Люди и звери: венгерское кино вчера и сегодня

С 3 по 8 апреля в Москве проходит фестиваль венгерского кино CIFRA: хороший повод, чтобы кратко вспомнить историю венгерского кино, а также фильмы, которые прославились в последнее десятилетие.

Кинематограф Венгрии имеет глубокие традиции и ряд национальных особенностей. Фактически зародившись во время Первой мировой войны, благодаря прибывшим из Австрии и Германии режиссёрам Мартину Гарашу, Корнелиусу Хинтеру, Иосифу Штейну, в 1919 году киноиндустрия Венгрия оказалась первой в мире национализированной. В этот короткий период Венгерской Советской Республики национальное кино, защищённое от иностранной конкуренции, переживало расцвет. Дальше, вплоть до начала пятидесятых, у венгерского кино были большие проблемы с цензурой, еврейские режиссёры и актёры переживали гонения (из-за связи Венгрии с нацистской Германией), кинопроизводство было в упадке. После Второй мировой войны появляются новые имена, такие как Золтан Фабри, получивший признание за свой фильм «Карусель», историю любви деревенских парня и девушки, восставших против иерархического уклада деревни. В 1956 году картина была представлена в Каннах, и о ней с восторгом написали Андре Базен и Франсуа Трюффо. Шестидесятые иногда именуют «венгерским чудом» кинематографа. Это было время, когда появились режиссёры Миклош Янчо, Иштван Сабо, Марта Месарош — венгерская новая волна. Был даже период, когда авторское кино количественно обошло развлекательное (любимым национальным жанром в Венгрии и по сей день считаются комедии). Затем на фоне засилья американского кино наметился некий спад, а подъём случился уже в постсоветский период.


Самое громкое имя в венгерском кино на сегодняшний день — Бела Тарр (на фото выше). Свой первый фильм Тарр выпустил ещё в 1979 году, он назывался «Семейное гнездо» и получил премию венгерской кинокритики. В своих первых фильмах Тарр занят поиском документального реализма в кинематографе Восточной Европы. Например, он использовал непрофессиональных актеров и тяготел к медитативной поэтике, находя также связи повседневности с историей. После 1985 года все его фильмы сняты по сценариям писателя Ласло Краснахоркаи, получившего Букеровскую премию в 2015 году. В девяностые Тарр снял «Сатанинское танго», поклонником которого стал американский кинокритик Джонатан Розенбаум (впоследствии фильм приобрёл статус культового). Это был реализм, смешанный с экспериментальным кино, затрагивавший философские проблемы и оснащённый пессимистическим взглядом на человечество.

Такой является и «Туринская лошадь», завоевавшая в 2011 году гран-при Берлинале, фильм, после которого Тарр заявил, что уходит из кинематографа. Это чёрно-белая картина, прологом к которой является история о Фридрихе Ницше, однажды увидавшем, как в Турине извозчик избивает лошадь. После этого случая Ницше замолчал на одиннадцать лет (вплоть до своей смерти) и очутился в психлечебнице. Фильм Тарра — притча о жизни той самой лошади в крестьянской семье. Герои фильма — отец и дочь, которые практически не разговаривают друг с другом, но онтологически связаны. За окнами избы бушует непогода, лошадь стоит в стойле, отец и дочь едят неизменную вареную картошку, всё повторяется изо дня в день. Вкупе с такой реалистичной цикличностью деревенской жизни в фильме с каждым кадром (а за 150 минут Тарр использует всего 30 монтажных склеек) нарастает мрачное ощущение конца — то ли света, то ли жизни.

Совсем другой по форме, но не менее пессимистичный по содержанию фильм Корнеля Мундруцо «Белый Бог», получивший в 2014 году несколько наград на Каннском кинофестивале (в том числе «Собачью пальмовую ветвь» главному псу-актёру). По сюжету мама девочки Лили уезжает в Австралию и отдает её вместе с бездомным псом Хагеном отцу. Отец работает на мясокомбинате и не любит животных. Он не хочет платить налог на собаку и выгоняет пса на улицу. Сердце Лили разбито, Хаген был её единственным другом; она пытается его разыскать. Дальше показана жизнь пса с разными людьми, в том числе с бродягой и устроителем собачьих боев. Хаген постепенно меняется, как и жанр фильма переходит от реалистичной семейной драмы в тревожный психотриллер. Интересно, что Мундруцо является одновременно режиссёром и театра, и кино. Например, среди его известных постановок — «Лёд» Сорокина и «Бесчестье» Кутзее.

Полнометражный дебют Ласло Немеша «Сын Саула» получил в 2015 году гран-при Каннского кинофестиваля, «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в 2016-м и бесчисленное количество других наград. Картина повествует о том, как в Освенциме один из евреев-заключенных Саул опознал в убитом мальчике своего сына. Саул решает похоронить ребёнка, соблюдая еврейские традиции, и пытается найти раввина. Параллельно развивается тема с побегом членов зондеркоманды, в которую он входит.

Душераздирающий фильм, в котором реалистично показано сожжение евреев в концлагере, практически невыносимо смотреть. Однако картина стала своеобразным «Пианистом» новой декады, хотя является более жёсткой и напряжённой.

Ещё один победитель Берлинале (2017) — фильм Ильдико Эньеди «О теле и душе». Картина открывается прологом, в котором в зимнем лесу гуляют влюблённые олени. Этот сюжет снится одновременно двум разным и таким непохожим людям, работающим на скотобойне — Эндре и Марии. Эндре — начальник, Мария — контролёр. Их неловкое знакомство начинается в производственной столовой. Мария резка и несдержанна, у неё расстройство аутистического спектра. Но одинаковые сны сближают Эндре и Марию, хотя их отношения развиваются крайне не гладко. Эньеди соединила философию и поэзию, сны и реальность, мясопроизводство и животную красоту. Одновременно противоречивый и гармоничный фильм, продолжающий традиции венгерского реализма.


По-прежнему снимает классик венгерского кино Марта Месарош, новый фильм которой «Аврора Бореалис» показали на CIFRA. Месарош — идейная противница Эньеди, и совсем по-иному представляет в своих фильмах отношения мужчины и женщины (это видно ещё по её ранним работам, например, по фильму «Их двое», в котором снялись Марина Влади и Владимир Высоцкий). «Аврора Бореалис» означает «северное сияние» и символизирует любовь её главных героев Марии и Акоша. Фильм, полный страсти и эротизма, рассказывает о нашем времени: дочь Марии Ольга пытается раскрыть тайну матери и наталкивается на множество скелетов в семейном шкафу. В картине есть всё: и побег молодых венгерских любовников в Австрию, и репрессии в отношении дворян, и изнасилованные советскими солдатами австрийские женщины. Удивительно, но новый фильм Месарош попадает в струю последних тенденций венгерского кинематографа, в котором зверства (и звери) идут рука об руку с любовью.

Автор — Наталья Серебрякова
Поделиться
Читайте также
Статьи Автор прав. Памяти Мартина Лютера Кинга
Ровно 50 лет назад в Мемфисе, штат Теннесcи, убили Мартина Лютера Кинга. Мы могли бы вспомнить, что этот скромный в жизни, но пр...
Статьи Азбука киномана: простые советы, как стать подготовленным зрителем
Как правильно выбрать фильм на выходные, поддержать разговор о кино и показать друзьям, что вы в нём разбираетесь?Советует Наталья Се...
Статьи «Будь я Богом, я бы не верил в себя». Сержу Генсбуру — 90
2 апреля 1928 года родился Люсьен Гинзбург. Весь мир знает его как Сержа Генсбура — режиссёра, актёра, музыканта, плейбоя, человека, изменившего поп...
Статьи Скованные одной сетью: как кинематографисты выясняют отношения в фейсбуке
Зинаида Пронченко высказывается о серии публичных склок режиссёров, кинокритиков и зрителей в социальных сетях.Фейсбук как зеркало русской стагнации/деградаци...
Рецензии «Не в себе» — ни тебе. Новый Содерберг в кино
После премьеры на Берлинском кинофестивале до российских экранов доехал новый фильм Стивена Содерберга «Не в себе», снятый за десять ...
Рецензии Они убили мечту. Почему сериал «Убийство Джанни Версаче» — это очень важно
Закончился второй сезон антологии «Американская история преступлений» — сериал «Убийство Джанни Версаче» производства Fox Extended, психологическая драма...
Рецензии «Тебя никогда здесь не было». Рецензия
В российском прокате один из лучших фильмов года, причём из-за затянувшегося пути до нас — как прошлого, так и нынешнего. Экзистенциальный триллер шотландског...
Статьи Дэвид Кроненберг: Фантомные боли
Дэвиду Кроненбергу — 75, повод поздравить и повод сообщить, что фильмотека Кино ТВ пополнилась двумя последними лентами режиссёрами: «Космополи...
Статьи Джентльменами не рождаются. Юбилей Майкла Кейна
Одному из самых востребованных британских актёров второй половины ХХ века Майклу Кейну — 85. Фильмов у него больше, чем прожитых лет, нагр...
Статьи «Я хотела стать той, кто удовлетворит фантазии каждого». Саше Грей — 30 лет

Даже если бы она снималась только в фильмах для взрослых, её всё равно следовало бы называть именно актрисой, без приставки «порно». Нача...
Статьи Типаж, характер, персонаж, эпоха. Вспоминая Олега Табакова


Умер Олег Табаков. Ему было 82 года. Более шестидесяти из них он посвятил профессии. Актёр, режиссёр, педагог, руководитель. Народный артист ...
Рецензии «Проект Флорида»: Мы, аутсайдеры
В российский прокат вышел один из самых интересных инди-фильмов прошлого года — «Проект Флорида» Шона Бэйкера. Он участвовал в каннск...
Также рекомендуем
«И я там был»: камео писателей в кино
Камео в кино может быть случайностью, переросшей в навязчивый гэг (Хичкок), внутренней отсылкой (Франко Неро ...
«Анимация — одна из немногих сфер, где для чувств японцев нет запретов»: разговор о мультфильме «Небесный замок Лапута»
Как Хаяо Миядзаки удалось соединить в работах всё, что только можно?
Обзор (к)инопрессы #22
Искусственный интеллект в кинематографе будущего, естественный — Терренса Малика, портрет Эммы Маккей и лучшие фильмы Ма...
«Одной волшебной ночью»: чисто французское кокетство
В прокат выходит премированный в Каннах новый фильм Кристофа Оноре («Все песни только о любви», «Прекрасн...
Статьи
«И я там был»: камео писателей в кино
Камео в кино может быть случайностью, переросшей в навязчивый гэг (Хичко...
Интервью
«Анимация — одна из немногих сфер, где для чувств японцев нет запретов»: разговор о мультфильме «Небесный замок Лапута»
Как Хаяо Миядзаки удалось соединить в работах всё, что только можно?
Подборки
Обзор (к)инопрессы #22
Искусственный интеллект в кинематографе будущего, естественный — Терренса Малика, п...
Рецензии
«Одной волшебной ночью»: чисто французское кокетство
В прокат выходит премированный в Каннах новый фильм Кристофа Оноре («Все ...