«Дух огня»: итоги и Эхо фестиваля

В Ханты-Мансийске завершился 16-й международный фестиваль кинодебютов «Дух огня» – камерный, но чрезвычайно приятный смотр непроходных фестивальных событий под руководством Сергея Соловьева и программного директора Бориса Нелепо, который в полной мере отвечает функции куратора: подбирает фильм к фильму, как кусочки пазла, и создает цельное полотно. Свежие хиты из Берлина, Локарно и Венеции, экспериментальное отечественное кино и синефильские сенсации из спецпрограммы Crème de la crème объединяет поиск своей особенной формы и нежелание толкаться в середняке. А главное – пульсирующая эмоция.


Оценить все это можно и самому. Начиная с сегодняшнего дня в московском ЦДК и «Ельцин Центре» в Екатеринбурге – программа Эхо фестиваля, показы избранных фильмов. Вот четыре интересных экспоната на любой вкус – от метафизического порно и радикального разговорного этюда, построенного на рассуждениях о Данте, до трогательной летней истории про пожилого актёра и призрак его давнишней подружки.

«Зама» (Zama), реж. Л. Мартель, 2017
Центр документального кино (Москва) – 7 марта, 21:30 

Фильм-сон Лукреции Мартель, режиссёра, чье имя в нулевых было синонимом новой созерцательности, подытоживает поиски целой кинематографической эпохи: сегодня медлительный магический реализм про испанского чиновника в Новом Свете смотрится совершенно естественно, как будто зритель дорос до подобной поэтики, а поэтика окончательно поняла зрителя. Не заторможенность, а течение, не пустая экзотика, а покоряющая насыщенность цвета, звука, форм, культурных кодов, фактурных лиц и переливчатых диалогов. Продуманный мир разрушающегося колониализма трёхсотлетней давности: паж в сюртуке и трусах на тропической жаре, вспотевшие парики, смена одинаково бесполезных градоначальников – это не какая-то отвлеченная костюмная драма, а мир здесь и сейчас. И он действительно гораздо более актуальный, чем может показаться на первый взгляд. Человек, бездарно колонизирующий природу, терпит на этом поприще крах и в итоге безвозвратно в ней растворяется. Довольно жутко, однако фильм удерживает умиротворяющий, ласковый тон, как будто сам зазывает русалочьим пением, праздничными мелодиями и стрекотанием приморской живности отбросить мысли и подчиниться.

«Чёрт нас возьми» (Que le diable nous emporte), реж. Ж.-К. Бриссо, 2018
Центр документального кино (Москва) – 9 марта, 19:00 

Новая картина Жан-Клода Бриссо, снятая у него в квартире на немудреную камеру, не производит впечатления маленького фильма. И то, что Бриссо заигрывает с жанром порно, не делает его домашней порнографией. Порнографическая условность ситуации (девушка теряет телефон и приходит за ним к незнакомке – а она оказывается миловидной женщиной без привычки носить белье) задает тон безопасности, доступный только фильмам для взрослых: уютный дом, крепость женского здравомыслия, полное взаимопонимание, невозможность ущерба. Эротика оказывается лишь первой дверью, за которой – возможность искреннего разговора, спокойного анализа себя и путь к долгожданным переменам. Бриссо заходит на территорию воспитания чувств: как быть с собой и с другими, как переживать боль и так далее – и рассказывает об этом разными способами, от уроков медитации до психоанализа, от чистой метафизики до наивной телесности.

«Классический период» (Classical Period), реж. Т. Фендт, 2018
Центр документального кино (Москва) – 8 марта, 18:45
Ельцин Центр (Екатеринбург) – 6 марта, 18:30


Вторая полнометражная работа Теда Фендта приехала в Ханты-Мансийск прямо с Берлинского фестиваля. Фендт – неутомимый коллекционер сокровищ, которые вроде бы нужны только ему, но на практике находят живой отклик. Он снимает не просто на пленку, а на 16 мм, заморачивается с живым звуком и естественным светом и в эту реликтовую картинку вписывает главное сокровище – своего прекрасного друга Кэла, который очень любит поговорить о Данте. Кэл и подобные ему друзья-товарищи, академисты по призванию, весь фильм обсуждают примечания и комментарии, читают и пишут, болтают о смене архитектурных парадигм, средневековых пьесах, самоубийствах генералов из античных времен. Их повседневная жизнь забита безынтонационными пассажами и обменами древними историческими анекдотами, и кроме этого – почти ничего. Небольшие столкновения с обыденностью кажутся и драматичными, и смешными на фоне громады произносимого текста. Сочетание любви к типажу и иронии над ним задает самую здоровую интонацию: для гуманитариев и сочувствующих это будет не только необычный энтертейнмент (Данте – это правда интересно), но и забавный опыт авторефлексии.

«Этой ночью лев спит» (Le lion est mort ce soir), реж. Н. Сува, 2018
Центр документального кино (Москва) – 8 марта, 15:00

Постоянный визитёр Каннского фестиваля Нобухира Сува снял настоящий кавай по-французски: в стрекоте цикад и бликах летнего солнца, обязательных для любого задушевного аниме, бредет импозантный старик в чёрном костюме с букетом красных гладиолусов. Это Жан-Пьер Лео – лицо французской «новой волны», работавший с Трюффо и Годаром. Его персонаж – актёр, которому нужно сыграть смерть, и подобная творческая задача заставила его призадуматься, навестить могилу невесты, умершей пятьдесят лет назад, и даже поговорить с ее призраком. За всем этим наблюдает стайка соседских детей с камерой, и вот великий лицедей попадает в совсем другое кино. Не про смерть, а про жизнь, не про прах, а про вечное обновление. Фактура идеального француза и элегичность галльских особняков удивительным образом сочетаются с японской деликатностью режиссера. Картина дышит прощанием, однако таким светлым, что выходит, по сути, семейный фильм: и весело, и грустно, и с детской любовью к миру, и со стариковской мудростью.

Все победители фестиваля:

Международный конкурс:

«Золотая тайга» – «Сара играет оборотня», реж. Катарина Вюсс (Германия).
«Серебряная тайга» – «Первый этап», реж. Ким Дэхван (Южная Корея).
«Бронзовая тайга» – «Классический период», реж. Тед Фендт (США).
Особое упоминание жюри – «Жанр», реж. Клим Козинский (Россия).
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков «СЛОН» за жанровую революцию внутри революции и проверку истории на прочность искусством – «Жанр», реж. Клим Козинский (Россия).

Российский конкурс:

Главный приз «Цветы таёжной надежды» – «Иванов», реж. Дмитрий Фалькович.
Специальный диплом жюри «Режиссёрский триумвират» – «50», реж. Даниил Зинченко, Тихон Пендюрин.
Специальный диплом жюри «Режиссёрский триумвират» – «Чувак/Уол О5ото», реж. Владимир Мункуев.
Приз генерального партнера «Газпром нефть» «За сохранение культурных традиций» – «Пепло», реж. Антон Моисеенко.
Приз имени Александра Абдулова «За лучшую мужскую роль в российском дебютном фильме» – Евгений Ткачук и Алексей Серебряков («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», реж. А. Хант).
Приз имени Александра Абдулова «За лучшую женскую роль в российском дебютном фильме» – Маша Ремер («...Другая я», реж. А. Васин).
Приз «За лучшую операторскую работу» в конкурсном или внеконкурсном российском фильме – Даниил Фомичев («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», реж. А. Хант).
Приз зрительских симпатий «Золотая тайга» – «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», реж. А. Хант.
Специальный приз за лучшую работу с музыкой в дебютном фильме – Семен Ченянов («Черный демон/Хара Бэкир», реж. Константин Тимофеев).

Конкурс короткометражного кино:

«Золотая тайга – короткий метр» – «Смерть Меня», реж. Михаил Максимов.
Приз прессы «За лучший короткометражный дебют» – «Восемь картин из жизни Насти Соколовой», реж. Алина Котова и Владлена Санду.
Диплом «За легкое дыхание и тревогу о будущем, получившие актуальное художественное воплощение» – Евгений Гранильщиков.

Приз Президента фестиваля Сергея Соловьева «Золотая тайга»:

«За личный вклад в киноискусство и создание своей школы» – Борис Юхананов.

Читайте также
Статьи Весь мир в кармане: портрет Манмохана Десаи
26 февраля 1937 года родился один из самых удивительных режиссёров мирового кинематографа. Мастер, владевший секретом великого рассказчика. Манмохан Десаи – о...
Статьи Берлинале-2018: Гид по фестивалю
Путешествие на Берлинский кинофестиваль — это не привилегия, а вполне доступное, не дороже и не сложнее Египта, приключение. Кино ТВ рассказывает, как собрать...
Статьи Женский день на Берлинале — три феминистских гимна подряд

Берлинский фестиваль развивается в формате фейсбучного дискурса. Отдав первый день 
политическому манифесту в картинках от Уэса Андерсона, на вторые сутки зде...
Статьи 5 фактов о Берлинале
Сегодня открывается 68-й Берлинский кинофестиваль. Кино ТВ представляет экскурс в историю киносмотра прямо с места событий. 1. Итак, Берлинский кинофести...
Статьи Ковровый переворот: «Большому Лебовски» — 20 лет
15 февраля 1998 года на фестивале «Санденс» состоялась премьера «Большого Лебовски», манифеста пофигизма от братьев Коэн, картины, в которой философский посыл...
Статьи Когда твой папа Агамемнон: 5 суровых уроков Йоргоса Лантимоса
Оля Касьянова подробно анализирует новый фильм Йоргоса Лантимоса, получившего награду за лучший сценарий на фестивале в Каннах. Сегодня в прокат наконец ...
Также рекомендуем
YouTubeВиктор Непша советует фильмы на каникулы, которые можно (нужно) посмотреть с детьми. «Сто дней после детства...
Мы начинаем серию материалов, в которых российские музыканты делятся своими картинами-фаворитами о коллегах или же ...
Теперь на КИНОТВ и текстовые дневники тоже. Каждый вечер Зинаида Пронченко в режиме записок на манжетах будет рассказыва...
В преддверии пятого Московского международного фестиваля экспериментального кино Татьяна Шорохова поговорила с операцион...
Подборки
Нетривиальные фильмы для всей семьи
YouTubeВиктор Непша советует фильмы на каникулы, которые можно (нужно) посмотреть с...
Спецпроект
Фильмы, чтобы петь: Лиза Громова и её любимые картины о музыкантах
Мы начинаем серию материалов, в которых российские музыканты делятся своими ка...
Спецпроект
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 1
Теперь на КИНОТВ и текстовые дневники тоже. Каждый вечер Зинаида Пронченко в режиме...
Синонимы Мандула
#48 Что такое экспериментальное кино? Подкаст КИНОТВ
В преддверии пятого Московского международного фестиваля экспериментального кино Та...

Последние новости

Новости Канны-2022: появились отзывы на «Три тысячи лет желаний» Джорджа Миллера
Картину называют противоположностью «Безумного Макса: Дорога ярости».
Новости Марк Руффало и Тони Коллетт сыграют в новом фильме Пон Джун-хо
В касте экранизации «Микки-7» уже заявлен Роберт Паттинсон.
Новости Режиссёр фильма «Я, робот» снимет хоррор про доппельгангера
Съёмки пройдут с использованием уникальной виртуальной технологии.
Новости Энтони Хопкинс погрузится в психоанализ и сыграет Зигмунда Фрейда
Фильм расскажет о вымышленной встрече австрийца с писателем К. С. Льюисом.
Подборки Главные экранизации Стивена Кинга: от худшей к лучшей
В этом списке вы точно найдёте себе фильм на вечер.
Новости Тильда Суинтон пробуждает Идриса Эльбу в промо «Трёх тысяч лет желаний»
Премьера фильма состоится на Каннском кинофестивале.
Новости Даг Лайман экранизирует нон-фикшн «Восстань и убей первым»
В ней рассказано о борьбе «Моссада» с египетской ракетной программой.
Новости Сериал про Годзиллу снимет режиссёр супергероики «Ванда/Вижн»
По сюжету кайдзю и другие здоровяки сравняют Сан-Франциско с землёй.