Экранизируй это: «Добрее одиночества» Июнь Ли (2013)

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Добрее одиночества» Июнь Ли
КИНОТВ

Алексей Васильев берётся за китайское произведение, в котором, кажется, есть всё для захватывающей адаптации: детективная линия, простор для художественных приёмов, интересные герои. Поэтому затыкаем пустоту воображаемой экранизацией.

Уэйн Ван, уроженец Гонконга, считается родоначальником американо-азиатского кино. Он снимал и возил по фестивалям игровые фильмы о жизни китайцев в Америке ещё в начале 1980-х, когда этого никто не делал. 40 лет назад он запустил процесс, красноречивый результат которого мы наблюдаем сегодня, когда основным претендентом на «Оскары» стала картина «Всё везде и сразу», американо-азиатский блокбастер, хит, взрыв мозга.

Разнообразие его интересов поражает. Он внёс лепту в разговорно-тусовочное независимое кино 1990-х, создав один из его самых знаковых фильмов «Дым» (1995), принёсший ему «Серебряного медведя» Берлинского фестиваля и окончательно зацементировавший Харви Кейтеля в монумент программной звезды десятилетия. В 1997 году, когда по договору Гонконг должен был быть возвращён из-под британского протектората в состав коммунистического Китая, он отправился на родину запечатлеть это событие — но поверх репортажа, увековечившего исторические пресс-конференции, атмосферу растерянности перед событием, которое издавна было предначертано и которого, тем не менее, никто не ожидал, набросил изысканную косынку из прихотливых чувств и взаимоотношений выдуманных персонажей в исполнении Джереми Айронса, Гун Ли, Мэгги Чун: фильм назывался «Китайская шкатулка». Он окончательно собрал Дженнифер Лопес в тот образ, которым могли бы любоваться, поставив на комод и вытирая пыль, прилежные домохозяйки, в «Госпоже горничной» (2002). А когда отправился в совершенно новую для него Японию ставить ленту «Когда женщины спят» (2016), играть у него вызвались, не раздумывая, два ведущих актёра, две недосягаемых звезды — Такеши Китано и Хидэтоси Нисидзима.

июнь ли
Июнь Ли. Denise Applewhite/Office of Communications/Princeton University

В 2007–2008 годах Ван выпустил дуплет из коротких, по часу двадцать минут, и деликатных, как прикосновение крыльев бабочки, фильмов — «Тысяча лет хороших молитв» («Золотая раковина» Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне) и «Принцесса из Небраски». Сюжетно они не были связаны, но дополняли друг друга: первый был подобен бабочке на плече, второй — словно снят глазами кружащей бабочки. В основу каждого были положены рассказы осевшей в Америке во второй половине 1990-х китаянки Июнь Ли.

Об этом дуплете, а ещё о «Китайской шкатулке», где конкретика политического события была так неразрывно сплетена с зыбкостью сиюминутных переживаний, я вспомнил, читая главный роман Июнь Ли «Добрее одиночества» — впервые напечатанный ровно 10 лет назад, но до сих пор почему-то не экранизированный. Почему? В нём есть детективная загадка и загадка трёх 37-летних людей, выбравших из всех возможных вариантов судьбы одиночество как наилучший. Есть сегодняшние Америка и Китай во всей их вздорности, переменчивости — и верстовой столб исторической трагедии на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года, когда студенческие волнения были закатаны гусеницами танков, унёсшими жизни тысячи человек и исковеркавшими ещё больше. (Интересно, что Июнь Ли родилась 4 июня 1972 года, именно в этот день 17 лет спустя произошла бойня на Тяньаньмэнь. Тогда она жила в Пекине и такой подарок получила на сладкие 17 лет.) Есть прошлое, летнее ретро, школьные годы, первая любовь — и нынешний блюз опустошённых сердец, которым всё же удаётся найти ответ на вопрос, всё больше увлекающий читателя — не меньше, чем вопрос о разгадке давнего преступления, — а есть ли что-то добрее одиночества, и если да, то как и у кого это попросить?


Кастинг

Итак, наша тройка главных героев, теперь, одиноких и раскиданных по свету, тогда — неразлучных одноклассников, и их близкие.

1. Боян. Упакованный, холёный, хозяин собственной жизни, BMW, трёх квартир (одну, правда, при разводе подарил бывшей жене, хотя причиной стала её измена), 21-летней любовницы, которую держит на дистанции, как и родителей. Однако имеет слабость — верность прошлому. Никто, включая родителей, не знает, что он ведёт двойную жизнь, уже 21 год служа практически медбратом у физиологически невыносимой больной, в социальных условиях, давно оставленных Китаем в маоистском прошлом. Любопытно, как за своим неотразимым и непроницаемым фасадом откроет эту потребность в якоре Ридиан Вон, сыгравший роль главного редактора модного журнале в серии фильмов о шанхайской фэшн-индустрии «Мгновения нашей жизни».

В 16 лет он — тоже хоть куда, тоже умеющий расставить все точки над ё, брать от жизни что хочет, а не давать, что от него хотят, при этом влюблённый в свой город и его историю улыбчивый велосипедист. В романе описан парень более видный, и всё же 16 лет — это пора хрупкости, и хочется не слишком лобовых решений. А что, если им будет Сунь Силунь — немного зависимый от старших, хотя и бесстрашный верный, юный спутник героев исторической дорамы «Далёкие странники»?

Его мать — это гуччи-фигуччи, золото-бриллианты, любопытство ко всему, что представляет интерес, в том числе — к обстоятельствам давнего убийства. Короче, дива. Мишель Йео.

Трейлер фильма «Всё везде и сразу» с участием Мишель Йео

Сычжо — 22-летняя продавщица сувенирного магазина, выпускница художественного колледжа, любительница щёлкать на плёночный фотоаппарат нетронутые «советские» уголки Пекина и окрестностей, воскресившая в нём острую тоску по его первой любви. В ней есть прямота, принципиальность, трагедия, сделавшая из неё некнижную экзистенциалистку. Чжан Цзы Фэн, по праву считающаяся лучшей молодой актрисой Китая, умеющая быть и угрюмо-ответственной, собранной, как человек, не верящий в подарки судьбы («Моя старшая сестра»), и озадаченной, оглушённой открывшимися безднами людских пороков («Дочь, которая вернулась»), её свойство — пребывать на экране в минорных оттенках самого разного толка, при этом оставляя чуть приоткрытой створку для улыбки надежды.

2. Можань. В 16 — девчушка, доверчивая ко всему и всем, и к соседу-однокласснику Бояну, с которым они лазят по Пекину и вечерами напролёт читают книги об истории его улиц и зданий, и к одобряющим их близость улыбкам родных, за которыми Можань читает своё беспечное будущее, и к учителям, и к родному двору с его каждодневной суетой — короче, героиня песни Анжелики Варум «Городок» и отличный повод быть собой для Дэн Эньси, дебютировавшей в детстве сразу в важнейшей роли для детективной интриги китайской экранизации романа Кэйго Хигасино «Жертва подозреваемого X», а недавно пленительно обошедшая подводные рифы скользкой темы — можно ли влюбиться в своего брата, пусть и приёмного? — в дораме «Расцвет во времени».

Нынче Можань — разбитое сердце, в разводе с пожилым американцем, от которого ждала лишь доброты и пустилась стремглав прочь, когда распознала любовь. В роли этого доброго недотёпы Йозефа мне сразу представился Ричард Дженкинс и никто другой. А саму 37-летнюю Можань, некрасивую веселушку, которая разбилась о нелюбовь почти смертельно, как бывает со всяким, кто доверяет жизни в юности, может интересно показать звезда комедии Стефани Сюй, выдвинутая сейчас на «Оскар» за «Всё везде и сразу». 

ричард дженкинс
Ричард Дженкинс в сериале-антологии «Монстр: История Джеффри Дамера»/Netflix

3. Жуюй. Подкидыш, выращенная двумя сёстрами-католичками и отправленная в 15 лет учиться в Пекин. Холодная, как лягушка, красавица. Стерильность принимает за чистоту, отчуждённость — за благочестие. Играет на баяне, хотя с тем же успехом могла стать балериной, кем угодно, лишь бы уехать в Америку. Сложная, что и говорить, роль для 15-летки. Нынче по вечерам федеральный канал «2х2» потчует своих зрителей дельным детективным сериалом «Под кожей», и я как-то попал на серию, где фигурировало юное существо с потенциалом справиться с подобной ролью — Чжан Цзыму.

Теперь Жуюй живёт в Сан-Франциско, сменила двух мужей, один был нужен для переезда, другой — для «зелёной карты», потом сожительствовала с богачом, к которому нанялась в экономки, но с радостью покинула его, когда ей предложила стать нянькой её мальчишек отчаянная домохозяйка и Анна Шерер своего фешенебельного квартала, но при этом — сердечнейшее существо Селия — Кристен Белл. Её муж — нелепый человек, ведёт жизнь и имеет внешность вроде заурядную, но на самом деле зарабатывает дизайном детских игрушек и тоже не лентяй посочувствовать — Скут МакНэри. Саму же заиндевевшую красавицу-няньку может сделать своим самым парадоксальным экранным образом героиня легендарного фильма о боевых искусствах «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Чжан Цзыи.

Чжан Цзыи
Чжан Цзыи в фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», реж. Энг Ли, 2000/Columbia Pictures

4. И, наконец, заключительная фигура — жертва стародавнего преступления Шаоай. 22 года, участница событий на Тяньаньмэнь. Отказалась покаяться, за что исключена из университета. Эта — экзистенциалистка как раз книжная: зачитывается Камю, Сартром, де Бовуар. Поднимает на смех любые жизненные компромиссы, так что гремучая смесь конфуцианской морали и коммунистической догмы её, знамо дело, доводит до тошноты. Как раз сейчас в Китае есть идеальная актриса нужного возраста — Чжоу Е: её героини колючие, издёвка — их самый стандартный способ контакта с окружающими, но произрастает такая линия поведения от желания и невозможности встряхнуть этот мир так, чтоб он уже наконец встал с головы на ноги.

Её же болтушку-маму, затюканную продовольственными карточками, скидками, нехваткой денег, неприятностями дочери и уходом за лежачим свёкром, и всё же, как это и бывает в коммунистических странах, сохранившую глубинное добродушие и отзывчивость женщину, пусть сыграет Гун Ли. Да, она дива, да, на посту жены Жан-Мишеля Жарра только и именно она смогла сменить другую немеркнущую диву мирового кинематографа, Шарлотту Рэмплинг. Но она же нанесла в конце 1980-х Китай на карту киномира, сыграв нищую деревенскую девчонку в «Красном гаоляне» (1987). В роли Тёти Ли получит шанс практически показать тот же образ — но как если бы в судьбе этой девчонки всё сложилось насколько возможно нетрагично, учитывая, что она прошла через войны и «культурную революцию». И — да, Уэйн Ван не возвращается к былым сюжетам, былым актёрам, а Ли он снимал в «Китайской шкатулке». Но роман Июнь Ли как раз о том, что если два десятка лет, вопреки всему, не отрывать глаз от прошлого — возможно, тебе будет дозволено в него вернуться и отогреть замерзшую душу в тех объятьях, что некогда ты так опрометчиво разомкнул. Так что пусть эта повторная встреча станет символическим жестом и талисманом на удачу будущего фильма.

Читайте также
Смотреть аниме 2.0: Мамору Хосода — признанный, но неизвестный гений
Сергей Сергиенко — о малоизвестном обладателе многочисленных наград.
Экранизируй это: «Трагедия Игрек» Барнаби Росса (1932)
Алексей Васильев вновь берётся раскрыть сложное дело.
Смотреть аниме 2.0: Кацухиро Отомо — революционер из будущего
Сергей Сергиенко — об авторе манги и аниме «Акира»
Смотреть аниме 2.0: Осаму Дэдзаки — изобретатель жанров
Сергей Сергиенко возвращается после праздников с текстом об ученике «бога манги».
Азбука Стивена Содерберга
Юлия Салихова составила подробный гид по ключевым приёмам и фишкам.
Экранизируй это: «Новенький» Уильяма Сатклиффа (1996)
Алексей Васильев пересаживает английский роман в плодородную почву корейских сериал...
Также рекомендуем
Алексей Васильев продолжает создавать выдуманные экранизации
Алексей Васильев собирает каст для фильма о попадании в замкнутый круг выживания.
Алексей Васильев переключается на роман о молодых людях, выпускающих комикс.
Крах и возрождение цивилизации, апокалипсис и постапокалипсис.
Алексей Васильев продолжает создавать выдуманные экранизации
Алексей Васильев собирает каст для фильма о попадании в замкнутый круг выживания.
Алексей Васильев переключается на роман о молодых людях, выпускающих комикс.
Крах и возрождение цивилизации, апокалипсис и постапокалипсис.

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00