Не имя — музыка: Хильдур Гуднадоуттир меняет номинацию «Лучший саундтрек»

Один из самых бесспорных призов 92-го «Оскара» был вручён в номинации «Лучший саундтрек». Статуэтка досталась исландке Хильдур Гуднадоуттир за музыку к «Джокеру», хотя, возможно, киноакадемики также держали в уме впечатляющую работу виолончелистки и композитора над сериалом «Чернобыль». Как бы там ни было, победа Гуднадоуттир — событие радостное, важное и даже, возможно, способное повлиять на принципы и правила музыкальных номинаций в ведущих кинопремиях мира. На это, по крайней мере, надеется Артём Макарский.


«Дело не в том, что фильм вышел в интернете одновременно с прокатом в Лос-Анджелесе, а в том, что по регламенту он должен был идти в кинотеатре как минимум трижды за день, в то время как его показывали всего дважды в день», — так представительница Киноакадемии прокомментировала новость, что последний саундтрек большого кинокомпозитора Йохана Йоханссона, написанный им к фильму «Мэнди», допущен до «Оскара» не был.

Новости о дисквалификации саундтреков к самым разным фильмам — от авторского кино до блокбастеров — появляются регулярно, но их никто не замечает. В 2008 году Джонни Гринвуда не допустили до «Оскара» из-за того, что в «Нефти», среди прочих, звучала старая пятнадцатиминутная композиция музыканта «Popcorn Superhet Receiver», а также ещё полчаса музыки, не написанной специально для фильма. К 2017 году Гринвуд и Пол Томас Андерсон исправились — и «Призрачная нить» получила номинацию на «Лучший саундтрек», но их обошёл Александр Деспла, для которого это была уже вторая статуэтка и девятая номинация (к 2020 году у него их уже одиннадцать).

В последние пару лет «Оскары» за лучшие саундтреки получают действительно заслуживающие этого композиторы, новаторы, идущие против стандартного подхода к музыке в кино, делающие нетипичное звуковое оформление к фильму. В прошлом году статуэтка ушла к Людвигу Йоранссону с «Чёрной пантерой» — кроме музыки к кино и сериалам он работал (как продюсер) над хип-хопом и R&B, из-за чего ему отлично удалось создать смесь усреднённой музыки народов Африки, хип-хопа, классического саундтрека и даже заимствований из жанра современной африканской электроники гком.

Победительница же этого года Хильдур Гуднадоуттир увидела сценарий «Джокера» за полгода до съёмок — и отталкивалась при создании музыки в первую очередь от своих ощущений героя и тех проблем, которые встают перед ним как в реальности, так и в его внутреннем мире. Музыка Гуднадоуттир отлично контрастирует с музыкой из семидесятых, звучащей в фильме, — подчёркивая угрюмость Готэма и психологическое состояние главного героя. И Йоранссон, и Гуднадоуттир — авторы самых интересных с точки зрения музыки саундтреков среди представленных в номинациях, в которых постоянно мелькают одни и те же лица, их «Оскар» заслужен, но стоит помнить, что до него всё ещё допускают не всех.


Номинация за лучший саундтрек — одна из самых строгих по правилам допуска на «Оскаре». Бóльшая часть музыки должна быть написана специально для фильма, поэтому, например, «Капитан Марвел» с большим количеством хитов из девяностых не мог претендовать на статуэтку (к тому же Marvel просто сделали ставку на «Мстителей: Финал»). Бóльшая часть саундтреков отсеивается из-за несоблюдения правила, по которому несколько композиторов должны работать над музыкой вместе и их вклад должен быть равноценен — например, в своё время номинацию не получили «Тёмный рыцарь» (над которым работали пять человек), «Выживший» (поскольку уже использовал музыку Alva Noto, а Брюс Десснер написал музыку к паре дополнительных сцен) и «К звёздам» (потому что Макс Рихтер и Лорн Балф действовали не сообща). Иногда недопуск может произойти из-за бюрократических проволочек — как было в этом году с «Достать ножи». Иногда так бывает, потому что кто-то забыл про дедлайн — как было в прошлом году с Джоном Уильямсом и его саундтреком к «Хан Соло. Звёздные войны: Истории». Иногда это происходит из-за того, что это не вполне музыка — так «Оскар» обосновал отказ саундтреку к «Молчанию» Мартина Скорсезе, в котором эмбиент и полевые записи соседствовали с хором и классическими инструментами. Иногда это происходит потому, что те, кто работал над созданием музыки с технической точки зрения, получают упоминание в создании музыки в целом (просто чтобы получить деньги за работу) — и тогда это уже не работа одного композитора. Так произошло, например, с «Драйвом».

Это не значит, что до «Оскара» допускаются только представители «старой школы» — стоит вспомнить победу Трента Резнора и Аттикуса Росса с «Социальной сетью», однако по большей части список не только победителей, но и номинантов последних лет — это одни и те же фамилии. Исключением можно считать отличный 2016-й, в котором на «Оскар» претендовали Мика Леви и её неуютный саундтрек к «Джеки» Пабло Ларраина, Николас Бриттелл, использовавший методы южного хип-хопа при написании музыки к «Лунному свету», а также неоклассик Хаушка, на пару с Дастином О’Халорраном записавший композиции для «Льва». Тем не менее все они не могли и мечтать о награде, которую ожидаемо получил Джастин Гурвиц за ностальгический «Ла-Ла Ленд».

«Оскар» в этом году, если отвлечься от триумфа «Паразитов», пытался балансировать между ностальгией в лице приглашённого Эминема с музыкальным номером и современностью, за которую отвечали постоянные монологи о разнообразии, произносимые со сцены вручателями «Оскара». Как и год назад, «Оскар» в этом году вручают в том числе звёзды фильмов, которые показались Академии недостойными «Оскара», но их состав правда довольно разнообразен — чего не скажешь о тех, кто эти награды получает.

Рюичи Сакамото, узнав, что его саундтрек к «Выжившему» — на тот момент многим казалось, что последний в карьере перед заслуженным уходом на покой — дисквалифицировали, прокомментировал это в следующем ключе: «Это было сделано в рамках правил, но, возможно, правила стоит поменять?» Уже далеко не первый год идут разговоры о том, что «Оскар» упрямо пытается ставить во главу угла традиционалистов, которые записываются с оркестром и по нотам и не могут себе позволить цитат из других произведений, — таким образом, маленькая и не самая заметная номинация становится зеркалом самой премии, которая никак не может решиться на изменения. Для «Оскара» всё ещё важна индивидуальность, в актёрских номинациях всё ещё любят давать награду за подвиг, за прыжок выше головы; так же судят и саундтреки. Академики часто упирают на то, что не зря в названии номинации есть слово «оригинальный» — но постоянная номинация Джона Уильямса за «Звёздные войны» (бесспорно, с большими усилиями старающегося придумать новые вариации классического саундтрека) — насмешка над этими заявлениями.

Пока правила не будут изменены, на награду не могут претендовать ни Дэниел Лопатин (мастерски использовавший Гайдна в саундтреке к «Неогранённым драгоценностям»), ни Бобби Крлик, написавший к «Солнцестоянию» музыку, которая напоминает тщательно препарированный саундтрек к какому-то другому фильму, ни Disasterpiece, постоянно работающий с Дэвидом Робертом Митчеллом и в своей работе к «Под Сильвер-Лейк» сознательно цитирующий музыку к старым нуарам. Впрочем, когда-то у Нино Роты отобрали «Оскар», когда выяснили, что он в теме любви к «Крёстному отцу» процитировал сам себя: возможно, оказаться в компании дисквалифицированных от «Оскара» — это не так уж и плохо.

Автор — Артём Макарский
Поделиться
Читайте также
Подборки Обзор (к)инопрессы #24
Женщины против мужчин в «Хищных птицах», у Мартина Скорсезе и в фильмографии Брэда Питта, портрет польского Джеймса Дина, прощание с ...
Рецензии Не кормите «Хищных птиц»: что не получилось у создателей феминистского комикса
Тимур Алиев рассказывает о новой главе киновселенной DC, в которой отважные суперженщины под условным предводительством Харли Квинн/Марго Робби...
Рецензии «Офицер и шпион» Полански: весь мир как зал суда
Зинаида Пронченко о новой, лучшей за долгие годы, картине Романа Полански.Одному богу известно, когда Роман Полански оставит нас навсегда, и только бог е...
Рецензии Пале-де-Токио: французская «Правда» японца Хирокадзу Корээды
В российский прокат выходит фильм открытия Венецианского кинофестиваля — «Правда» Хирокадзу Корээды с саундтреком Алексея Айги, и звёздным...
Рецензии «Мальчик русский»: дебют ученика Сокурова Александра Золотухина
В российский прокат наконец-то выходит громкий дебют Александра Золотухина «Мальчик русский». Это очередной полный метр от выпускников мастерской Алексан...
Подборки Памятка для дистрибьюторов: сериалы «Сандэнса», которые надо купить прямо сейчас
В этом году на «Сандэнсе» представили меньше независимых телевизионных проектов, чем обычно, но на качестве это отразилось едва ли. Вот пятёрка сериалов, кажд...
Подборки 10 любимых фильмов Егора Москвитина на «Сандэнсе»
Как мы уже писали, в американском штате Юта, рассаднике мормонов и оленей, завершился фестиваль «Сандэнс», фильмы с которого мы...
Статьи Роттердам-2020: тяготы взросления и аргентинский бум
Завершился 49-й Роттердамский кинофестиваль — один из главных киносмотров мира, гордящийся своей любовью к радикальным формам и новым имен...
Подборки Sundance: победители
Спустя 10 дней и после просмотра 128 фильмов жюри фестиваля независимого кино «Сандэнс» объявило победителей 2020 года. Это смелые, интимные, резкие, выдуманн...
Статьи Трудности перевода: ещё один взгляд на «Маленьких женщин»
Самая обсуждаемая премьера недели (ну, может быть, наравне с «1917») — новый фильм Греты Гервиг. Следом за очень личной рецензи...
Подборки Лучшие сериалы января: гид Татьяны Алёшичевой
Что не так с новым «Дракулой»? Продолжение проекта Тома Тыквера «Вавилон-Берлин», «Чужак» по Стивену Кингу, романтический детектив с брита...
Рецензии «Гретель и Гензель»: почему сказка Оза Перкинса только прикидывается «новым хоррором»
Тимур Алиев считает, что новая вариация популярной сказки братьев Гримм хочет быть похожей на «новый хоррор» в стиле Джордана Пила или Ари Астера, а...
Также рекомендуем
Какая разница, кто в доме хозяин: фильм «Злое» Джеймса Вана
Влад Шуравин рассказывает о новом копеечном хорроре соавтора «Пилы»
Фильм «Джамбо»: любовь, секс и аттракционы
В российских онлайн-кинотеатрах крутится-вертится картина «Джамбо» — фильм про внезапно вспыхнувшую страсть м...
Феминизм в мешке: Зинаида Пронченко осмысляет сериал «Обычная женщина»
Спустя неделю после завершения сериала как-то особенно понятно, что «Обычная женщина» Бориса Хлебникова, увы, не ст...
«Довлатов»: российский фильм в конкурсе Берлинале
На Берлинском кинофестивале состоялась международная премьера фильма Алексея Германа-младшего «Довлатов». 1 марта картин...
Рецензии
Какая разница, кто в доме хозяин: фильм «Злое» Джеймса Вана
Влад Шуравин рассказывает о новом копеечном хорроре соавтора «Пилы»
Рецензии
Фильм «Джамбо»: любовь, секс и аттракционы
В российских онлайн-кинотеатрах крутится-вертится картина «Джамбо» — фил...
Рецензии
Феминизм в мешке: Зинаида Пронченко осмысляет сериал «Обычная женщина»
Спустя неделю после завершения сериала как-то особенно понятно, что «Обычная женщин...
Рецензии
«Довлатов»: российский фильм в конкурсе Берлинале
На Берлинском кинофестивале состоялась международная премьера фильма Алексея Герман...