История одного саундтрека: «Белорусский вокзал»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В новом выпуске рубрики о лучших саундтреках к фильмам — неожиданно картина, в которой музыка практически не звучит, «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова. О том, как Альфред Шнитке отказался от создания музыки, помог Булату Окуджаве и выбрал подходящий для картины рок-н-ролл, рассказывает Артём Макарский.


Историю о «Белорусском вокзале» Андрея Смирнова стоит начать с другого Смирнова — Сергея. Отец режиссёра наряду с Константином Симоновым считается человеком, который убедил Брежнева сделать День Победы выходным и проводить парад на Красной площади (также Смирнов участвовал в травле Пастернака, но это явно тема для другого, отдельного текста). К Смирнову-старшему прислушивались ветераны: он вёл передачи о несправедливо забытых героях войны, рассказал историю Брестской крепости в одноимённой повести, часто принимал у себя свидетелей войны. 

Именно этот опыт и позволил молодому режиссёру Андрею Смирнову стать соавтором драматурга Вадима Трунина, который сначала пытался разработать «Белорусский вокзал» с Ларисой Шепитько. Режиссёрка «Восхождения» и «Крыльев» считала, что ветераны «растеряли» своё братство после войны, с чем Трунин был несогласен, — к тому же в её варианте сценария один из героев погибал в результате несчастного случая. Поэтому работу над будущим фильмом Трунин в итоге продолжил со Смирновым. Тот предложил написать музыку к фильму Альфреду Шнитке, с которым был уже давно знаком: он писал музыку для его короткометражек «Ангел» и «Шуточка». Но что-то пошло не так.

Как потом рассказывал Шнитке, первые эскизы музыки к фильму он сделал ещё во время съёмок и отсмотра чернового материала — но потом принял решение отказаться от музыки вовсе. По его словам, он увидел «неприятие картиной авторской музыки», и Смирнов согласился с его видением. Это не значит, что в «Вокзале» музыка вообще не приходилась к месту — нет, Шнитке отмечал, что отдельные фрагменты могли играть тихо на фоне, но всё же общий реализм сценария подсказывал ему, что любая музыка будет казаться чужеродной. Из-за этого Шнитке пришлось поневоле стать не композитором, а, как бы сейчас сказали, музыкальным супервайзором картины — и начал он с рок-н-ролла.

Для сцены, будто зеркалящей появление The Yardbirds в антониониевском «Фотоувеличении», — молодая группа в ресторане заставляет ветеранов задуматься о том, что их время уходит, — был выбран молодой ансамбль «Камертон», изначально собранный студентами медицинского института им. Пирогова. Примечательно, что за песню «На Шипке всё спокойно» с не требующими комментариев строчками «Они сражались здесь за нас, чтоб сгинули все войны» «Камертон» обвиняли в излишнем пацифизме. Группа также записала для фильма пару композиций на пробу в стиле традиционного рок-н-ролла — но Шнитке остановил свой выбор на хулиганской песне «На всю катушку!», которая лучше всего остального описывала бы разрыв поколений.

Наконец, фильму требовалась финальная песня — не считая музыки, доносившейся в одной из сцен из телевизора, вместе с «Камертоном» она была единственным музыкальным наполнением «Вокзала». Смирнов изначально предлагал Трунину уже существующую песню, например, «Синий платочек». Однако тот отметал все варианты как слишком заезженные. Смирнов решил обратиться к человеку, который, казалось бы, идеально подходил на роль автора песни о войне, — Булату Окуджаве. Поэт и автор-исполнитель начал писать о своём опыте лишь через десять лет после окончания войны — прожитое получалось воплотить в форме стихов, а затем и песен. Но к тому моменту, как к нему обратился Смирнов, Окуджава от военной лирики уже устал и год как не писал песен вообще — к тому же он готовился к созданию романа.

Смирнов неоднократно говорил в своих интервью, что сценарий «Вокзала» ему всегда казался сильнее собственно фильма — однако Окуджаву убедил вовсе не он, а уже отснятый материал, который его уговорили посмотреть. Он коротко ответил Смирнову: «Я попробую». В итоге текст сначала показался режиссёру странным, однако соавтор Трунин уверил его в том, что это именно то, что нужно, — такую песню мог бы написать один из героев фильма, например, журналист в исполнении Всеволода Сафонова. Впрочем, сам Окуджава говорил, что такая установка как раз исходила от авторов фильма, а текст им хотелось видеть непарадным и лиричным.


Разнятся воспоминания очевидцев и о том, как именно происходило обсуждение музыки, — однако, хотя описание самих реплик никогда не бывает одинаковым, все сходятся в одном: Окуджава стеснялся музыки, которую написал к собственному тексту, и не особо умел играть на клавишных. Подобранная им нехитрая мелодия, впрочем, понравилась Шнитке — что воодушевило автора. Мелодия, которая сначала не сильно понравилась Смирнову (о чём он говорит куда чаще, чем о неприятии текста!), в итоге была принята вместе с текстом. Однако то, что было сыграно на легендарной студии «Тон-ателье», где записывались все мэтры советской эстрады, ещё предстояло показать редакторам — они зацепились за строчку «Мы за ценой не постоим». Смирнову пришлось доказывать, что даже с официальными цифрами в 20 миллионов погибших лозунг «победа малой кровью» приходится считать несостоятельным.

Нину Ургант приходилось утверждать на роль дважды, а герои изначально сидели в кадре голые по пояс, что не пропустил худсовет, поэтому сцена исполнения песни дошла до нас не в самом первом варианте (Смирнов, к слову, считает уже утерянное исполнение лучшим). Режиссёру был необходим дубль, где плакали бы все герои, кроме самой Нины Ургант, — ему казалось правильным, чтобы слезы лились только у мужчин. То самое братство, о котором рассуждала Шепитько, прорывалось в итоге на экран через песню.

Несмотря на то что Шнитке сделал маршевую аранжировку для финала картины, он отказался от упоминания в титрах, сделав композитором Окуджаву, — в итоге на премьеру в Доме кино распорядительница впускала его через толпу со словами «Пропустите композитора!», чему он был несказанно рад; до «Белорусского вокзала» он и не надеялся, что его будут так аттестовывать. Интересно, что аранжировки Шнитке в фильме тоже могло и не быть: он рассказывал, что до последнего момента в монтаже было две версии сцены: одна — с маршевой версией песни, а другая — с классическим «Прощанием славянки». Однако победила, по его словам, правда жёсткости.

«Белорусский вокзал» считается одним из лучших фильмов о войне, но в нём нет ни одного выстрела и кадров военных событий — возможно, его сила как раз в том, что он показывает растерянность поколения ветеранов, при этом нисколько не умаляя их подвиг. Мы видим победителей совсем не забронзовевшими героями, а живыми людьми со своими проблемами, воспоминаниями и радостями — и песня, написанная Окуджавой, отлично этот взгляд дополняет. Он вспоминал: «Война — это кровь, жертвы, ужас, обнищание духа. И когда я писал эту песню, мне хотелось, чтобы лёгкости или изыска не было, понимаете, чтобы это было всерьёз». Он также говорил: «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против неё». Лучшие фильмы о войне точно такие же — не о ней, но против неё. Для этого необязательно показывать ужасы — можно просто спеть такую песню, от которой хочется плакать.

Читайте также
История одного саундтрека: «Вечное сияние чистого разума»
Как композитор Джон Брайон смог найти нужную атмосферу.
Картина в картине: «Пятый элемент» и Фрида Кало — сага о любви и одиночестве
Как как французский режиссёр Люк Бессон захватил внимание зрителей.
История одного саундтрека: «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика 
Как Стэнли Кубрик переизобрёл само понятие саундтрека.
Алфавит американского андеграунда: Эд Эмшвиллер
Успешный во всём, за что бы ни брался, в 50-е он иллюстрировал до трети всей научно...
Алфавит американского андеграунда: Хай Хирш
Хай Хирш (1911–1961)Фотограф и оператор, покинувший Голливуд ради вольных экспериментов; гуру Западного побережья, открывший многим авангардным кинематографи...
Алфавит американского андеграунда: Джон Уитни
Джон Уитни (1917–1995)Аниматор и композитор, Леонардо да Винчи американского авангарда, «революционер средств массовой информации» (по собственному скромному...
Также рекомендуем
Как композитор Джон Брайон смог найти нужную атмосферу.
О творческом методе и рабочей этике композитора.
Артём Макарский выбрал восемь лент о войне (и против войны), сюжет которых можно понять, даже закрыв глаза. Страшные, му...
Артём Макарский рассказывает об одной из любимейших работ Софии Асгатовны.
Как композитор Джон Брайон смог найти нужную атмосферу.
О творческом методе и рабочей этике композитора.
Артём Макарский выбрал восемь лент о войне (и против войны), сюжет которых можно понять, даже закрыв глаза. Страшные, му...
Артём Макарский рассказывает об одной из любимейших работ Софии Асгатовны.

Последние новости

Что смотреть в кино с 30 мая: от «Винни-Пуха» до «Манюни»
От сказочных слэшеров до перевыпуска классики.
«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00