5 фактов о Берлинале

Сегодня открывается 68-й Берлинский кинофестиваль. Кино ТВ представляет экскурс в историю киносмотра прямо с места событий. 

1. Итак, Берлинский кинофестиваль. Вся его история — это борьба за место в большой тройке с Венецией и Каннами, то есть скорее борьба за то, чтобы тройка не стала двойкой. Отсюда и время проведения. В первые годы Берлинале проходил летом, но конкурировать с французским и итальянским смотром не мог. Не самые комфортные погодные условия организаторы обернули в свою пользу: видите, говорят, мы здесь именно про кино, а не про отдых у моря.

2. Первый фильм, показанный на Берлинале — «Ребекка» Альфреда Хичкока. Награды дебютного смотра вручало немецкое жюри, следующие четыре года победителя выбирали зрители. И эксклюзивность фильмов, естественная сегодня, тогда казалась необязательной. В 51-м приз получила судебная драма «Правосудие свершилось», уже отмеченная «Золотым львом» в Венеции, в 53-м — триллер «Плата за страх» Анри Жоржа Клузо, к тому моменту уже являвшимся победителем Канн.

3. Берлинский кинофестиваль называют «самым политическим» в большой тройке. Что ж, отчасти так и было задумано. Фестиваль «основал» офицер информационной службы США, человек по имени Оскар Мэртей. Шла холодная война и Мэртей убедил союзное командование в том, что новый киносмотр в Западном Берлине может стать «витриной свободного мира», в том числе и для Берлина Восточного. Ну и основали фестиваль страны союзники: Франция, Великобритания, США.

4. Возведение Берлинской стены в 1961-м году поставило под вопрос дальнейшее будущее Берлинале. Теперь гостям стало добираться до него тяжелее, чем прежде. Критики даже призывали перенести кинофестиваль в другие города ФРГ — Мюнхен или Баден-Баден. К тому же русские создают свой кинофестиваль, Московский, и оплачивают зарубежным гостям расходы по пребыванию и турне по Советскому Союзу.

5. Самый необычный победитель был в 78-м. «Золотого медведя» получила целая... страна! Испания! Таким образом жюри решило отметить вклад в программу кинофестиваля сразу нескольких испанских участников — «Что сказал Макс» Эмилио Мартинеса Ласаро, «Форели» Хосе Луиса Гарсии Санчеса и короткометражки «Лифт» Томаша Муньоса. К слову, отечественные фильмы побеждали всего дважды — это были «Тема» Глеба Панфилова и «Восхождение» Ларисы Шепитько.

Больше Кино ТВ — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Автор — Максим Заговора
Поделиться
Читайте также
Статьи Ковровый переворот: «Большому Лебовски» — 20 лет
15 февраля 1998 года на фестивале «Санденс» состоялась премьера «Большого Лебовски», манифеста пофигизма от братьев Коэн, картины, в которой философский посыл...
Статьи Когда твой папа Агамемнон: 5 суровых уроков Йоргоса Лантимоса
Оля Касьянова подробно анализирует новый фильм Йоргоса Лантимоса, получившего награду за лучший сценарий на фестивале в Каннах. Сегодня в прокат наконец ...
Статьи Берлинский кинофестиваль: что ждать от основной программы? Все фильмы
Делимся ожиданиями от конкурсных и внеконкурсных лент основной программы 68-го Берлинале. Ставки сделаны. 1. «Собачий остров» (Isle of Dogs)Гла...
Статьи «Лёд»: репортаж с московской премьеры
Создатели «Льда» называют свой фильм «музыкальной сказкой о любви и спорте». И в прокат его выпускают ко Дню влюбленных. Те, кто ходит в кино не только за поп...
Статьи Эйзенштейн: шут, порнограф, бог


20 лет назад родился Сергей Эйзенштейн — пожалуй, самый важный человек в истории русского (как минимум) кинематографа. Алексей Гусев по просьбе Кино ТВ напоми...
Статьи Ален Делон: взгляд с экрана


На прошлой неделе 82-летний французский актёр дал одно из самых откровенных интервью в своей жизни, где, в частности, заявил, что разоча...
Статьи Азбука Дэвида Линча
К «Ночи Дэвида Линча» на Кино ТВ Андрей Карташов составил краткий гид по ключевым понятиям «вселенной» режиссёра. 20 января, с 00:45, смот...
Статьи «Тёмные времена»: грим и гримасничество
Зинаида Пронченко о фильме, за который Гэри Олдмэн получит первый в карьере «Оскар».Не успели ещё зрители оправиться от сомнительных ...
Статьи Итоги года от Зинаиды Пронченко
2017-й был отличным годом для кино. Даже самым невозмутимым из нас наконец-то нашлось, о чём говорить и против чего бороться в фейсбуке. Глобально, в общемиро...
Статьи Ведает и творит. Науму Клейману — 80
Светлана Семенчук поздравляет великого киноведа, педагога, создателя московского Музея кино.Науму Клейману — 80 лет. Столь почтенная цифра никак не&...
Статьи Гид по Фестивалю немецкого кино в Петербурге
С 30 ноября по 3 декабря в «Аврора» пройдет 14-й Фестиваль немецкого кино. Кино ТВ выбирает пять фильмов, которые стоит увидетьн...
Статьи Номинанты премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон»
Российские кинокритики назвали номинантов премии «Белый слон»-2017Лучший фильм:«Аритмия» «Мешок без дна» «Нелюбовь»Лучшая режиссерская работа:Андрей Звягинц...
Также рекомендуем
#42 Главные (кино)события: расизм и «Унесённые ветром», отмена «Оскара» и возвращение к съёмкам. Подкаст КИНОТВ
Татьяна Шорохова и киножурналистика Марина Латышева поговорили о главных (кино)событиях последних недель. Внезапное реше...
«Мстители: Финал»: минкульт и Танос против всех
В прокат вышел гигантский кроссовер Marvel «Мстители: Финал», объединивший в эпической битве со злом супе...
Обзор (к)инопрессы #47
Виктор Непша собрал недельный дайджест новостей из иностранной (к)инопрессы. Поздравляем Апичатпонга с юбилеем и читаем ...
«Мартин Иден — отрицательный персонаж»: режиссёр Пьетро Марчелло о своём фильме, Маяковском, Муратовой и любви к кинематографу 
Итальянский кинематографист рассуждает, кем был бы его герой в современном мире
Синонимы Мандула
#42 Главные (кино)события: расизм и «Унесённые ветром», отмена «Оскара» и возвращение к съёмкам. Подкаст КИНОТВ
Татьяна Шорохова и киножурналистика Марина Латышева поговорили о главных (кино)собы...
Рецензии
«Мстители: Финал»: минкульт и Танос против всех
В прокат вышел гигантский кроссовер Marvel «Мстители: Финал», объединивший в&n...
Подборки
Обзор (к)инопрессы #47
Виктор Непша собрал недельный дайджест новостей из иностранной (к)инопрессы. Поздра...
Интервью
«Мартин Иден — отрицательный персонаж»: режиссёр Пьетро Марчелло о своём фильме, Маяковском, Муратовой и любви к кинематографу 
Итальянский кинематографист рассуждает, кем был бы его герой в современном мире