«Зеленее травы»: горит бессмыслицы звезда

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Под конец года в российский прокат выходит, пожалуй, самый странный этого года фильм — «Зеленее травы», режиссёрский дебют художниц и актрис Жослин ДеБоэр и Доун Люббе, ранее взорвавший программу «Сандэнса». О картине по просьбе КИНОТВ рассказывает Гордей Петрик.

В этом мире все уступают друг другу и никто не хочет быть первым.
В этом мире все ездят на машинах для гольфа и носят брекеты.
В этом мире официанты начинают рыдать, когда опрокидывают подносы, а клиенты ресторана из вежливости начинают есть с пола.
В этом мире футбольного мяча под платьем достаточно, чтобы убедить всех в беременности.
В этом мире в школе с обычными детьми обучаются смирные звери.
Очень демократичный и очень фальшивый мир.

«Ты что, обиделся, что я отдала нашу малышку подруге?» — спрашивает девушка.
«Нет, что ты, — отвечает мужчина, — но в следующий раз сперва посоветуйся со мной».

Милый безобидный цветастый пригород: пространство между «Эдвардом руки-ножницы» и «Твин Пиксом». Здесь благополучно живут Джил и Лиз. Их играют режиссёры этого фильма Жослин ДеБоэр и Доун Люббе. Собственно, Джил подарила свою грудную дочь Лиз, а Лиз дала малышке новое имя и не возвращает. Семейство первой одевается в розовое, второй — в синее, два единственно легитимных цвета: американского и японского флагов, двух стран, сформировавших поп-культуру детей и поп-культуру домохозяек — всё, что ДеБоэр и Люббе нагло, а иногда безвкусно стебут. Они выворачивает наизнанку домик Барби, в котором проходят события «Санта-Барбары», упиваясь его условностью параллельно.

Муж Джил носит с собой повсюду канистру с водой из бассейна с новыми фильтрами: пьёт только её. Её сын писается, а в какой-то момент оборачивается псом. Муж Лиз принимает всё, что его окружает, безропотно, с покорной улыбкой. Сын Лиз, насмотревшись втайне от родителей телевизора, не преминет в свои восемь лишний раз достать пачку сигарет из кармана или произнести гаденькое f-word, прямо как взрослый. Иногда Джил и Лиз путают мужей, собравшись поцеловаться. Их дети учатся в местной школе, в классе учительницы по фамилии Хьюман. Перед занятиями она затягивает на мотив кантри-песен из классических вестернов балладу о том, как её мать, тоже Хьюман, порешала её брата, отца, сестру. До маньяка-убийцы, слоняющегося по окрестностям, при таком раскладе никому, конечно, нет дела.

«Зеленее травы» вызывает бесконечное множество ассоциаций. Из киноманских культов последних лет его безумие сродни тому, что таилось в рекламе хлопьев в прошлогоднем «Мэнди» Косматоса (здесь по ящику не менее странные номера — например, ситком под названием «Baldmen» о трех лысеющих толстяках) и тому, которого всегда недоставало слишком серьёзным фильмам Квентина Дюпье (его полноправными героями были шина и холодильник). Подобным образом использовал остранение Джон Уотерс в семидесятые — только пожёстче, с трансвеститами и копрофилией. Цветовыми и композиционными решениями этот фильм напоминает независимые американские ретро-комиксы, наподобие тех, которыми занимается Дэниел Клоуз. Нелепостями, вшитыми в ткань обыденности, — естественно, Дэвида Линча. Все эти реминисценции легко зафиксировать.

Кадр из фильма «Зеленее травы», реж. Ж.Дебоэр,Д.Люббе, 2019 г.

Перед уроком йоги занимающимся ставят кассеты с порно, а участницы женсоветов синхронно блюют розовыми печеньками — всё это могло быть и в «Малхолланд-драйве», если бы Линч-таки развил из него сериал. В последние годы классик онейрического кино непроизвольно — через буддизм! — приблизился к традиции видеоарта. Современные художницы Жослин ДеБоэр и Доун Люббе, напротив, вышли из этой традиции и не были замечены в чём-то ином. «Зеленее травы» — их случайный кинодебют. Команда — сплошь новички, в кадре — публика вернисажей Иллинойса. В 2015 году они сняли одноимённую концептуальную короткометражку, а через время, с поднятием градуса абсурда на престижных каналах и стримингах, решили преобразовать её в телевизионный пилот (обе они эпизодницы ТВ-шоу, а Люббе, в частности, сыграла в «Кайфе с доставкой» и знает о мире инди-сериалов не понаслышке), но что-то пошло не так, и серию не одобрили. Затем, по словам создателей, совершенно случайно, очевидно, через знакомых, им подвернулся спонсор. Девушки наскоро написали сценарий и сняли фильм, а потом принимали шквал восторгов на «Санденсе».

«Зеленее травы» получился не то чтобы уже самостоятельным фильмом в том смысле, в котором мы смотрим на кино через призму двадцатого века, с его Голливудом и уже классическим авангардом, а скорее остался добротным видеоартом, препарирующим знакомые киноформы. Как свойственно всякому произведению крайне левого современного искусства, сдувая с классического кино шоколадную пенку мифа, эта работа обнажает то политическое, что этот миф значил в своей подноготной или в последствиях: консервативный перечень Хейса, всяческие репрессии, стигматизацию кого только ни было, патриархальное мышление и эксплуатацию детей в Сомали.

К примеру, в комичном желании героини присвоить чужих детей, раздав при этом своих, можно при особом желании разглядеть как сатиру на движение «чайлдфри», так и, напротив, высказывание о моде на суррогатное материнство — не очень, правда, понятно, с каких позиций. Все беды режиссёры к развязке игриво сваливают на декоративные брекеты и прочие явления зрелого капитализма, который, по их (да и много кого ещё толкового) убеждению, обязывает мимикрировать под толпу — сколь бы её действия ни были иррациональны — и улыбаться, скрипя зубами без повода. Интерпретаций здесь множество — и нет в них ни природы сновидения, ни психоанализа. Смыслы не амбивалентны, а шестипалы (что бы это ни значило. — Прим. ред).


Читайте также
«Прощание»: ещё один азиатский хит в русском прокате
Тимур Алиев рассказывает о трогательном и психоаналитичном «Прощании» Лулу Ванг, которое у нас рекламируют как салат из главных азиатских...
«Дети моря»: великая психоаналитическая красота
С сегодняшнего дня в российском прокате (недолгом, впрочем) японский визионерский мультфильм Аюму Ватанабэ «Дети моря». Психоделический трип по ...
Вечное возвращение: в прокате «Дождливый день в Нью-Йорке» Вуди Аллена
На российские экраны выходит залежавшийся на голливудских полках фильм Вуди Аллена с уже открестившимися от режиссёра Тимоти Шаламе и Эль Фаннинг в главных ро...
С голубого ручейка: в прокате «Акварель» Виктора Косаковского
В непропорционально скромном относительно задумки авторов прокате — «Акварель» Виктора Косаковского. Один из самых эффектных документальных фил...
«Джокер»: возвращение антигероя
Зинаида Пронченко о самой ажиотажной премьере 76-го Венецианского кинофестиваля и, похоже, главном фильме осени. В нелёгки...
«К звёздам»: нелюбовь космических масштабов
Один из самых ожидаемых фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля — «К звёздам» Джеймса Грэя с Брэдом Питтом в главной роли, да ещё и в роли продюсера. Сразу...
Также рекомендуем
28 января в российский прокат выйдет новая лента Пола У. С. Андерсона, режиссёра, подарившего нам «Смертельну...
Зинаида Пронченко о самой ажиотажной премьере 76-го Венецианского кинофестиваля и, похоже, главном фильме осе...
Как режиссёр снимает плесень с кинематографических штампов.
9 июня 1989 года вышла рецензия Роджера Эберта на фильм «Общество мёртвых поэтов». Кинокритик обвиняет картину в неискре...
28 января в российский прокат выйдет новая лента Пола У. С. Андерсона, режиссёра, подарившего нам «Смертельну...
Зинаида Пронченко о самой ажиотажной премьере 76-го Венецианского кинофестиваля и, похоже, главном фильме осе...
Как режиссёр снимает плесень с кинематографических штампов.
9 июня 1989 года вышла рецензия Роджера Эберта на фильм «Общество мёртвых поэтов». Кинокритик обвиняет картину в неискре...

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00