Тимур Бекмамбетов взял Константина Хабенского на роль азиата-мусульманина Ходжи Насреддина. Рассказываем, почему это неправильно


Важной деталью сегодняшнего питчинга проектов в «Фонде кино», на которую стоило бы обратить внимание, стала не готовящаяся схватка атомной подлодки с кракеном, не долгожданные имена исполнителей ролей Мастера и Маргариты в таком же долгожданном «Воланде» и даже не очередная экранизация Дмитрия Глуховского. Им стал подбор актёра на главную роль в мультфильме Тимура Бекмамбетова «Ходжа Насреддин».

О том, что фольклорного восточного персонажа мусульманина Ходжу будет озвучивать Константин Хабенский, мы, конечно, уже знали (в начале года Бекмамбетов поставил кукольный спектакль об этом герое и его ишаке в Театре Наций, который теперь и планирует переработать в мультфильм, и Насреддина там озвучивал именно Хабенский), но оттого, что актёр озвучит его ещё и в мультфильме, становится действительно не по себе. Константин Хабенский — голос культового героя Востока.

О whitewashing’е в кино сейчас говорят много. Белым актёром в роли японца в каком-нибудь «Завтраке у Тиффани» сегодня уже никого нельзя удивить — можно только расстроить и оскорбить. И поделом: whitewashing — дискриминирующая этнические меньшинства практика, которая, с одной стороны, стирает этнические идентичности на примере персонажей, с другой — лишает небелых актёров в принципе возможности пробовать себя на роли, которые по логике и справедливости должны им подходить.


Когда ты играешь роль на экране, в целом, можно догадаться, что за твоей азиатской фамилией или несоответствующим выбором реквизита кроется что-то неладное. Как в таком случае быть актёрам дубляжа? Голос — красноречивый инструмент, но часто и его не хватает для того, чтобы услышать этнический мискаст. Помните Диану Нгуен из популярного нетфликсовского «Коня БоДжека», американку вьетнамского происхождения? Её озвучила Элисон Бри. Про Апу из «Симпсонов» мы вообще молчим.


На Западе актёры дубляжа вовсю борются за справедливое распределение ролей, причём с обеих сторон — сами представители этнических меньшинств стараются обращать на проблему внимание общественности, а их белые мискастнутые коллеги отказываются от ролей, не соответствующих их происхождению, в знак солидарности. В многонациональной России об этом говорят удивительно мало.

Неужели для озвучки мультфильма о фольклорном герое-мусульманине нельзя было подобрать кого-то, кто соответствовал бы его бэкграунду? Несмотря на успех спектакля, несмотря на статус и мастерство Хабенского?

«Ходжа Насреддин» мог бы стать отличным примером бережного отношения российских кинематографистов к географически близкой, но всё же чужой культуре, однако, видимо, предпочитает таким не становиться. Предпочитает просто разместить пожелания о партнёрах на горстках восточных специй, да так, чтобы на фоне играла восточная музыка.


Читайте также
Интервью «Социальное неравенство и несправедливость — уже давно наши главные проблемы»: мексиканский режиссёр Мишель Франко о фильме-антиутопии «Новый порядок»
20 мая в российский прокат выходит провокационный, красочный фильм «Новый порядок». На прошлогоднем Венецианском фестивале жестокая картина удостоилась Гран-п...
Подборки Обзор (к)инопрессы #52: «Спираль», «История рыцаря», Тейлор Свифт, примирительный секс, «Властелин колец»
В регулярном дайджесте Виктор Непша делится занимательными материалами из зарубежной (к)инопрессы. В этом выпуске: Майя Хоук и Маргарет Куэлли беседуют о Тейл...
Статьи «Любовь, смерть и роботы» — доказательство, что у стримингов тоже может случиться кризис идей
На Netflix вышел второй сезон мультипликационного альманаха «Любовь, смерть и роботы». В нём 8 серий вместо 18 (как два года назад), но количество не перешло ...
Подборки Моби, Вим Вендерс и Майкл Джордан: что смотреть на Beat Film Festival
В этом году, как и в прошлом, Beat Film Festival пройдёт сразу в двух форматах: офлайн, в кинотеатрах и на других площадках...
Статьи Как мы перестали волноваться и полюбили Билли Портера в роли феи-крёстной из «Золушки»
В интернете опять кто-то не прав: многие возмущены по поводу первых кадров из будущей экранизации «Золушки», где нам впервые показали новую фею-крёстную, роль...
Рецензии Картина «Женщина в окне» Джо Райта: Хичкок, Карл!
На Netflix вышел долгожданный фильм Джо Райта «Женщина в окне» с Эми Адамс, Гэри Олдманом и Джулианной Мур. Фильм не так плох, как ег...
Рецензии На последнем дыхании: «камерный» триллер «Кислород» на Netflix
На платформе Netflix состоялась премьера картины «Кислород» Александра Ажа, режиссёра, которого зритель знает по фильмам «Рога» с Дэниэлом Рэдк...
Рецензии Нашла «Пила» на камень: «Спираль» — новая часть культовой франшизы, torture porn, пытки и травмы 
В прокате «Пила: Спираль» — новая часть культовой серии ужасов. Начиналось всё с Джеймса Вана: в 2003 году вместе со своим коллегой Ли Уоннеллом (позже срежис...
Подборки Обзор (к)инопрессы #51: Ромеро, Морриконе, антропоморфное Чудовище, антифашисты и «Только бог простит»
Виктор Непша в традиционной уже рубрике просматривает иностранную прессу о кино и за вас отбирает самые интересные статьи. В этом выпуске: лишний раз вспомним...
Подборки От Моби и Криса Айзека до Nine Inch Nails и Interpol: клипы, снятые Дэвидом Линчем
Дэвид Линч снял клип на песню Донована I Am The Shaman, которую сам же спродюсировал в 2010 году, специально ко дню рождения музыканта. В нём в монохроме со...
Спецпроект История одного саундтрека: «Белорусский вокзал»
В новом выпуске рубрики о лучших саундтреках к фильмам — неожиданно картина, в которой музыка практически не звучит, «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова. О т...
Интервью С приветом из 90-х: костюм в фильме «Чунгкингский экспресс» — одежда, идеальная для мегаполиса
С 6 мая в повторном прокате фильм Вонга Карвая «Чунгкингский экспресс». Он вышел на экраны в 1994 году и впитал в себя...
Также рекомендуем
Ад для адвоката: «Третье убийство» Хирокадзу Корээды
В прокате – замысловатый детектив японского режиссера Хирокадзу Корээды, который больше похож на экзистенциальную драму....
Наш авангард — из девяностых. В прокате «Русский бес» Григория Константинопольского
На российские экраны врывается «Русский бес» — новый фильм Григория Константинопольского, пытающийс...
Режиссёр «Зверя» Майкл Пирс: «Я не хотел превращать фильм в диссертацию»
5 июля в российский прокат выходит «Зверь» — дебютный инди-триллер Майкла Пирса, прогремевший на кинофестивале Sundance....
«И я там был»: камео писателей в кино
Камео в кино может быть случайностью, переросшей в навязчивый гэг (Хичкок), внутренней отсылкой (Франко Неро ...
Рецензии
Ад для адвоката: «Третье убийство» Хирокадзу Корээды
В прокате – замысловатый детектив японского режиссера Хирокадзу Корээды, который бо...
Рецензии
Наш авангард — из девяностых. В прокате «Русский бес» Григория Константинопольского
На российские экраны врывается «Русский бес» — новый фильм Гри...
Интервью
Режиссёр «Зверя» Майкл Пирс: «Я не хотел превращать фильм в диссертацию»
5 июля в российский прокат выходит «Зверь» — дебютный инди-триллер Майкла Пирса, пр...
Статьи
«И я там был»: камео писателей в кино
Камео в кино может быть случайностью, переросшей в навязчивый гэг (Хичко...