Инопланетянка и «деревенщина»: Тильда Суинтон

Сегодня самой знаменитой шотландской актрисе с супердревними аристократическими корнями Тильде Суинтон исполняется 61 год. Публикуем прошлогоднюю статью Натальи Серебряковой о Суинтон. Она играла и женщин, и мужчин, и королев, и ведьм, и андрогинов, и даже стариков; муза Дерека Джармена и Луки Гуаданьино. Кажется, у неё нет ни пола, ни возраста, ни принадлежности к людской расе.  Так ли это?


Тильда Суинтон родилась в семье такого древнего и аристократического шотландского рода, что его корни можно проследить вплоть до IX века. Её папа был военным, мама — австралийкой. Пока девочке не исполнилось десять лет, семья жила в Германии, где служил отец. Потом Тильду, росшую вместе с тремя братьями, единственную девочку в семье, отдали в закрытую английскую школу, где вместе с ней училась будущая принцесса Диана. Тильда в детстве любила поэзию и бегать. Но как-то, когда она должна была участвовать в чемпионате графства по бегу, она соврала, что повредила связки. Позже Тильда призналась: просто хотела, чтобы стимулом было ощущение победы, а не приз. Так в теле прагматика зрела душа идеалиста.

Любовь к театру проявилась ещё в юные годы: Тильда начала играть, как водится в Великобритании, в шекспировских пьесах. Однако успех к ней пришёл не сразу. В поисках своего места в жизни и чего-то более радикального, чем Шекспир, она отправилась в Эдинбург. Там в местном театре она сыграла роль русской антифашистки с запоминающимся диковинным именем Ирина Паспортникова. Здесь же она встретила будущего мужа и отца своих детей — драматурга Джона Бирна.


Первая кинематографическая роль у Тильды Суинтон случилась не так уж рано — в 25 лет. Вместе с Удо Киром она снялась в фильме «Эгомания: остров без надежды» режиссёра Кристофа Шлингензифа, известного своим радикальным подходом к искусству. Дальше последовали скандальные роли у Дерека Джармена, с которым она очень подружилась. Всего она снялась в девяти его фильмах, начав с «Караваджо», где она сыграла роль натурщицы. В этом же году она снялась в инцестуальной немецкой драме «Открытая Вселенная». Годом позже — первая заметная роль в фильме, который впоследствии стал культовым у синефилов — «Смерть Дружбы». Действие картины разворачивается на Ближнем Востоке во время конфликта Палестины и Иордании в 1970 году. Журналист Салливан спасает героиню Суинтон от преследования боевиков ООП, а затем узнаёт, что она — андроид по имени Дружба, много лет назад отправленная инопланетянами с мирной миссией на Землю.

Следующей знаковой ролью была театральная, по пьесе Бертольда Брехта. Тильда играла женщину, которая, чтобы выжить в концентрационном лагере, притворялась собственным мужем. Так ещё в молодости проявилась андрогинность Суинтон, пиком которой стала роль в фильме «Орландо» Салли Поттер (по роману Вирджинии Вулф). В «Орландо» Тильда играет и мужчину, и женщину, магическое существо, живущее три столетия. Кинокритики пришли в восторг от игры Суинтон, которая одинаково убедительно сыграла людей обоих полов. За роль актриса получила приз в Сиэтле, а сам фильм — приз в Венеции.


Позже Тильда призналась, что перед рождением своих детей-близнецов, она была уверена, что человек не имеет пола. Хотя в детстве она очень хотела сестру, работа с гомосексуалом Джарменом над различными персонажами, а также роль в «Орландо» убедили её в том, что пол не имеет никакого значения. Однако рождение детей изменило её мнение. Удивительно, что в 1997-м у актрисы родились сразу и мальчик, и девочка. «Уже в полгода мой сын брал мыло и делал им “дрррр-дррр”, изображая машинку», — комментирует Суинтон.

Голливудская слава пришла к актрисе в 2000-х, после целого ряда ролей. Для начала она появилась у Дэнни Бойла в фильме «Пляж», где сыграла главу молодёжной общины, живущей на уединённом острове. Потом она предстала в образе ведьмы в «Хрониках Нарнии». Далее впервые за свою карьеру актриса появилась в крупнобюджетном голливудском проекте — в мистическом триллере «Константин: Повелитель тьмы», где ее партнёром стал Киану Ривз, а Суинтон сыграла ангела Габриэль. И, наконец, в 2008 году актриса получила свой первый «Оскар» за роль второго плана в фильме «Майкл Клейтон». В фильме актриса играет бизнесвумен Карен Краудер, которой приходится идти на серьёзное преступление, чтобы исправить возникшие рабочие неприятности. Краудер делает выбор, а затем несёт за него ответственность. 


Также в 2000-е Суинтон познакомилась с Джимом Джармушем, сыграв у него в «Сломанных цветах». Роль была совсем крошечной — Тильда захлопывает дверь перед носом у Билла Мюррея, играя одну из его бывших любовниц; однако встреча с Джармушем оказалась судьбоносной. Позже актриса сыграла вампиршу Еву в драме «Выживут только любовники». Её Ева пьёт консервированную кровь и танцует под музыку, записанную на старомодные пластинки в Детройте. В то же самое время Тильда сыграла у Уэса Андерсона в картинах «Королевство полной луны» и «Отель “Будапешт”». 

Постепенно актриса становилась как бы талисманом в успешных проектах популярных режиссёров. Её имя начало служить знаком качества. Если в фильме задействована Тильда Суинтон, значит, картина будет иметь успех и у синефилов, и у широкой аудитории. Тильда с её худобой, высоким ростом, белыми (а иногда рыжими) искусно уложенными волосами, почти без косметики представала этакой инопланетной гостьей, аристократкой до мозга костей. Вплоть до пятидесяти лет на её лице не видно было морщин, а ненакрашенные ресницы, по её же мнению, делали её похожей на подростка откуда-то с Венеры.


Основав вместе с Лукой Гуаданьино продюсерскую компанию, Суинтон неоднократно снималась у этого режиссёра. В «Суспирии», например, она исполнила сразу три роли, две женских и одну мужскую, возрастную. Поистине, у Тильды нет границ в актёрском искусстве. Что же касается режиссуры, и тут она себя попробовала. Ну что ж, получилось менее удачно. В фильме «Времена года в Кенси: 4 портрета Джона Берджера» Тильда Суинтон — режиссёр и рассказчик. И когда дело касается камерного, дневникового, искреннего, у неё не очень выходит — выглядит пафосно. Сам же её герой, писатель Джон Берджер — вполне окей, живёт себе в горах, выращивает малину и овечек. Правда, немного непонятен тезис о том, что крестьянин радуется, забивая свою свинью на сало, и делает это из любви к свинье. Тут уж проявилась настоящая крестьянская душа Тильды.

Дело в том, что Суинтон вместе со своими детьми и новым партнёром (художник Сандро Копп, на 18 лет младше) живёт в деревушке в Шотландии. Вместе с бывшим мужем они основали школу, куда ходили их общие дети. У неё четыре собаки, сад, огород и поле. Тильда летает к себе домой на выходные прямиком из Нью-Йорка и не представляет своей жизни без растениеводства. Так, она планирует весной посадить побольше брокколи и поменьше брюссельской капусты, а морковки вот всегда и так хватает. Остаётся надеяться, что эта уникальная актриса в будущем ещё не один раз сыграет юную красавицу или молодого красавца с Луны. Так она в очередной раз опровергнет тезис про возраст, пол и расу.


Читайте также
Статьи Как выглядит утро Америки — декорации в сериале «Утреннее шоу»
О важности интерьера в драме о журналистах.
Статьи Что известно о несчастном случае на площадке фильма «Ржавчина»
Расследование обстоятельств смерти Галины Хатчинс пока находится на раннем этапе.
Статьи «Французский экстрим» в кино: тело, боль, проникновение
Антон Фомочкин — про одно из дичайших направлений в кино.
Также рекомендуем
Продолжаем вкушать плоды майского онлайн-проката. В сегодняшнем меню: итальянская комедия про несчастных, переживающих х...
В конце ноября столичная инди-группа «Комсомольск» выпустила крутой клип на песню «Иванова». Трек вошёл в их пос...
1 апреля на большие экраны выходит первый полнометражный фильм по мотивам российских...
В Москве начинается 40-й Московский Международный фестиваль и открывается он новым фильмом итальянского режиссёра Ф...
Подборки
Субъективная афиша: 18.05–24.05
Продолжаем вкушать плоды майского онлайн-проката. В сегодняшнем меню: итальянская к...
Подборки
Группа «Комсомольск» о любимых фильмах: Годар, Лелуш, Делон, Маль
В конце ноября столичная инди-группа «Комсомольск» выпустила крутой клип на...
Спецпроект
«Майор Гром»: создатели фильма про съёмочный ад, баню с Милоновым и «Игру Престолов»
1 апреля на большие экраны выходит первый полно...
Рецензии
«Неаполь под пеленой»: правда в глазах смотрящего
В Москве начинается 40-й Московский Международный фестиваль и открывается он н...