#комикс-код: жиза или фальшивка? Как поверить в полёты, но усомниться в море

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

#комикс-код: жиза или фальшивка?
КИНОТВ

Подходит к экватору неграфический роман о (кино)комиксах как ДНК (массовой) культуры. Самое время ответить на вопрос, в чём же сила. Точнее — почему одним сюжетам мы верим безоговорочно, а при виде других — часто с супергероями — морщимся похлеще, чем от Джеффри Безоса в космосе.

Едва ли не самая виральная сцена «Мстителей» (2012) — та, где они охотно перекусывают шаурмой после битвы за Нью-Йорк. Понятная человеческая сцена, понятная человеческая реакция. Нет ничего отраднее, чем вглядеться в экран и увидеть не ролевую модель, героя преодолевающего, а «такого, как я» — роняющего всё содержимое лаваша, пытающегося говорить с набитым ртом.

Дилемма правдоподобия родилась задолго до кино — хотя бы в парадных портретах или фотографиях еды торжественных натюрмортах. Искусство синема тоже поделилось формально на кино Люмьеров и Мельеса, хотя многие справедливо оспаривают «документальный» статус творчества первых (второй, понятно, отдувается за всё игровое). В более явную конфронтацию вступают высказывания Жан-Люка Годара и Брайана Де Пальмы: первый утверждал, что кино — это «правда 24 кадра в секунду», второй — что камера с такой же скоростью лжёт.

Супергерои едят шаурму в сцене из фильма «Мстители»

Тем не менее комиксы и их экранные аватары — в особенности супергероика, которую из графических историй удобнее всего поместить в отдельную нишу, — довольно рьяно подвергались экзамену на достоверность. Как правило, для её достижения хватает какой-то незамысловатой уловки: Ванда и Вижн переезжают в субурбию и пытаются воссоздать одноэтажный быт (это сюжет отличного «Вижна» Тома Кинга), Харли Квинн ходит в школу и борется за местный киноклуб (остроумный комикс «Разбивая стекло» Марико Тамаки и Стива Пью), будни Соколиного глаза содержат перестрелки, но хватает и обычных городских проблем (таков комикс Мэтта Фрэкшна и Дэвида Ажа, лёгший в основу грядущего сериала).

Тут легко запутаться в двух созвучных понятиях — повседневности и достоверности. Первое подразумевает существование в часто приключенческих сюжетах некоторой рутины. В рамках одного повествования или же как специальный трюк, когда Ванда платит налоги, Харли прогуливает уроки, а Соколиный глаз познаёт прелести медицинской сферы. Это и сцена с шаурмой: в череде событий, мягко сказать, непривычных случается что-то узнаваемое, правдоподобное, родное.

С достоверностью чуть сложнее: этот ярлык нередко клеят на фильмы о том, что мы не можем просветить рентгеном собственного опыта. Из-за эксклюзивности события: удаления от смотрящего временем или географией, статусом, особенностями личности. Так «Нанук с Севера» (1922), «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» (1975), «Иди и смотри» (1985), «Хрусталёв, машину!» (1998), «Вальс с Баширом» (2008), «Сын Саула» (2015) и «Смерть Людовика XIV» (2016) производят убедительное впечатление, которое потом может быть разбито радетелями исторической достоверности или носителями релевантного опыта. Как напряжение в хорроре может улетучиться, когда зрители перестают верить, что разделиться посреди темного леса — хорошая идея, опираясь на своё представление о логичных действиях.

Разворот графического романа «То самое лето»/First Second Books
Разворот графического романа «То самое лето»/First Second Books

Легко представить и обратный процесс: когда история повседневная предстаёт фальшивой. Нет ничего «универсальнее» восторга юности, чей пик обязательно приходится на последнее школьное лето («То самое лето» Джиллиан Тамаки и её кузины Марико), но повторение часто производит эффект копирования, то есть неправды, подлога. Как ёлочные игрушки из старого анекдота: блестят, но не радуют. Отсюда — праведный гнев в адрес тех, кто «гонится за трендами», наобум награждая подростков смартфонами и сатирической зависимостью от лайков. Само их присутствие в кадре не делает историю убедительной, достоверной или созвучной нашей повседневности. Как и инопланетяне, лазеры из глаз или чудище из трясины не исключают, что сюжет опишет некое переживание так, как и документальной камере не снилось.

Иными словами, «повседневность» — это не только про правдоподобие, но и про выбор локаций и рутинных действий, нередко — стремление к одним и тем же зданиям, ракурсам и акцентам. В частности, это демонстрировал сериал «Ванда/Вижн», где персонажи буквально подчинились законам старых ситкомов, двигаясь и говоря по строгим правилам, словно заложники декораций (упс). Поминаемый в каждом выпуске #комикс-кода «Призрачный мир» (2001) Терри Цвигоффа так бесшовно вписывается в корпус историй взросления в окружении дайнеров и домов в два этажа, от Джона Хьюза до «Синего бархата» (1986), от «Донни Дарко» (2001) до «Эйфории» (2019) и далее, что кажется: это минимум — общая киновселенная, а то и самодостаточная эстетика, в рамках которой формируется и обновляется бренд переходного возраста.

Кадр из сериала «Ванда/Вижн»/Disney+
Кадр из сериала «Ванда/Вижн»/Disney+

Кадр из сериала «Ванда/Вижн»/Disney+
Кадр из сериала «Ванда/Вижн»/Disney+

При этом в комиксах одним из шедевров «направления» можно назвать «Чёрную дыру» (1995–2005) Чарльза Бёрнса — историю о загадочной мутации, которая передаётся половым путем, превращая подростков в неприметных персонажей хоррора. Комикс много лет планируют экранизировать: сначала Александр Ажа с Нилом Гейманом в качестве сценариста, потом Дэвид Финчер грозил переиграть Линча на его же, по сути, поле. Всё тщетно: то ли из-за невзрачности сюжета, в котором отчаяние умирающей юности и хтонь Сиэтла рождаются за счет визуального решения, то ли потому, что кино куда сложнее, соблюдая баланс макабрического в повседневном, оставаться ещё и достоверным сказом о том, что взросление — это смертельная мутация. А «Чёрная дыра» одна из самых эмоционально (!) достоверных — субъективно, конечно.

Собственно, единственная достоверность, вокруг которой ломаются копья, — это «эмоциональная». Принятая за общественный компромисс схема последнего лета не обязана резонировать, если вы никогда не ездили на море, или, наоборот, узнаётся, несмотря на. Одно фантастическое допущение, искажающее «реальность», — вроде мутанта-уборщика в «Токсичном мстителе» (1984) или бессмертных галлов в «Астериксе и Обеликсе», — может только высветить абсурдность действительности. Заходит ли речь о школьном буллинге или бессмысленной бюрократии (одна из лучших серий «12 подвигов Астерикса»).

Как бы «объективные» факторы — складность истории, насущная ситуация, работа всей съёмочной команды, шкаф наград — ни диктовали значимость и «универсальность» книги, комикса, блокбастера, сериала, невозможно пересилить внутреннего Станиславского. Его «Не верю» может исходить как из абсолютного невежества, невовлечённости в бытовой или жанровый контекст, так и из стопроцентного знания, например, что бегать на каблуках неудобно. Но как (кино)комиксы, даже самые визионерские и отбитые, рождаются из жизни, так и жизнь зрителя/зрительницы может стать ростком вымышленного мира, почувствовать его дыхание, наложить подходящий фильтр на самое несусветное или бесчеловечное действие.

Но это уже совсем другая история, то есть — фанфик.




Читайте также
«Как будто создаёшь документальный фильм о будущем»: Дени Вильнёв о своей «Дюне»
КИНОТВ совместно с Сусанной Альпериной («Российская газе...
Сор из избы: фильмы про домашнее насилие 
«Домашнее насилие» — дурное обращение одного человека по отношению к другому, совершаемое в домашних условиях». В своём матер...
Смотреть аниме: кайто — выброс адреналина и безумные преследования
Ограбление, совершённое без насилия и с особым шармом, всегда вызывает невольную симпатию. Истории о невероятно ловких ворах,...
#комикс-код: почему кинокомиксы не могут выбрать между крестиком и трусами
Третий акт неграфического романа #комикс-код.
Экранизируй это: «Погребённый великан» Кадзуо Исигуро
Роман в жанре фэнтези английского писателя японского происхождения про средневекову...
Смотреть аниме: иясикей — лечебные свойства повседневной жизни
В наш суетный век иногда хочется просто остановиться и перевести дух, забыв на время о бесконечном соревновании со временем. Аниме на этот счёт готово предлож...
Также рекомендуем
Екатерина Чеснокова / РИА Новости...
Максим Ершов вспоминает экранную историю Мортиши, Гомеса и Уэнздэй Аддамсов.
25 лет назад на экраны вышла киноадаптация комикса о системе правосудия, которая борется с анархией...
В этом материале Стеллан Скарсгард рассказывает о работе над своим персонажем.
Екатерина Чеснокова / РИА Новости...
Максим Ершов вспоминает экранную историю Мортиши, Гомеса и Уэнздэй Аддамсов.
25 лет назад на экраны вышла киноадаптация комикса о системе правосудия, которая борется с анархией...
В этом материале Стеллан Скарсгард рассказывает о работе над своим персонажем.

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00