Киновселенные: путь туда и обратно

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Хоббит: Битва пяти воинств», реж. Питер Джексон, 2014. Фото: Warner Bros.

«В земле была нора, а в норе жил хоббит. Нора была вовсе не грязная и совсем не сырая; не копошились в ней черви, не лепились по стенам слизняки, нет — в норе было сухо и тепло, пахло приятно, имелось там на что присесть и что покушать, — словом, нора принадлежала хоббиту, а стало быть, само собой, была уютной во всех отношениях».

В спецпроекте «Киновселенные» Виктор Непша уже рассказал нам об оригинальной трилогии «Властелин колец», очередь за «Хоббитом».

Ранние хоббитсы

Первые планы экранизировать «Хоббита» Толкина осуществились ещё при жизни автора. В 1960-е продюсер Уильям Снайдер смог заполучить права на съёмки на три года, но его амбициозные планы сделать американо-чехословацкое совместное производство провалились. Соглашение надо было отрабатывать — в результате получился 12-минутный даже не мультфильм, а статичные рисованные кадры, сопровождаемые голосом рассказчика.

Можно представить, сколько от сюжета книги влезло в 12-минутную историю с искажёнными именами, но для Снайдера было важнее снять хоть что-то, чтобы продлить действие прав. Поэтому он попросил режиссёра Джина Дейча сделать хотя бы то, что получилось. Затем продюсер организовал показ в небольшом кинозале на Манхэттене, где платил по 10 центов случайной публике за то, чтобы она пришла (эти же деньги отдавались организаторам в качестве «платы» за сеанс) и заставлял зрителей подписывать заявление, что они точно-точно расстались с деньгами добровольно за просмотр «Хоббита». Это помогло Снайдеру сохранить права на экранизацию и перепродать их назад Толкину, а фанатам годы спустя подарило сюжет для шуток (ну и 12-минутную халтуру).

«Хоббит», реж. Джулз Басс, Артур Ранкин мл., 1977. Фото: ABC Video Enterprises Inc.

Следующая попытка была более взвешенной и системной — в 70-е за «Хоббита» взялись Артур Ранкин и Джулс Басс (позже снимут «Возвращение короля» и «Последнего единорога»). Подход был более системным и менее авантюристским — за сотрудничеством создатели обратились к японской студии Topcraft (которая позднее превратится в Ghibli). Результат приняли противоречиво, но спустя годы он состарился не так плохо: сюжет повести укладывается в 77 минут хронометража без особых проблем, а мрачность, необычный стиль рисовки, вдохновлённый иллюстрациями Артура Рэкхема, и озвучка — за Гэндальфа отвечает прославленный режиссёр Джон Хьюстон («Сокровища Сьерра Мадре», «Мальтийский сокол») — добавляют работе шарм.

Из других доджексоновских попыток добраться до «Хоббита» стоит упомянуть детскую передачу Jackanory из 70-х, в которой актёры зачитывали произведения вслух на фоне заказных иллюстраций, и, конечно, отечественную попытку «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита» (1985) с Зиновием Гердтом в роли Рассказчика.

Второе — классический малобюджетный позднесоветский телефильм со всеми вытекающими, от странных декораций до душевных песен. Получилась вроде и сказка, но, мягко говоря, едва ли та, которую держал в голове Толкин или его фанаты.

Гильермо дель Торо и Питер Джексон

Наконец, дело дошло до 1990-х — о злоключениях, с которыми сталкивался Питер Джексон на пути к экранизации, можно подробнее почитать в прошлом материале про «Властелина колец». Достаточно упомянуть, что Джексон хотел снимать «Хоббита» ещё тогда, но из-за проблем с правами режиссёру пришлось браться сразу за «Властелина колец».

Уже после выхода и всемирного успеха «Властелина колец» Джексон начал судиться с New Line Cinema, которая когда-то дала жизнь проекту, — его стремлением было убедиться, что кинокомпания не удержала причитающиеся ему деньги. Соучредитель New Line Роберт Шэй, когда-то поверивший в идею Джексона, был оскорблён и утверждал, что больше никогда не станет с ним работать. Но спустя время все остыли и договорились — не последнюю роль сыграло то, что Metro-Goldwyn-Mayer, владеющая правами на «Хоббита», хотела видеть именно Джексона во главе проекта.


New Line и MGM договорились о совместном вкладе в производство, а также что новозеландский режиссёр станет исполнительным продюсером «Хоббита» — первоначально Джексон не хотел конкурировать со своими же фильмами. Режиссёром проекта должен был стать Гильермо дель Торо, недавно выпустивший «Лабиринт Фавна».


Планы были титанические: дель Торо с Джексоном проводили совместные сессии вопрос-ответ, на которых делились идеями и наработками по будущим проектам. Мексиканский режиссёр планировал сделать важный акцент на атмосфере страны, словно потерявшей невинность (держал в голове викторианско-эдвардианскую Англию, вступившую в Первую мировую войну), а также на фирменных деталях — сочетании сказочности и мрачной атмосферы.

Гильермо дель Торо мог явить миру собственное Средиземье. Фото: Los Angeles Times

Несмотря на то что режиссёры совместно заявляли о стремлении придерживаться гармонии с джексоновской трилогией, дель Торо планировал изменения в рамках дозволенного — так, он собирался сделать больший акцент на аниматронике вместо компьютерной графики, пересмотреть образ эльфов на менее пафосный и снимать картину в более золотистой цветовой палитре. На озвучку дракона Смауга планировалось позвать любимчика дель Торо — Рона Перлмана.


Обо всём этом приходится рассказывать как о what if, поскольку два года спустя, после плотной совместной работы и многочисленных поездок в Новую Зеландию, дель Торо всё же объявил о выходе из проекта. Основной причиной, как считается, стали финансовые и организационные проблемы MGM, из-за которых производственные этапы откладывались на всё более неопределённые сроки.


Проект оказался в подвешенном состоянии, и Джексону пришлось вернуться в режиссёрское кресло. Уход дель Торо породил проблемную ситуацию, как вспоминал новозеландец, это не означало откат производства на полтора года и возможность начать всё с нуля — режиссёру пришлось иметь дело с полуготовыми наработками коллеги, не всегда сочетающимися с его видением, без конкретного плана действий и раскадровок в некоторых сценах. Позднее именно этим Джексон оправдывал получившийся смешанный результат.

Одно в трёх

События «Хоббита» происходят за 60 лет до «Властелина колец». Главный герой истории на этот раз — Бильбо Бэггинс (Мартин Фриман). Волшебник Гэндальф Серый (Иэн Маккеллен) уговаривает его сопроводить отряд гномов, возглавляемый Торином Дубощитом (Ричард Армитедж), к Одинокой горе. Цель отряда — отомстить дракону Смаугу (Бенедикт Камбербэтч), который когда-то выгнал гномов из горы и, как классический представитель своего вида, чахнет над златом. Бэггинс нужен компании как вор-взломщик, что не привлечёт к себе внимания и поможет отыскать нужный вход в гору.

В своём путешествии герои сталкиваются с целой галереей разных противников: тролли, варги, гоблины, орки, великаны, таинственный Некромант, Голлум (Энди Сёркис) и сам Смауг.В ходе случайной встречи с Голлумом Бильбо заполучает то самое кольцо — и начинает по ходу фильма использовать его, чтобы выручать спутников. В какой-то момент все силы сходятся у горы и Озёрного города — помимо местных людей и гномов, со своими интересами выступают эльфы во главе с королём Трандуилом (Ли Пейс), а к городу стремительно приближаются орки, да и Смауг совсем рядом. Всё закончится эпической битвой (фактически почти весь третий фильм), в ходе которой зло будет повержено, хоть и не окончательно — все помнят, что произойдёт через 60 лет, — а хоббит вернётся домой, бережно храня кольцо, несмотря на предупреждение Гэндальфа.

Несмотря на то что проект достался ему в непростом состоянии, Питер Джексон принял решение растянуть серию на три части вместо запланированных дель Торо двух — таким образом в сравнении с мультиком 1977 года книга Толкина разрослась до совсем неприличных масштабов.

В 3D как Смог

Дэниэл Рэдклифф. Фото: Getty Images
Шайа ЛаБаф. Фото: Getty Images

Как и «Властелин колец», «Хоббит» снимался единовременно с последующими досъёмками дополнительных сцен. Местом была снова выбрана родная Джексону Новая Зеландия — в какой-то момент у производственной команды возникали разногласия с местной актёрской ассоциацией.

В какой-то момент разговор зашёл о том, чтобы перенести съёмки в другую локацию, и на улицу вышли митингующие — многие помнили, как благотворно повлиял на экономику страны «Властелин колец», и не хотели лишаться потенциального повторения этой истории. Дошло до переговоров с участием премьер-министра страны, и стороны всё же ударили по рукам.

Учитывая консервативность хоббитов, Джексон был уверен, что за 60 лет мало что изменится, — и по той же логике строил декорации Хоббитона на прежнем месте. Правда, на этот раз фермеры дали добро строить сеттинг из более долговечных материалов — потенциальные туристические денежные потоки на этот раз точно были гарантированы, и местные хотели сохранить постройки.

Актёрская группа состояла из двух неравных категорий — ветеранов с прошлых съёмок, вернувшихся к своим ролям (Кейт Бланшетт, Орландо Блум, Иэн Маккеллен и другие), и новых лиц, среди которых главными были Мартин Фриман и Ричард Армитедж. Несмотря на то что номинально на роль Бильбо рассматривались люди от Дэниела Рэдклиффа (вот это был бы кроссовер) до Шайа ЛаБафа и Тоби Магуайра, Джексон признавался, что в глубине души он всегда видел в этой роли только Фримана. По этой же причине режиссёр подстраивался под плотный график съёмок актёра (сериал «Шерлок» тогда был в самом разгаре). Как и в прошлый раз, все актёры, за исключением Кристофера Ли и Иэна Холма, которым не позволяло здоровье, переехали на время съёмок в Новую Зеландию.

Питер Джексон, Мартин Фриман и Иэн Маккеллен на съёмках трилогии. Фото: Variety

По-хоббитски консервативно Джексон подошёл и к созыву остальной съёмочной команды, для проекта вернулись знакомые лица: иллюстраторы Джон Хау и Алан Ли, ответственные за концепт-дизайн, оператор Эндрю Лесни, композитор Говард Шор, реквизит снова делала компания Weta Digital, а визуальные эффекты — Weta Workshop.

Пожалуй, главным техническим вызовом на этот раз было решение Джексона снимать фильм в 3D и в формате 48 кадров в секунду. На недоумение, зачем и почему именно сейчас, режиссёр пояснял, что пора двигаться вперёд: в сценах с резким движением 24 кадров в секунду зачастую недостаточно, визуал получается слишком расплывчатый, в то время как при 48 картинка будет более чёткой и плавной.

Это решение добавило головной боли мастерам спецэффектов: в 3D было гораздо сложнее делать миниатюры и управлять отдельными объектами, приходилось придумывать новые решения. Так, старый способ съёмки персонажей разного роста (гномы и хоббиты vs люди и эльфы) уже не работал — пришлось снимать две сцены одновременно. Так, во время встречи Бильбо, гномов и Гэндальфа вся команда актёров, кроме Иэна Маккеллена, снималась одной камерой, которая укрупняла масштаб, в то время как он общался на хромакейном фоне с аналогично расставленными фигурами — до какого-то момента это погружало актёра в сильную печаль. Кроме того, усложнённые технологии производства банально увеличили вес хранимого материала — до 5-6 петабайт. Для сравнения, материалы первого «Аватара» весили около 1 петабайта.

Эти же изменения потребовали более интенсивного использования цифровых технологий. Там, где раньше можно было обходиться гримом и протезами (внешность орков или гоблинов), Weta чаще прибегала к спецэффектам.

Из-за 3D усложнились и съёмки с технологией захвата движения. Впрочем, в том, что касается нюансов актёрской игры, опасений было меньше — менее опытных коллег вроде Камбербэтча был готов подстраховать советом Энди Сёркис. Исполнитель роли Смауга сам настоял на захвате движения вместо простой озвучки, поскольку считал, что сможет таким образом добавить больше живости своему персонажу. У Сёркиса была другая проблема — после стольких лет первое время ему казалось, что он не играет, а пародирует Голлума. Впрочем, после он привык, да и других забот хватало — помимо съёмок в фильме, он подхватил должность второго режиссёра, отвечающего за батальные сцены. По собственному признанию, именно это, а не исполнение роли Голлума, было его основной работой на проекте.

Ближе к премьере появилась новая проблема — правозащитные организации (в первую очередь PETA) заявили о плохом обращении с животными на съёмках, включая случаи гибели. Все кинокомпании, работающие с проектом, равно как Питер Джексон и даже Элайджа Вуд, опровергли это как непроверенную информацию и обвинили PETA в попытке урвать свои пять минут славы незадолго до премьеры фильма.

«Хоббит: Нежданное путешествие», реж. Питер Джексон, 2012. Фото: Warner Bros.

Хоббит, или ни то ни сё

Хоббит выходил порциями три года подряд, как и предыдущая трилогия, но приём от зрителей и критиков получился куда более смешанным.

Новую трилогию обвиняли в чрезмерном обилии спецэффектов (критике с этой стороны подвергалось ещё «Возвращение короля» в сравнении с первой частью), затянутости, картонных диалогах. Часть зрителей имела высокие ожидания после «Властелина колец» и была не готова к планке ниже, у части болели глаза от гиперреалистичности 48 кадров в секунду.

Иэн Маккеллен отмечал, что серия по духу более комичная, — недаром и на роли позвали ряд комедийных актёров, от Фримана до Билли Коннолли и Стивена Фрая. Но комедийная нелепость акробатических трюков Леголаса (Орландо Блум) не выглядела как запланированный гэг.

Некоторые фанаты не удержались и смонтировали свою сокращённую версию «Хоббита» из фильмов Джексона без утраты ключевых событий — Джексон на это только холодно отвечал в духе «сколько людей, столько и мнений».

Постеры трилогии. Фото: Warner Bros.

Тем не менее трилогия отлично прошла в прокате — без рекордов всех времён и народов, но с почти 3 миллиардами долларов сборов при 745 миллиардах бюджета. А помимо шквала критики, почти всегда находилось место комплименту актёрской игре Фримана, Армитеджа и Маккеллена — кажется, что роль Бильбо действительно оказалась идеальной для актёра.

Самые мягкосердечные приготовили идеальную теорию-оправдание для Джексона: поскольку вся трилогия — рассказ самого Бильбо, её растянутость, гиперреалистичность и неправдоподобность — лишь следствие его хоббитского бахвальства в воспоминаниях. Но всё же точнее будет сказать, что «Хоббит» кажется гигантским, не слишком хорошо спланированным проектом, который в какой-то момент чуть не полетел в тартарары, но был спасён опытом и кризисными умениями Питера Джексона. Насколько такое спасение было необходимо — другой вопрос. Гильермо дель Торо на примере последующих работ (см. «Пиноккио») показал, что он всё так же хорошо приспосабливает материал классических произведений под своё нежно-мрачное сказочное видение мира. Жаль, что в этой истории именно он оказался тем, кто действительно сходил туда и обратно. И, в отличие от Бильбо, бесплодно.

Читайте также
Реальный Оппенгеймер против «Оппенгеймера» Нолана: что нужно знать об учёном и фильме о нём
20 июля мировой прокат накрыло взрывной волной «Оппенгеймера» Кристофера Нолана — одного из главных фильмов года (или даже десятилетия, как уже успели рассказ...
Актёры одной роли: подарок судьбы или вечное проклятие
Героиня фильма «Начало» Глеба Панфилова, самодеятельная актриса Паша Строганова в незабываемом исполнении Инны Чуриковой случайно попадает на съемочную площад...
«Донни Дарко»: за 28 дней до конца света
20 июля в российский прокат нагрянет режиссёрская версия богатого на ребусы фильма «Донни Дарко». Картина Ричарда Келли была впервые представлена публике боль...
История отечественного стриминга: Часть 1. Ivi
Начинаем рассказ про отечественные стриминги.
Пугающая красота и диалог с великими: как снимает Паоло Соррентино
В повторный российский прокат выходит «Великая красота» — один из лучших фильмов Паоло Соррентино, принёсший итальянскому автору «Оскар». Сегодня имя режиссёр...
Ловушки маньяка, демоны и Аннабель: гид по вселенной Джеймса Вана
В мировой прокат выходит пятая часть популярной хоррор-франшизы «Астрал», запущенной Джеймсом Ваном. Режиссёр, придумавший свою формулу хитового фильма ужасов...
Также рекомендуем
Алексей Филиппов вспомнил несколько случаев, когда WB или их коллеги изводили именитых режиссёров правками.
Не «Пистолетом» Дэнни Бойла единым.
Екатерина Кузнецова разбирается, чему может научить «притча» Гильермо дель Торо.
Ефим Гугнин рассказывает о каждой серии отдельно.
Алексей Филиппов вспомнил несколько случаев, когда WB или их коллеги изводили именитых режиссёров правками.
Не «Пистолетом» Дэнни Бойла единым.
Екатерина Кузнецова разбирается, чему может научить «притча» Гильермо дель Торо.
Ефим Гугнин рассказывает о каждой серии отдельно.

Последние новости

ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00