В нашем доме поселился: «По соседству» — режиссёрский дебют Даниэля Брюля

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «По соседству»/«Русский Репортаж»
Кадр из фильма «По соседству»/«Русский Репортаж»

«Русский Репортаж» выпускает в российский прокат чёрную комедию, в которой немецкий актёр Даниэль Брюль фактически играет копию самого себя. «По соседству» — это история встречи звезды и обычного жителя Берлина под крышей обшарпанного бара. Брюль не только сыграл в фильме главного героя, но и примерил роль режиссёра. О картине, которая весной участвовала в конкурсе Берлинского кинофестиваля, и о её харизматичном авторе рассказывает Ксения Реутова.

В родной Германии Даниэль Брюль долгое время оставался заложником одного образа. В ранних фильмах он играл хороших немецких мальчиков, которые, конечно, совершали ошибки, но делали это не по злому умыслу, а по стечению обстоятельств. Апогеем стала роль в трагикомедии «Гуд бай, Ленин!», где заботливый сын пытался оградить больную маму, убеждённую партийную активистку, от информации о крушении Берлинской стены. Для этого он искусственно воссоздавал ГДР в отдельно взятой квартире. После выхода фильма образ Брюля окончательно забронзовел. Расширять его актёрский диапазон в Германии никто не собирался. «Ко мне приклеился ярлык самого доброго парня в мире, — жаловался Брюль в интервью. — Зрители были убеждены, что я и в реальной жизни перевожу бабушек через дорогу и переклеиваю этикетки на банках с солёными огурцами. Но вообще-то я страшно нервный и беспокойный человек».

Спасение явилось из Америки. Квентин Тарантино приехал в Германию снимать «Бесславных ублюдков» и пригласил на пробы почти всех известных немецких актёров. Больше всего их поразило, что режиссёр феноменально ориентировался в фильмографии каждого из них. Брюлю Тарантино сделал настоящий подарок. Он увидел, что любое из условно положительных качеств, которые актёр демонстрировал на экране, может быть трактовано и как отрицательное. «Идеальный немец» — это необязательно комплимент. В «Ублюдках» персонаж Брюля хвастается количеством убитых противников, снимается в пропагандистском кино и безуспешно волочится за француженкой Шошанной Дрейфус, пытаясь произвести на неё впечатление. Как только девушка говорит чёткое «нет», вся его вежливость мгновенно улетучивается.

Неоднозначного героя (такого приятного на первый взгляд и такого мерзкого — на второй) Брюль вывел на экран и в своем режиссёрском дебюте. В «По соседству» актёр по имени Даниэль, немец с голливудской карьерой, живёт в центре Берлина в доме с отдельным лифтом. У него есть красавица-жена и двое детей, которыми занимается испаноязычная няня. Даниэль собирается в Лондон на пробы в супергеройский проект. По дороге в аэропорт он забегает за чашкой кофе в ближайший бар и сталкивается там с хмурым здоровяком (Петер Курт). Тот сначала просит у актёра автограф, потом вдруг начинает его оскорблять, а затем вываливает такие детали из его жизни, о которых не знают даже самые близкие люди.

Кадр из фильма «По соседству»/«Русский Репортаж»
Кадр из фильма «По соседству»/«Русский Репортаж»

Кадр из фильма «По соседству»/«Русский Репортаж»
Кадр из фильма «По соседству»/«Русский Репортаж»

Биография режиссёра Брюля почти полностью совпадает с биографией его персонажа. Он тоже билингв и считает родными два языка (мать Брюля из Испании, он родился в Барселоне). Он тоже обитает в модном районе Пренцлауэр-Берг и арендует роскошные апартаменты с отдельным входом. У него тоже есть жена и двое сыновей. Он тоже снимается в голливудском кино. Сценарий «По соседству» вообще можно описать как квест, в котором зрители должны опознать все отсылки к реальным фильмам автора. Скажем, «штази-драма», о которой презрительно отзывается персонаж Курта, восточный немец, — это, конечно, «Гуд бай, Ленин!». Кино о парне-аутисте — это «Белый шум», в действительности Брюль там блистательно играл не аутиста, а шизофреника. Под англоязычным сериалом, продолжения которого ждут фанаты, скрывается «Алиенист». Ну и так далее.

Отчасти это сеанс саморазоблачения, и отваге автора можно только поаплодировать: не каждый решится на такой душевный стриптиз. Разумеется, актёр Даниэль — это не сам Брюль, это карикатура, созданная с помощью реальных фактов, богатой фантазии и самоиронии. Но новоявленный режиссёр не зря признаётся, что его жене смотреть фильм было, мягко говоря, некомфортно. Актёрство в «По соседству» представлено не как профессия, а как образ жизни: герой лицедействует, чтобы скрыть собственное ничтожество. Даже если это просто шутка, тут есть о чём задуматься.


«Малоизвестный в России факт: самые прославленные фильмы о ГДР были сняты западными немцами, которые в Восточной Германии никогда не жили и в кино просто придумали эту страну заново, игнорируя опыт её бывших граждан».


Однако у фильма есть ещё один важный аспект. «По соседству» — не только чёрная комедия о звёздном закулисье, но и социальная сатира. В своей словесной дуэли Даниэль и его оппонент Бруно затрагивают множество актуальных для Германии в целом и для Берлина в частности тем. Самая болезненная из них — джентрификация города, обновление его восточных районов путём вытеснения коренных жителей с невысокими доходами и замещения их состоятельными «понаехами». Процесс начался как раз с Пренцлауэр-Берга, где живут оба героя. К этой теме органично примыкает и конфликт западных и восточных немцев. Для одних после воссоединения Германии не изменилось почти ничего, вторые же пережили полный слом жизненного уклада.

На кинематографе это тоже отразилось. Малоизвестный в России факт: самые прославленные фильмы о ГДР, включая ту же трагикомедию «Гуд бай, Ленин!» и получившую «Оскар» «Жизнь других», были сняты западными немцами, которые в Восточной Германии никогда не жили и в кино просто придумали эту страну заново, игнорируя опыт её бывших граждан. Именно это имеет в виду Бруно, когда саркастически клеймит «штази-драму» Даниэля термином Wessi-Romantik — то есть «романтикой весси», «западной романтикой». Эта ядовитая стрела пронзает персонажа Брюля насквозь уже не только как актёра, но и как человека, переехавшего в Берлин из Кёльна. И таких стрел в фильме много.

Сюжетную завязку «По соседству» Брюль придумал сам, но со сценарием ему помог давний приятель, замечательный немецко-австрийский писатель Даниэль Кельман. Опыт работы в кино у него пока небольшой, куда чаще Кельману приходилось писать для театра. В фильме это сразу чувствуется, картина и выглядит как разыгранная двумя талантливыми актёрами камерная пьеса. К сожалению, ближе к финалу её сатирический запал выдыхается. История Даниэля теряет блеск, социальный конфликт так и не получает никакого разрешения. Словно подтверждая бессилие слов, герои пускают в ход кулаки. Но несмотря на блёклую концовку, назвать режиссёрский дебют Брюля неудачей не поворачивается язык. Это фильм, которому не удалось стать идеальным. Но, вероятно, ему это было и не нужно.


Читайте также
Фильм Тодда Хейнса «The Velvet Underground»: музыка должна длиться веками
Музыкальный журналист и писатель Максим Семеляк рассказывает о документалке Тодда Х...
Фильм «Демоник»: экзорцизм, застрявший в текстурах
В прокат вышел новый фильм Нила Бломкампа, автора «Район...
Фильм «Тебе одиноко сегодня вечером?»: воспоминание об убийстве
В российский прокат вышел криминальный триллер «Тебе оди...
Фильм «Не время умирать»: герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт
Анастасия Сенченко пишет про новый фильм об агенте 007 и...
Премьера фильма «Суперзвезда»: Леа Сейду — ум, честь и совесть Франции
В российском прокате фильм «Суперзвезда» (в оригинале — France) с Леа Сейду в главной роли. История про бойкую, радикальную в своей правде и популярную журнал...
В чужом теле: в прокате победивший в Каннах «Титан» Дюкурно
Ксения Ильина рассказывает про победителя Каннского кино...
Также рекомендуем
Актриса, которой больше всех на свете идут веснушки, сегодня празднует день рождения. Бледная кожа, рыжие в...
День 1Ну что, мы в Берлине!Фестиваль начинается с плохих новостей: Берлинале настолько обмельчал, что вместо больших и н...
Платформа START показывает сериал «Шерлок в России», в котором великий сыщик ловит Джека Потрошител...
В российских онлайн-кинотеатрах Okko, ivi, MEGOGO, Мегафон ТВ и Wink появился остросюжетный датский...
Актриса, которой больше всех на свете идут веснушки, сегодня празднует день рождения. Бледная кожа, рыжие в...
День 1Ну что, мы в Берлине!Фестиваль начинается с плохих новостей: Берлинале настолько обмельчал, что вместо больших и н...
Платформа START показывает сериал «Шерлок в России», в котором великий сыщик ловит Джека Потрошител...
В российских онлайн-кинотеатрах Okko, ivi, MEGOGO, Мегафон ТВ и Wink появился остросюжетный датский...

Последние новости

Первый взгляд на «Кошмар Питера Пэна в Неверленде»
Это будет ужастик от создателей хоррора «Винни-Пуха: Кровь и мед».
Кейт Бланшетт о сатире «Слухи»: «Этот фильм не пытается быть высказыванием»
По сюжету, лидеры стран «Большой семёрки» потерялись в лесу.
00:00