«Рука писать устала»: 20 лет фильму «Перо маркиза де Сада»

2 сентября 2000 года состоялась мировая премьера фильма Филипа Кауфмана «Перо маркиза де Сада». Великолепный актёрский состав, который поражает и спустя два десятка лет. Вольный пересказ и хождение по мукам известного писателя. Наглые и смелые сцены секса, насилия, чистого безумия. «Этот фильм не костюмная драма, не инструкция по BDSM, не жизнеописание исторической персоны». Тогда о чём же на самом деле картина? Рассуждает Наталья Серебрякова.


Аристократ и либертин маркиз де Сад (Джеффри Раш) на склоне лет отбывает заключение в психиатрической лечебнице Шарантон. Впрочем, заключён он не на равных с другими больными. Питается отличным цыплёнком, пьёт вино из подвалов лечебницы, спит на шёлковых простынях в будуаре и постоянно пишет. К его услугам перо и чернильница. Молодой аббат дю Кольмьер (Хоакин Феникс) считает, что маркизу полезно выплёскивать содержимое своего извращённого мозга на бумагу в терапевтических целях. Однако де Сад обводит всех вокруг пальца при поддержке прачки Мадлен (Кейт Уинслет), которая помогает ему отправить рукописи в издательство. И вот уже скандальные книги авторства де Сада жгут на площади по велению Наполеона. Также император, оскорблённый богохульством маркиза, посылает в Шарантон жестокого врача — Ройе-Коллара (Майкл Кейн). Но надо ли говорить, что де Сада уже не остановить?


Такова завязка фильма Филипа Кауфмана, увидевшего свет в 2000 году, когда деревья были большие, а Хоакин Феникс так молод, что о нём почти никто ещё не знал. За роль де Сада Джеффри Раш был тогда номинирован на «Оскар» и BAFTA, но получил всего лишь премию «Золотой спутник». Фильм шёл в кинотеатрах с рейтингом R из-за обильных сцен секса, насилия и ненормативной лексики. Будущие молодые режиссёры и кинокритики вдохновлялись этим фильмом, смотрели его на кассетах VHS и зачитывались философскими трактатами маркиза де Сада.

Первая же сцена в фильме — косое лезвие гильотины над головой зрелой женщины, грешницы со стажем. За занавеской замковых окон маячит фигура де Сада. Капли крови расплываются, как чернила... Вы не поверите, но этот фильм не костюмная драма, не инструкция по BDSM, не жизнеописание исторической персоны, а ода радости письму. Любой литератор, филолог, копирайтер или критик должен обязательно хотя бы раз в жизни посмотреть эту картину, чтобы наконец понять, почему в его жилах течёт не кровь, но чернила.


Формально в фильме не соблюдена историческая правда о де Саде. Маркиз умер от банального астматического приступа, хотя и на самом деле был заключён в последние годы жизни в Шарантон. Но сценарист Даг Райт, автор пьесы, положенной в основу «Пера», придумал другую реальность. В фильме присутствует почти детективный саспенс, когда дело доходит до отправки рукописей в издательство. Постановщик Кауфман (не путать с Чарли Кауфманом) сейчас уже в преклонных годах (ему 83), но за всю свою карьеру он всё же не снял ничего более выдающегося. Можно сказать, что многие авторы впоследствии вдохновлялись его фильмом, на разный лад переснимая то подробности жизни в психлечебнице, то факты биографии маркиза. Брюно Дюмон, например, не мог не оценить эпизод с театральной постановкой в исполнении людей с синдромом Дауна и шизофренией (один пациент Шарантона, к примеру, воображает себя воробьём). Его «Камилла Клодель, 1915» явно перекликается с «Пером». (Хотя это, конечно, общее место: нравы в XVIII-XIX веках были таковы, что всех неугодных обществу совали в психиатрическую клинику.)


«Перо» — безусловно, зрелищная картина, в которой есть и сцены кровопускания (так лечили психически больных), и секс втроём, и совращение 16-летней девственницы стариком, и жестокое убийство женщины, и, наконец, пожар. Но смысл фильма скрывается не в складках нижних юбок прачки Мадлен (как в фильме «Свобода» Альберта Серры, двухчасовом сексуальном хэппенинге), а в том, что она там прячет (рукописные страницы). Это картина не о любви к женщине, не о радостях обладания, а о единственной страсти маркиза — артикулировать собственные плотские фантазии, быть услышанным ханжеским обществом, в котором всё физиологическое подавляется (выразителем этой идеи является аббат, служащий Богу).

Когда у маркиза отняли чернила и перо, он написал книгу на простынях вином. Когда отняли простыни и вино, он писал собственной кровью... Кажется, у этой истории графоманства уже не может быть продолжения, но финал поистине возмутителен и трагичен. Отними у человека его страсть — и ты отнимешь не только его свободу, но и жизнь.

Читайте также
Статьи The Woman in Red: роковое красное платье в кино
Телеканал КИНОТВ решил разобрать, как говорится, по полочкам гардероб кино. И в этой статье Дина Ключарева по нашей просьб...
Статьи Вечный Джеймс Бонд: Шону Коннери — 90
Шон Коннери никогда не должен был стать Джеймсом Бондом. Автор Ян Флеминг видел персонажа приветливым, изящным, немного более утончённым: не «к...
Статьи MIEFF: рассказываем про фестиваль и экспериментальное кино в нескольких «карточках»
C 19 по 25 августа в Москве пройдёт Международный фестиваль экспериментального кино. MIEFF фокусируется на работах кинематографистов и видеохудожни...
Статьи «Древо жизни»: катехизис Терренса Малика
Сегодня 60 лет исполняется прекрасному актёру Шону Пенну. По этому поводу решили вспомнить не менее прекрасный фильм с его участием —...
Статьи «Небо над Берлином»: (кино)поэзия Вима Вендерса
Сегодня немецкий режиссёр Вим Вендерс отмечает 75-летие, и в этот день хочется поговорить о наиболее известной его работе — «Небо над Берл...
Статьи Взрывная амазонка из ЮАР: Шарлиз Терон исполнилось 45!
Обворожительной Шарлиз Терон сегодня исполняется 45 лет. Какого же персонажа актрисы мы любим более всего и считаем флагманским в её&...
Статьи «Скотт Пилигрим против всех»: 10 лет саундтреку и фильму Эдгара Райта
История о том, как Скотт Пилигрим, басист маленькой канадской группы, сражается с бывшими Рамоны Флауэрс, девушки, в которую он влюбился, ...
Статьи Многоликий Дефо: роли актёра, которые мы особенно любим
Сегодня 65 лет исполнилось великому и прекрасному Уиллему Дефо. Иисус с грустной улыбкой, бог смерти, социопат, священник, вампир, г...
Статьи Тридевятое царство: легендарная студия Ghibli в восьми кадрах
В 1985 году была основана легендарная студия Ghibli, больше трёх десятилетий радующая поклонников аниме по всему миру. В первую очередь эта «ма...
Статьи А давно ты «Привидение»? 30 лет картине Джерри Цукера
13 июля 1990 года вышел фильм Джерри Цукера о том, как Патрик Суэйзи умирает и начинает мстить с того света, параллельно пытаясь спасти и&...
Статьи «Вилли Вонка — всем кондитерам пример»: картине Тима Бёртона 15 лет!
10 июля 2005 года состоялась мировая премьера одного из самых успешных фильмов Тима Бёртона — «Чарли и шоколадная фабрика». Кассовые сборы...
Статьи «Антибольшевистский до крайности»: русские мотивы в фильмах Карена Шахназарова
Карену Шахназарову 68. Режиссёр, заставший две эпохи и не понявший (читай не признавший) до конца ни одну из них. Гордей Пе...
Также рекомендуем
«Узники страны призраков»: дикий, дикий (к счастью) Кейдж
В прокат ворвался диковинный фильм с панковским Николасом Кейджем
«Прачечная» Стивена Содерберга: первые люди Голливуда объясняют систему офшоров
На Netflix вышла «Прачечная» Стивена Содерберга, чёрная комедия из главного конкурса Венецианского кинофестива...
Виктор Сухоруков: про Сергея Бодрова, Данилу Багрова, Алексея Балабанова
Один из любимых актёров Алексея Балабанова, чьи каноничные образы в фильмах «Брат» ...
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 10
День десятый на Потсдамер-плац. Фиалка комментирует итоги фестиваля.Иллюстрации: Катя ГендиковаУходя, уходи, комментирую...
Рецензии
«Узники страны призраков»: дикий, дикий (к счастью) Кейдж
В прокат ворвался диковинный фильм с панковским Николасом Кейджем
Рецензии
«Прачечная» Стивена Содерберга: первые люди Голливуда объясняют систему офшоров
На Netflix вышла «Прачечная» Стивена Содерберга, чёрная комедия из главно...
Интервью
Виктор Сухоруков: про Сергея Бодрова, Данилу Багрова, Алексея Балабанова
Один из любимых актёров Алексея Балабанова, чь...
Спецпроект
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 10
День десятый на Потсдамер-плац. Фиалка комментирует итоги фестиваля.Иллюстрации: Ка...