Не тот еврей — Джесси Айзенберг как дурной косплей Вуди Аллена

Уроженец Нью-Йорка Джесси Айзенберг — один из лидеров своего актёрского поколения. Одно из его самых узнаваемых лиц. Номинант на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA, успевающий играть в комиксах, европейском авторском кино и американском инди. Но, кажется, что-то с ним всё равно не так. Чтобы разобраться в недостатках Айзенберга, Зинаида Пронченко выбрала лучший повод — его день рождения, почти юбилей.


Джесси Айзенбергу 35. Снимается он с раннего детства и много. Но настоящей звездой, увы, не стал. Ни лицом поколения, ни секс-символом. Хотя, казалось бы, после «Социальной сети» Финчера перед ним должны были открыться все двери. Сверстники, Райан Гослинг, Джейк Гиленхаал или даже Пол Дано, гораздо успешнее, да и послужной список у них интереснее. Хотя и Айзенберг, допустим, роли закомплексованных неудачников в мамблкоре, жанре, у истоков которого он практически стоял вместе с Ноа Баумбахом, регулярно чередует с появлениями в блокбастерах. В чём же причина?

Один из недавних текстов о нём начинается так: Дорогой Джесси, не отвечай больше на телефон, когда тебе звонит Вуди Аллен. Можно было бы решить, что всё дело в обвинениях, в очередной раз предъявленных бывшему супругу Мией Фэрроу, но нет. Речь совсем о другом. Автор недоволен Айзенбергом, поскольку тот, на его взгляд, всю карьеру построил на подражании главному нью-йоркскому невротику, не имея на то ни таланта, ни морального права.


У Айзенберга с Алленом непростая история отношений. Первый одержим вторым буквально с младых ногтей. Поговаривают, что много лет назад Айзенберг даже получил депешу от адвокатов Вуди, недвусмысленно предостерегавшую молодого актёра-выскочку. Прекратите преследовать мистера Аллена и поминать его всуе в интервью и за пьяной болтовней в барах Ист-Виллиджа, иначе мы привлечём вас за харрасмент. Однако в 2012-м постаревший режиссёр решил: раз есть такой Айзенберг, подражатель, старательно копирующий его ужимки и прыжки, почему бы не воспользоваться случаем и не взять плагиатора на роли, которые самому исполнять уже не по возрасту. И вот в 2012-м Айзенберг сыграет Джека в «Римских приключениях», начинающего архитектора, занятого, впрочем, не работой над проектами, а флиртом с лучшей подругой своей девушки. Типичный алленовский сюжет, красной строкой проходящий через всю фильмографию, «От Ханны и её сестёр» до «Матч-пойнта». А через четыре года — Бобби в «Светской жизни», идеалиста-романтика подозрительно быстро отказавшегося от всего, во что верил и о чём мечтал. И там, и тут Айзенберг со всей очевидностью не догадывается, что он как бы на замене, что сам по себе мало кому интересен и публика ждёт от него именно пародии. Копия во всём следует оригиналу, но не оставляет ощущение, что перед нами грубая подделка. Да, Айзенберг — нью-йоркский еврей из Квинса, педалирующий при любом удобном случае свой семитский бэкграунд. Да, он тоже с юности проводит часы напролёт на кушетке у психоаналитика, фиксируя каждый чих. Да, он, наверное, интеллектуал, способный ввернуть по поводу и без цитату из Лакана или неполиткорректно пошутить про Холокост в стилистике Borscht Belt. И да, он, как и Аллен, малопривлекательный самовлюбленный фрик, с которым девушки уходят не ради голубых глаз или развитой мускулатуры, а потому что интересно и можно часами слушать его разглагольствования на любую тему. Всё вроде сходится. Кроме одного. Свою жизнь и образ мыслей он не выстрадал, а подсмотрел. Поэтому почти всегда на экране, вне зависимости от фильма или вверенного ему персонажа, он играет две роли — как если бы у Иоахима Триера, Дэвида Финчера или Келли Рейнхардт снимался Вуди Аллен. Сначала он перевоплощается в своего кумира, а потом адаптирует его к предложенным обстоятельствам.

Единственная роль, в которой Айзенберг обнаруживает своё истинное лицо, — это амплуа публичного интеллектуала левых взглядов. Он часто пишет колонки в симпатизирующей демократам прессе о том, как важно быть серьёзным в эпоху постправды или #metoo. В этих крайне пафосных, напрочь лишённых какой бы то ни было самоиронии текстах особенно хорошо видно, насколько эпигон примитивнее и скучнее своего великого предтечи.


Разумеется, какое поколение ни возьми, каждый раз его представители сетуют на времена, в которые уродились и живут, повторяют, что раньше было лучше и что сказать новое слово миру о мире уже невозможно, остаётся только косплеить. Но Джесси Айзенберг даже и не пытается, он комфортно устроился в чужом кресле и бубнит трюизмы не своим голосом. Надолго, видимо, навсегда.

Автор — Зинаида Пронченко
Поделиться
Читайте также
Рецензии «Юморист» Михаила Идова: «Пачка денег в кармане — как в космос слетать»
На омском кинофестивале «Движение» состоялась премьера полнометражного дебюта Михаила Идова «Юморист» — драматического байопика о советском юмористе Бори...
Статьи Кино Азнавура: великий шансонье и его фильмы
В возрасте 94 лет скончался Шарль Азнавур — один из главных французских певцов, автор более тысячи песен, актёр, снимавшийся у Кокто, Трюффо, Шаброля, Кл...
Статьи Новая советская классика: почему стоит поддержать новый фильм Светланы Басковой
На сайте Planeta.ru проходит кампания по сбору средств на новый фильм Светланы Басковой («Пять бутылок водки», «Зелёный слоник», «За Маркс...
Статьи Синья Цукамото: «Видимо, у меня никогда не будет крупнобюджетного фильма»
Синья Цукамото — один из немногих режиссёров, к которым в полной мере применимо слово «культовый». Его трилогия «Тэцуо» — маргинальны...
Рецензии It was a perfect illusion. Рецензия на «Звезда родилась» с Леди Гагой
Режиссёрский дебют артиста Брэдли Купера «Звезда родилась», ремейк одноимённой картины 1937 года, показали на Венецианском кинофестивале вне конкурса, чт...
Рецензии «Рома» не мама: другой взгляд на фаворита Венецианского кинофестиваля
Новый фильм Альфонсо Куарона («Дитя человеческое», «Гравитация», «Гарри Поттер и узник Азкабана»), показанный на Венецианском кинофестивале, критики...
Статьи Путешествия во времени: в прокат снова вышла «2001: Космическая Одиссея»
Спустя полвека на больших экранах — один из главных фильмов Стэнли Кубрика. Теперь в формате IMAX. Гордей Петрик рассказывает, почему ленту нельзя пропус...
Статьи Старый новый гот: Тиму Бёртону — 60 лет


25 августа юбилей отмечает один из главных сказочников мирового кинематографа Тимоти Уолтер Бёртон — автор «Эдварда руки-ножницы», «Сонной лощи...
Статьи Старина. Пак Чхан Уку — 55 лет
Наталья Серебрякова выяснила, в чём рецепт популярности корейского кино у себя на родине на примере самого знаменитого корейского режиссёра.Каждый кинокритик ...
Рецензии «Не волнуйся, он далеко не уйдёт». Колясочный ковбой
23 августа в российский прокат наконец выходит фильм «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» из конкурса Берлинале. Это канонический байопик о травмах, зависимостях...
Статьи Основано на реальных событиях — Роману Полански 85 лет
Не совсем поздравительный текст Зинаиды Пронченко к юбилею польско-французского режиссёра. Роман Полански Здесь должен был быть восхищённый текст...
Статьи Мадонна в кино. К 60-летию поп-дивы
16 августа великой Мадонне (она же Мадонна Луиза Чикконе)  исполнилось 60 лет. Певица, писатель, актриса и даже режиссёр — кажется, вы знаете о ней ...
Также рекомендуем
Разблокируй Азию — «Жажда»: японский фильм про подростковую жестокость и родительскую несостоятельность
Ярославна Фролова рассказывает о незаметной картине из Японии
Зарядка на «Кинотавре» с Варварой Шмыковой и Юрой Борисовым
Кто рано встает — для того Юра Борисов зарядку ведет. Первое утро «Кинотавра» мы нач...
Я ♥ Дерри: картине «Оно» Томми Ли Уоллеса 30 лет
«Кинг точно знает: у каждого есть свой Пеннивайз, который ходит по пятам с самого детства, и&n...
#45 Сериал «Тьма»: что это было? Подкаст КИНОТВ
Сериал «Тьма» подошёл к концу, а значит, самое время разобраться, что вообще это такое было. Татьяна Шорохова и кинокрит...
Спецпроект
Разблокируй Азию — «Жажда»: японский фильм про подростковую жестокость и родительскую несостоятельность
Ярославна Фролова рассказывает о незаметной картине из Японии
Фестивали
Зарядка на «Кинотавре» с Варварой Шмыковой и Юрой Борисовым
Кто рано встает — для того Юра Борисов зарядку ...
Статьи
Я ♥ Дерри: картине «Оно» Томми Ли Уоллеса 30 лет
«Кинг точно знает: у каждого есть свой Пеннивайз, который ходит по&...
Синонимы Мандула
#45 Сериал «Тьма»: что это было? Подкаст КИНОТВ
Сериал «Тьма» подошёл к концу, а значит, самое время разобраться, что вообще это та...