Скованные одной сетью: как кинематографисты выясняют отношения в фейсбуке

Зинаида Пронченко высказывается о серии публичных склок режиссёров, кинокритиков и зрителей в социальных сетях.

Фейсбук как зеркало русской стагнации/деградации — зависит от меры вашего пессимизма — за последние несколько месяцев порядком развлёк нас, тех, кто предпочитает воздерживаться от драки — пардон, дискуссии. Это поветрие коснулось сообщества кинематографистов и сочувствующих. В хронологической последовательности лента спорила о «Нелюбви», потом об «Аритмии», в промежутках похохатывала над публичной епитимьей Юрия Быкова и возмущалась резким формулировкам Серебрякова у Дудя, затем настал час Алексея Германа с эрзац-«Довлатовым». Причём почти каждый раз оппоненты помельче группировались вокруг альфы и омеги отечественной кинокритики, Любови Аркус и Антона Долина. Москва или Питер решает, выясняли шумным кагалом, самый свежий кейс, вроде бы совсем не имеющий отношения к сегодняшним политизированным будням, — картина Федерико Феллини «Ночи Кабирии». Что должен чувствовать зритель, вглядываясь в улыбку Джульетты Мазины, — разговор не из области абстрактного, а вполне себе real talk на тему морального износа нации.


Да, разумеется, взаимные оскорбления онлайн практикуют и в «цивилизованном мире», пожалуйста: Жан-Пьер Жене, обвинивший Гильермо дель Торо в плагиате, или тысячи строчек по поводу Вайнштейн-гейта, или обменивающиеся твиттер-приветами заклятые подруги Сара Джессика Паркер и Ким Кэтролл (Ким назвала соболезнования Сары по поводу смерти близкого человека отъявленным лицемерием). Но есть разница. И немаловажная. Выяснение отношений на условном Западе не отклоняется в демагогию от сути конфликта. То есть если мы говорим о плагиате, то только о нём, а если о нравственности, то не передёргиваем и не объявляем теперь постфактум фильмы оступившегося актёра или режиссёра говном, потому что «всегда подозревали». Так, inclusion rider — это не про Трампа в Белом доме, а про неумолимую поступь прогресса, про права человека вообще, а не только представителей тех или иных меньшинств. Если Голливуд хочет оседлать конъюнктуру момента и притвориться добрым пастырем, вести зрителей американские кинематографисты намереваются не из сегодня в завтра, а через годы и расстояния и во веки веков.

А у нас в провинциальном мирке — широка страна моя родная — за абсолютно любым несогласием кроется набившая оскомину псевдодихотомия: если не Путин, то кто. Без знака вопроса. Что бы ни говорилось и ни творилось, в сухом остатке ответчика пригвоздят к позорному столбу: а не связано ли это с вашей позицией по... и далее по списку новейшей истории РФ.

«Спящие» — плохой сериал по причине ходульных диалогов, беспомощной актёрской игры, надуманности интриги? Или потому что пропаганда бьёт ключом в каждом кадре? И за что, кстати, извинялся Юрий Быков: за то, что «дурак», или за то, что «майор»?

«Нелюбовь» — манифест снобизма или фобии русского интеллигента, чуть ли не экранизация известных слов Надежды Мандельштам: «Я боюсь народа, их там, за окном»? Кто мы такие, чтобы судить непросвещённое большинство? Или Звягинцев глаголом жжёт сердца людей?

Отношения с властью и госфинансирование, как следствие, — сделка с дьяволом или необходимая жертва во благо? Патриотические блокбастеры — бизнес, преступление против совести, упражнение в мастерстве или во вставании с колен?

Риторические вопросы, на которые тем не менее у многих имеется готовый ответ: казнить нельзя помиловать.


Когда оффлайн нас выбирают, а не мы выбираем, вся политика закономерно перемещается в VR френдленты, давно уже должной называться ровно наоборот. Скажи мне, кто твой враг, и я скажу, кто ты.

Оскорблённые в чувствах продолжают оскорблять, нимало не заботясь о том, чтобы объяснить свою позицию в терминах именно киноведческих: похвалил Звягинцева/обругал Хлебникова — что с тебя взять, давно про тебя всё понятно. С той же интонацией, по сути, говорится: не любишь Россию, езжай работать в Канаду. И даже если вынести Родину-мать за скобки и обратить взгляд на импортную продукцию, то и тут — сплошные отсылки к сермяжному «у кого правда, у того и сила». Не понравилась «Форма воды» — типичный признак гражданина из страны неразвитой демократии, смотри свои «Билборды», пока до толерантности и мультикультурализма не дорос. Эстетика моментально перерастает в этику, судят не мнение или вкус, а его обладателя. По старой советской привычке искусство рассматривается исключительно как инструмент в борьбе, оценивается по спекулятивным критериям: чему учит, к чему призывает, чему противостоит.

Всё это, наверное, было бы смешно, если не было бы так грустно. В советские годы не желавшим «участвовать» можно было эмигрировать, допустим, в детскую литературу. История с «Медвежонком Паддингтоном» демонстрирует, что сегодня и этих опций не осталось. Теория малых дел, с одной стороны, дискредитирована «московским урбанизмом», с другой —аннигилирована (вот как бывает) процессом над историком Юрием Дмитриевым.

Изнемогая под грузом коллективной ответственности, мы продолжаем по привычке вопрошать друг друга: «Что делать? Кто виноват?»

«Есть два цвета — чёрный и белый, а есть оттенки, которых больше, и нам нет никакого дела до тех, кто чёрный, а кто белый, мы, дети проходных дворов, найдём сами свой цвет».

Автор — Зинаида Пронченко
Поделиться
Читайте также
Рецензии «Не в себе» — ни тебе. Новый Содерберг в кино
После премьеры на Берлинском кинофестивале до российских экранов доехал новый фильм Стивена Содерберга «Не в себе», снятый за десять ...
Рецензии Они убили мечту. Почему сериал «Убийство Джанни Версаче» — это очень важно
Закончился второй сезон антологии «Американская история преступлений» — сериал «Убийство Джанни Версаче» производства Fox Extended, психологическая драма...
Рецензии «Тебя никогда здесь не было». Рецензия
В российском прокате один из лучших фильмов года, причём из-за затянувшегося пути до нас — как прошлого, так и нынешнего. Экзистенциальный триллер шотландског...
Статьи Дэвид Кроненберг: Фантомные боли
Дэвиду Кроненбергу — 75, повод поздравить и повод сообщить, что фильмотека Кино ТВ пополнилась двумя последними лентами режиссёрами: «Космополи...
Статьи Джентльменами не рождаются. Юбилей Майкла Кейна
Одному из самых востребованных британских актёров второй половины ХХ века Майклу Кейну — 85. Фильмов у него больше, чем прожитых лет, нагр...
Статьи «Я хотела стать той, кто удовлетворит фантазии каждого». Саше Грей — 30 лет

Даже если бы она снималась только в фильмах для взрослых, её всё равно следовало бы называть именно актрисой, без приставки «порно». Нача...
Статьи Типаж, характер, персонаж, эпоха. Вспоминая Олега Табакова


Умер Олег Табаков. Ему было 82 года. Более шестидесяти из них он посвятил профессии. Актёр, режиссёр, педагог, руководитель. Народный артист ...
Рецензии «Проект Флорида»: Мы, аутсайдеры
В российский прокат вышел один из самых интересных инди-фильмов прошлого года — «Проект Флорида» Шона Бэйкера. Он участвовал в каннск...
Статьи Sexty years old: почему Шэрон Стоун и Изабель Юппер по-прежнему самые сексуальные
10 марта Шэрон Стоун отметит шестидесятилетие, меньше чем через неделю 65 исполнится Изабель Юппер. В своих последних работах, сериале «Мозаика...
Статьи «Дух огня»: итоги и Эхо фестиваля
В Ханты-Мансийске завершился 16-й международный фестиваль кинодебютов «Дух огня» – камерный, но чрезвычайно приятный смотр непроходных фестивальных событий по...
Рецензии На дне: в прокате — «Погружение» Вима Вендерса
До российских экранов добрался новый фильм немецкого классика Вима Вендерса – режиссера «Неба над Берлином», «Алисы в городах» и «Положения вещей». «Погружени...
Статьи Весь мир в кармане: портрет Манмохана Десаи
26 февраля 1937 года родился один из самых удивительных режиссёров мирового кинематографа. Мастер, владевший секретом великого рассказчика. Манмохан Десаи – о...
Также рекомендуем
«Антибольшевистский до крайности»: русские мотивы в фильмах Карена Шахназарова
Карену Шахназарову 68. Режиссёр, заставший две эпохи и не понявший (читай не признавший) до кон...
Почему 55-летие Брэда Питта — грустный праздник
Зинаида Пронченко в свойственной ей манере поздравляет именинника дня — одного из самых высокооплачиваемых артистов план...
«Одной волшебной ночью»: чисто французское кокетство
В прокат выходит премированный в Каннах новый фильм Кристофа Оноре («Все песни только о любви», «Прекрасн...
«Сандерленд до гроба»: история великого провала
«Историю пишут победители» — может, поэтому «правильная» документалистика, а вслед за ней и игровое кино, сплошь фиксиру...
Статьи
«Антибольшевистский до крайности»: русские мотивы в фильмах Карена Шахназарова
Карену Шахназарову 68. Режиссёр, заставший две эпохи и не понявший (...
Статьи
Почему 55-летие Брэда Питта — грустный праздник
Зинаида Пронченко в свойственной ей манере поздравляет именинника дня — одного из с...
Рецензии
«Одной волшебной ночью»: чисто французское кокетство
В прокат выходит премированный в Каннах новый фильм Кристофа Оноре («Все ...
Рецензии
«Сандерленд до гроба»: история великого провала
«Историю пишут победители» — может, поэтому «правильная» документалистика, а вслед ...