Кино Азнавура: великий шансонье и его фильмы

В возрасте 94 лет скончался Шарль Азнавур — один из главных французских певцов, автор более тысячи песен, актёр, снимавшийся у Кокто, Трюффо, Шаброля, Клера, Лелуша и многих других. Зинаинда Пронченко
вспоминает артиста.

Полное собрание «сочинений» Шарля Азнавура, изданное в 1996 году, весит 8 килограммов, состоит из 33 дисков и оформлено в виде тумбы Морриса, неотъемлемой части парижского пейзажа, с которой Азнавур десятилетиями поглядывал на прохожих, приглашая на концерты то в «Альгамбру», то в «Олимпию». Фильмография самого известного в мире шансонье немногим скромнее — 63 картины. От детских ролей, даже не обозначенных в титрах, как, например, в приключенческой драме «Исчезнувшие из Сент-Ажиля» Кристиана Жака 1938 года с великими Мишелем Симоном и Эриком фон Штрогеймом, до главной, режиссёра Эдуарда Сарояна, мечтающего снять фильм о геноциде армян, в острополитическом «Арарате» Атома Эгояна 2002 года.

Кадр из фильма «Арарат», 2002

Эдуард Сароян — так звали и героя Азнавура в произведении, наиважнейшем для его карьеры, не только кинематографической, но и музыкальной: «Стреляйте в пианиста» Франсуа Трюффо. Азнавур часто объяснял в интервью, что согласился на предложение сыграть джазового пианиста, этнического армянина, выступающего тем не менее под типичным для эпохи развитой ксенофобии псевдонимом Шарли Колер, не из правозащитных соображений, а потому что сценарий был превосходный. Как говорил Жан Габен, хорошему фильму требуются три составляющих: история, история и ещё раз история. С Трюффо они познакомились в кабаре «Золотая лошадь», месте встреч богемы тех дней, по воспоминаниям, за столом присутствовали ещё Жан-Клод Каррер, Пьер Этэ и Жак Одиберти. Оба страшно стеснялись и в основном молчали, пока не выяснилось, что Трюффо — большой поклонник Жоржа Франжю, в игровом дебюте которого о негуманных методах современной психиатрии, «Головой об стену», Азнавур сыграл эпилептика Эртувена.

Кадр из фильма «Стреляйте в пианиста», 1960

«Стреляйте в пианиста» моментально стал визитной карточкой певца, особенно знаменитая сцена на двоих с Боби Лапуантом, исполняющим «Framboise», как будто срежиcсированная самим Альбером Камю. Первый в истории случай, когда слова песни настолько сложны и двусмысленны, что зрителю необходимы субтитры: Азнавур с отсутствующим видом за инструментом, Лапуант развлекает танцующую толпу, и каждый в зале — чужой, себе и другим.

В последовавшем сразу после выхода картины американском турне Азнавура за океаном встречали уже как Сарояна, виртуозного джазового пианиста, во время концерта в Карнеги-холл публика просила сыграть песни из фильма, а не сентиментальный автобиографический репертуар. Благодаря «Стреляйте в пианиста» Азнавур попал и в Голливуд, в 1968 году он принимает участие в «Кэнди» наравне с Марлоном Брандо, Ричардом Бартоном, Джоном Хьюстоном, Анитой Палленберг и даже Ринго Старром. А в 1970-х годах он снимется в нескольких международных копродакшенах у Льюиса Гилберта и Дугласа Хикокса:  в «Искателях приключений» и в «Небесных ездоках». Но лучшие роли ему будут предлагать всё же на родине, во Франции. Каждое появление Азнавура на экране, будь то у Шаброля в «Призраках шляпника», у Клода Лелуша в «Да здравствует жизнь» или, наконец, в «Париже в августе» Пьера Гранье-Деферра — всегда очень точное попадание в образ человека своего времени, фрустрированного горожанина, в чём-то даже нелепого, лирического персонажа, который не боится показать свою уязвимость. А были ведь ещё и небольшие, но яркие роли у Кокто в «Завещании Орфея», у Дени де Ла Пательера в написанной Мишелем Одийяром военной драме «Такси в Тобрук» или у Фолькера Шлёндорфа в «Жестяном барабане».

Шарль Азнавур и Жан-Поль Бельмондо. Это последнее прижизненное фото Азнавура, опубликованное им в Instagram.

В прошлом году Шарль Азнавур получил именную звезду под номером 2618 на голливудской Аллее славы, дома во Франции, однако, он был всегда номер первый. Сверстник, страшно подумать, Ива Монтана, Жака Бреля и Жоржа Брассанса, он последним из великого поколения покинул этот мир. Теперь нам будет совсем одиноко.

Автор — Зинаида Пронченко
Поделиться
Читайте также
Статьи Новая советская классика: почему стоит поддержать новый фильм Светланы Басковой
На сайте Planeta.ru проходит кампания по сбору средств на новый фильм Светланы Басковой («Пять бутылок водки», «Зелёный слоник», «За Маркс...
Статьи Синья Цукамото: «Видимо, у меня никогда не будет крупнобюджетного фильма»
Синья Цукамото — один из немногих режиссёров, к которым в полной мере применимо слово «культовый». Его трилогия «Тэцуо» — маргинальны...
Статьи Путешествия во времени: в прокат снова вышла «2001: Космическая Одиссея»
Спустя полвека на больших экранах — один из главных фильмов Стэнли Кубрика. Теперь в формате IMAX. Гордей Петрик рассказывает, почему ленту нельзя пропус...
Статьи Старый новый гот: Тиму Бёртону — 60 лет


25 августа юбилей отмечает один из главных сказочников мирового кинематографа Тимоти Уолтер Бёртон — автор «Эдварда руки-ножницы», «Сонной лощи...
Статьи Старина. Пак Чхан Уку — 55 лет
«Луна — мечта солнца», 1992 Наталья Серебрякова выяснила, в чём рецепт популярности корейского кино у себя на родине на примере самого знаменитог...
Статьи Основано на реальных событиях — Роману Полански 85 лет
Не совсем поздравительный текст Зинаиды Пронченко к юбилею польско-французского режиссёра. Роман Полански Здесь должен был быть восхищённый текст...
Статьи Мадонна в кино. К 60-летию поп-дивы
16 августа великой Мадонне (она же Мадонна Луиза Чикконе)  исполнилось 60 лет. Певица, писатель, актриса и даже режиссёр — кажется, вы знаете о ней ...
Статьи Однажды в Мексике. Алехандро Гонсалесу Иньярриту — 55
К юбилею Алехандро Гонсалеса Иньярриту Наталья Серебрякова рассказывает, как мексиканский моряк стал знаменитымоскароносным режиссёром.Вначале было море. На н...
Статьи И в кино тоже: 90 лет назад родился Энди Уорхол
6 августа 1928 года в Питтсбурге на свет появился Эндрю Уорхола, которого мы знаем под чуть более звучным псевдонимом Энди Уорхол. Уорхол ...
Статьи Настоящий «господин Никто»: сорок лет спустя — в прокате «Месье Кляйн»
В Европе спустя сорок лет после премьеры на экраны выходит в отреставрированной версии «Месье Кляйн» Джозефа Лоузи, фильм, создававшийся чрезвы...
Статьи Программа 75-го Венецианского кинофестиваля
Юбилейный 75-й Венецианский кинофестиваль объявил программу. Смотр традиционно пройдёт на острове Лидо с 29 августа по 8 сентября. Председателем жюри назначен...
Статьи Оркестр одиноких сердец: Вонгу Кар-Ваю — 60
Сегодня исполняется 60 лет гонконгскому поэту от кинематографа — Вонгу Кар-Ваю, автору «Падших ангелов», «Чунгкингского экспресса», «Любовного ...
Также рекомендуем
Роман «Зверя» — зачем смотреть инди-триллер Майкла Пирса
В российский прокат выходит «Зверь» — амбициозный полнометражный дебют Майкла Пирса, двукратного номинанта BAFTA за коро...
Огонь! Рецензия на «Пылающего» Ли Чан-дона
В Каннах наконец-то показали великое кино — «Пылающий» Ли Чан-дона. Шансы на пальму, ввиду засилья в конкурсе фильмов эм...
Картина «Ведьмы» Роберта Земекиса: иногда они возвращаются 
На большие экраны выходит картина Роберта Земекиса «Ведьмы». Впервые роман Роальда Даля адаптировали для экра...
#51 Кристофер Нолан уже не тот? Подкаст КИНОТВ
Кто о чём, а мы о «Доводе». В свежем выпуске подкаста «Синонимы Мандула» Татьяна Шо...
Рецензии
Роман «Зверя» — зачем смотреть инди-триллер Майкла Пирса
В российский прокат выходит «Зверь» — амбициозный полнометражный дебют Майкла Пирса...
Рецензии
Огонь! Рецензия на «Пылающего» Ли Чан-дона
В Каннах наконец-то показали великое кино — «Пылающий» Ли Чан-дона. Шансы на пальму...
Рецензии
Картина «Ведьмы» Роберта Земекиса: иногда они возвращаются 
На большие экраны выходит картина Роберта Земекиса «Ведьмы». Впервые ром...
Синонимы Мандула
#51 Кристофер Нолан уже не тот? Подкаст КИНОТВ
Кто о чём, а мы о «Доводе». В свежем выпуске п...