Ожившие картины в фильме Тима Бёртона «Сонная Лощина»

Фильмы Тима Бёртона вот уже десятки лет затягивают зрителя в мир готического орнамента, мрачных героев и тёмных сказок без начала и конца. «Сонная Лощина» — один из наиболее выдающихся примеров. Вместе с оператором, художником-постановщиком и художником по костюмам режиссёру удалось создать картину, которая вот уже более двадцати лет снова и снова «кидает» зрителя в конец XVIII века, время, наполненное загадками и мистикой. Екатерина Кузнецова отыскивает цитаты художественных картин, метафоры и отсылки в фильме Бёртона и обнаруживает подсказки в самых неожиданных кадрах. 


Молодой констебль Икабод Крейн приезжает в небольшое селение под названием Сонная Лощина для того, чтобы расследовать загадочные убийства. Местные жители уверены, что никакой загадки здесь нет: виновник всего этого безумия уже известен! Однако, когда Икабод узнаёт, что все преступления приписывают Всаднику без головы, двадцать лет назад убитому в бою и похороненному неподалёку, констебль яростно отрицает эти взбалмошные суеверия, потому что до этого присягнул науке и логике. Он начинает расследование с чистого листа, вооружившись своими самодельными научными приборами. 

На начальных этапах подготовки к съёмкам оператор Эммануэль Любецки предложил Бёртону выдержать «Сонную Лощину» в монохромном, практически чёрно-белом ключе. Режиссёру эта идея понравилась, и в итоге весь фильм снимали с использованием синего фильтра, что придало ему нужную атмосферу: ощущение постоянного присутствия в этой истории тёмной магии, будто мир загробный беспардонно вторгается в мир живых. 


(sic!) Кстати, интересный факт. Чтобы кровь казалась красной с учётом фильтра, в качестве реквизита использовали ярко-оранжевую жидкость. Этот приём было решено усилить с помощью контрастных акцентов в одежде главных героев. За создание костюмов отвечала Коллин Этвуд, которая сотрудничала с Тимом Бёртоном почти на всех его фильмах и за дизайн костюмов к фильму «Алиса в Стране чудес» была удостоена премии «Оскар». 

Этвуд рассказывала, что решила не столько отталкиваться от исторически точных образов, сколько уделить внимание именно смыслам. Одна из главных задач любого художника в киноиндустрии — отразить внутренний мир героя, и при создании этого «отражения» художница использовала живопись эпохи, в которую погружены персонажи картины Бёртона. 



Например, подобный цветовой акцент в костюмах можно увидеть на картине «Семья Джорджа Вашингтона» художника Эдуарда Саважа, которая была создана в 1789 году. Практически чёрно-белое сочетание в одежде Вашингтона и более мягкие, светлые тона у платьев дам — именно такой контраст мы видим в сцене у камина, когда Икабод Крейн только поселился в доме Балтуса Ван Тассела и попросил всех важных персон собраться в одной комнате. 

Пока констебль продирается через запутанное дело как через намертво сплетённые ветки в лесу, окружающем Сонную Лощину, разгадка всё это время находится рядом с ним; изо дня в день причина всех бед щеголяет в выдающихся по красоте костюмах, в которые «зашиты» недостающие подсказки. 



Как мы узнаём в конце, главная злодейка фильма, пробудившая Всадника, — это леди Мэри Ван Тассел. Для создания её финального образа Коллин Этвуд вдохновлялась известной картиной Эдварда Бёрн-Джонса «Сидония фон Борк» и сценой на балу из винтажного фильма «Мария-Антуанетта» 1938 года. 

Сидония фон Борк была богатой и влиятельной женщиной в средневековой Голландии, которую в XVII веке казнили как ведьму. Считалось, что она околдовывала всех вокруг себя, а её чары неминуемо становились причиной смерти. Леди Мэри оказывается поразительно похожа на образ, который закрепился за реальной Сидонией, и в этом платье она и погибает, увлечённая в загробный мир своим слугой — Всадником. 


Этвуд также рассказывала, что витиеватые, сплетённые друг с другом узоры и цветочно-древесные мотивы характерны для всех платьев Мэри Ван Тассел. Художница объяснила, что изначальным вдохновением служила кора дерева. Этвуд хотелось, чтобы героиня чувствовала себя как будто заодно с лесом, в котором выросла, однако выделялась на его фоне как нечто уникальное и величественное — нечто из другого мира. 

«Сонная Лощина» получила множество наград и была в том числе номинирована на «Оскар» за лучший дизайн костюмов. Художник-постановщик Рик Хейнрикс признавался, что строил декорации к фильму «как обрамление к невероятным костюмам Коллин». И действительно, как бы ни пугали в фильме страшные безголовые трупы и Всадник с безумным взглядом и заточенными под клыки зубами — запомнить хочется не эти ужасы, а притягательную магию художественного полотна. 


Читайте также
Статьи Дэвиду Линчу 75 лет!
Сегодня день рождения у великолепного Дэвида Линча! Собрали в одном месте все наши материалы про гипнотический мир режиссёра, его удивительные филь...
Статьи Свитер в кино: вещь для героя с характером
Дина Ключарёва снова заглядывает в воображаемый кинематографический шкаф и достаёт... свитер. Одновременно предельно простой и романтич...
Статьи Сначала были... клипы. Дэвид Финчер, Спайк Джонз и Тим Бёртон
Мы продолжаем рассказывать о режиссёрах, которые оставили заметный след в индустрии создания клипов. На этот раз подборку соста...
Статьи Саундтреки 2020-го: разбираем год как по нотам
Возможно, в этом году количество публикаций и постов с итогами года не будет таким ошеломляющим (какие итоги, вы о чём)....
Статьи Падал прошлогодний снег: гороскоп для киногероев — 2020 
Кинокритик Наталья Серебрякова так любит гороскопы, что представила своих любимых персонажей фильмов и сериалов минувшего года в виде зна...
Статьи «Платформа» объяснение концовки
Фильм «Платформа» (2019) — это яркая социальная метафора, за которой скрываются (а может, и вполне открыто порицаются) жестокие недочёты современной системы. ...
Статьи Почему фильмы про Гарри Поттера идеально смотреть под Новый год
Сейчас немного найдётся людей, равнодушных к истории Мальчика, Который Выжил. Фильмы о Гарри Поттере можно пересматривать, каждый раз открывая для ...
Статьи Рыжая бесстыжая: Джулианне Мур — 60!
Актриса, которой больше всех на свете идут веснушки, сегодня празднует день рождения. Бледная кожа, рыжие волосы, возмутительно правильный профил...
Статьи Экс-кинокритики — о профессии, которую они оставили
Пока молодые критики постигают азы профессии, делают первые ошибки и успехи, их бывалые коллеги, отошедшие от дел, не то чтобы пребывают в радостной ностальги...
Статьи Привет, берет в кино: любимый аксессуар революционеров и femme fatale
Дина Ключарёва продолжает разбирать (кино)гардероб. В этот раз обсуждаем берет. При чём тут Ной и его ковчег, зачем в береты наряжает с...
Статьи «И я там был»: камео писателей в кино
Камео в кино может быть случайностью, переросшей в навязчивый гэг (Хичкок), внутренней отсылкой (Франко Неро у Тарантино) или способом выразить сво...
Статьи Скорсезе, Линч и Сингх в роли клипмейкеров: музыкальные видео режиссёров
Со времён появления сеансов, на которых видео сопровождала игра тапёров, кино и музыка не расставались. Изображение, конечно, всег...
Также рекомендуем
«Годзилла 2: Король монстров»: кайдзю здесь больше не живёт
Анастасия Белокурова с грустью посмотрела новый фильм франшизы о гигантской рептилии.«Зачем он снова сюда идёт?» («Годз...
Сериалы месяца: гид Татьяны Алёшичевой
Осенью с началом телесезона в эфир традиционно выходят лучшие сериальные новинки. Но в эт...
Дэвиду Линчу 75 лет!
Сегодня день рождения у великолепного Дэвида Линча! Собрали в одном месте все наши материалы про гипнотически...
«Керосин»: страшные сказки русского мира
На «Кинотавре» показали «Керосин» Юсупа Разыкова. Алексей Филиппов находит в фильме мотивы Хамдамова, Васнецова и русск...
Рецензии
«Годзилла 2: Король монстров»: кайдзю здесь больше не живёт
Анастасия Белокурова с грустью посмотрела новый фильм франшизы о гигантской рептил...
Подборки
Сериалы месяца: гид Татьяны Алёшичевой
Осенью с началом телесезона в эфир традиционно выходят лучшие ...
Статьи
Дэвиду Линчу 75 лет!
Сегодня день рождения у великолепного Дэвида Линча! Собрали в одном мест...
Рецензии
«Керосин»: страшные сказки русского мира
На «Кинотавре» показали «Керосин» Юсупа Разыкова. Алексей Филиппов находит в фильм...