премиях агитационные речи, превращаясь из режиссёров в активистов. Впрочем, в 2022 году идея расчеловечивания в угоду геополитике наперекор обыденным мечтам о простой, хорошей жизни звучит особенно актуально.

Читайте также
«Чудо» Себастьяна Лелио: Флоренс Пью расследует загадку в ирландской глуши
Максим Ершов рассказывает, чем может понравиться размеренная драма о жизни верующих...
Ласковое безразличие мира: рецензия на аниме «Человек-бензопила»
Сергей Сергиенко рассказывает про один из самых ожидаемых аниме-сериалов года.
Фильм «Эмили»: признание в любви от поклонницы и превосходный актёрский перформанс Эммы Маккей
Карина Назарова рассказывает о байопике о писательнице Эмили Бронте.
У зеркала два лица: рецензия на фильм «Дела человеческие»
В картине сыграли Шарлотта Генсбур, Матьё Кассовиц и Бен Атталь.
«Сверхъестественное. Знаки»: лучший сай-фай года с теориями заговоров и летающей пепельницей
Влад Шуравин рассказывает о многогранной работе авторов «Паранормального».
«Мост через озеро»: тихая драма с Дженнифер Лоуренс от студии А24
Кино о встрече двух людей, застрявших на стадии принятия личных катастроф.
Также рекомендуем
Париж слезам не веритФестиваль захвачен французскими картинами (вместе со швейцарскими и канадскими), и в Берлине показа...
Берлинский кинофестиваль закончился, но обсуждение программы — нет. Ксения Ильина добросовестно провела прошлу...
Вчера завершился 43-й Московский кинофестиваль, которому удалось пройти полностью офлайн. В основном его конкурсе были к...
Тимур Алиев собрал (крайне) субъективный топ-7 иранских фильмов последних 20 лет, чтобы попробовать разнообразить в...
Париж слезам не веритФестиваль захвачен французскими картинами (вместе со швейцарскими и канадскими), и в Берлине показа...
Берлинский кинофестиваль закончился, но обсуждение программы — нет. Ксения Ильина добросовестно провела прошлу...
Вчера завершился 43-й Московский кинофестиваль, которому удалось пройти полностью офлайн. В основном его конкурсе были к...
Тимур Алиев собрал (крайне) субъективный топ-7 иранских фильмов последних 20 лет, чтобы попробовать разнообразить в...

Последние новости

Что смотреть в кино с 30 мая: от «Винни-Пуха» до «Манюни»
От сказочных слэшеров до перевыпуска классики.
«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00