Только не ещё один ромком: о чём снимает фильмы Элис Ву

С первого мая на Netflix можно посмотреть картину «Половина всего» Элис Ву, двумя неделями раньше получившую главный приз нью-йоркского кинофестиваля «Трайбека». Этот фестиваль специализируется, может, на не самом громком, но на любопытном кино, затрагивающем, как водится, важные темы, о которых говорят всё ещё почти шёпотом и меньше, чем хотелось бы. «Половина всего», очередной нетфликсовский хит, уже неделю уверенно держащийся в топе просмотров, — как раз такой. Ксения Ильина рассказывает, кто такая режиссёр картины Элис Ву и чего ждать от её нового фильма.

Элис Ву, выпускница Стэнфорда, где она изучала computer sciences, успешно строила карьеру в компании «Майкрософт», а потом бросила прибыльную работу ради своего первого фильма. У неё за плечами их всего два — и временная «дыра» между ними составляет 16 лет. Когда дебютный фильм Элис «Спасая лицо» вышел на экраны в 2004 году (премьеры прошли с почётом и любовью на фестивале в Торонто, а затем на Sundance), его рекламировали как «студийный фильм, в большинстве своём сыгранный актёрами-азиатами». Это было за 14 лет до того, как в прокат вышли «Безумно богатые азиаты» Джона М. Чу. Рекламная кампания последнего за прошедшие годы, впрочем, не особо эволюционировала. В «Спасая лицо» не было на тот момент ни одного узнаваемого актёра, кроме матери главной героини — Джоан Чэнь, звезды «Последнего императора» Бернардо Бертолуччи. Любопытный факт: в новом сериале Райана Мёрфи «Голливуд» актриса из «Спасая лицо» Мишель Крусик играет звезду Анну Мэй Вонг, изрядно уставшую от того, что ей предлагают одни и те же роли — ведь она азиатка.


То, что сделала Ву в 2004 году в своей обаятельной комедии «Спасая лицо» о двух американках китайского происхождения, было и остаётся революционным не только в силу того, что в фильме играют в абсолютном большинстве только выходцы из Китая, которых в то время, мягко скажем, не так уж и часто брали на главные роли в американских фильмах. Элис снимала свою картину задолго до того, как «Оскар» был уличён в том, что он «слишком бел», и продюсеры предлагали ей либо взять на главные роли белых актёров и актрис, либо не делать их квир. В идеале — соблюсти оба эти условия. Она парировала: каждый может рассказать историю про белую успешную гетеросексуальную девушку так, чтобы получился ещё один милый и вполне себе достойный, но избитый ромком — хотя, конечно, лучшие творения этого жанра и остались в 90-х где-то по соседству с «Красоткой». Ясно, что Элис точно не планировала для своего дебюта судьбы классики голливудских романтических комедий. И вряд ли она, которая по ночам параллельно с основной работой училась на курсах сценаристов, подозревала, какое влияние окажет её первый фильм. Лулу Ванг, режиссёрка «Прощания», признавалась, что Элис удалось пролить свет на жизнь китайской диаспоры в Америке задолго до того, как это стали делать хоть с каким-нибудь постоянством.

Элис, в общем-то, сделала именно то, что могла сделать лучше всего, — честно и смешно рассказала историю азиатки-лесбиянки в Нью-Йорке. Ведь самые сильные экранные истории часто автобиографичны. Главная героиня «Спасая лицо» Вил, сокращённо от Вильгельмины (Мишель Крусик), — начинающий талантливый врач, которая почти всё время проводит на работе, в то время как остальные члены китайской очень (!) традиционной семьи во главе с матерью пытаются устроить её личную жизнь. Для этого даже есть специальное место — заведение под названием «Планета Китай», где каждому рано или поздно найдут пару. Но прежде чем Вил влюбится в балерину Вивиан (Линн Ченн) и наберётся смелости рассказать маме о том, что она лесбиянка, та сама удивит Вил — тем, что объявит о своей новой беременности, а потом переедет жить к дочери. Для китайской семьи с её консервативным укладом ребёнок без отца, да ещё и в таком возрасте — большой позор, поэтому у мамы просто нет другого выхода, кроме как сбежать в дом к дочери от разгневанного дедушки. Материнская линия в фильме «зеркалит» собственную историю Ву — после своего первого фильма она надолго «залегла на дно»: переехала к больной матери, чтобы ухаживать за ней. И только после того, как пару лет назад мама почувствовала себя лучше, Элис поняла — пора возвращаться в индустрию. Сценарий нового фильма Ву написала в короткие сроки на денежный спор. Netflix сразу разглядели в новом проекте золотую жилу — оставаясь в рамках традиционного жанра романтической комедии, он плавно смещает акценты и переворачивает гендерные клише — именно та спасительная тактика, за счёт которой и может существовать романтическая комедия в 2020 году.


В «Половине всего» — снова азиаты, снова квир-история, которой даже в XXI веке, увы, ещё не всегда есть дорога к широкому зрителю. Героини Ву — всегда немного не от мира сего, всегда немного аутичны. Вил была занятым врачом, у которой не было времени на личную жизнь. Героиня «Половины всего» Элли Чу (Леа Льюис) — тоже по-своему талантлива и тоже ведёт очень уединённую жизнь, живя с отцом (Колин Чоу) на железнодорожной станции, где тот работает. Она не общается ни с кем из сверстников, потому что для них она — аутсайдер, над фамилией которой смешно шутить даже в сотый раз. Она пишет за деньги сочинения за половину класса, помогая отцу оплачивать счета, а отец так и не вписался в «американские стандарты» и даже не совсем понятно говорит по-английски. Однажды за помощью к Элли обращается футболист Пол (Дэниэл Димер) — и как только она на автомате начинает называть ему цены за свои писательские услуги, он заявляет, что ему нужно не школьное сочинение, а любовное письмо. Отличная возможность подзаработать, если бы не одно но: Элли сама влюблена в Астер (Алекссис Лемир), на которой помешан Пол.

Интересно, как уже даже на поверхностном уровне сюжета Элис прописывает «исключённость» Элли из мира, в котором обитают её сверстники. Девушка пишет за Пола письмо за письмом, и между нею и Астер устанавливается эмоциональная связь: героини переписки читают и смотрят одни и те же вещи, цитируют Вима Вендерса, а ещё явно неравнодушны друг к другу. Но Элли ни на что не претендует, ей даже не приходит в голову открыться Астер, и тут срабатывает как бы двойная её «исключённость»: в силу происхождения и сексуальной ориентации. Когда на вечеринке вслед Элли кричат «китаянка» — она не возмущается. Она привыкла к тому, что находится за теми границами, за которыми начинается жизнь других, она постоянно ощущает себя «чужой» и уже даже не задумывается об этом. Это отсутствие почвы под ногами в чуждом американском мире, который вроде бы уже давно должен стать своим, снова и снова беспокоит саму Элис.


Не то чтобы «Половина всего» выглядит как что-то радикально новое — вполне себе привычная драма взросления, разыгранная в школьном здании, тесных дайнерах и машинах на заправках. Ву не чурается штампов — её школьники с тоской в глазах читают Сартра, а отец смотрит «Касабланку» и декламирует дочери финальную строчку о прекрасной дружбе. Но местами «Половина всего» оказывается действительно очень смешным фильмом, и эта магия, конечно, появляется благодаря обаятельной актрисе Леа Льюис, её низкому голосу и насупленному взгляду, а не довольно заезженным шуткам о первом поцелуе. В конце концов, что может сделать новое дитя старого как мир жанра, если не влюбить в себя своими актёрами, а это у «Половины всего» получается превосходно. Самое интересное, конечно, начинается там, где Ву меняет гендерные роли местами, и за сердце Астер ведут борьбу соперник и соперница, которые сначала становятся друзьями, а затем Пол вообще неожиданно переключается с Астер на саму Элли. И выглядит эта мешанина влюблённостей обаятельно и по-своему свежо.

«Спасая лицо» для 2004 года был удивительно раскрепощённым и стоящим вне шаблонов фильмом, который сосредоточился в основном на любовной линии внутри китайской диаспоры реального нью-йоркского района Флашинг. «Половина всего» обрастает более широким контекстом: дело происходит в трамповские времена в вымышленном городке под названием Скуахамиш на юге США, в котором узколобость местных жителей встречается с их напускной религиозностью. В этом смысле «Половина всего» кивает в сторону «Неправильного воспитания Кэмерон Пост» Дезире Акхаван, в котором главную героиню в исполнении Хлои Грейс Морец отправляли «исправлять» свою гомосексуальность в богоугодное заведение. И вроде бы у героинь Ву снова всё хорошо, и снова она показывает на экране лучшую версию своей настоящей жизни, но финал новой картины режиссёр уже не делает столь однозначным. В «Спасая лицо» зрителей ждал не вызывающий сомнений хеппи-энд, столь редкий для картин с подобными персонажами. К 2020 году Элис научилась «смягчать» острые углы — поэтому она снова оставляет надежду, но не утрирует безусловную возможность счастливого будущего для своих героинь. Ведь она отлично знает, о чём говорит.

Автор — Ксения Ильина
Поделиться
Читайте также
Статьи «Женский взгляд» Фиби Уоллер-Бридж
Многие, если не все, каждую неделю ждут выхода новой серии «Убивая Еву», сериала про обаятельную наёмную убийцу, безусловную психопатку и икону стил...
Статьи Карен Шахназаров: от «Курьера» к консервативным ценностям
26 марта «Курьер» Карена Шахназарова должен был выйти в повторный прокат, но все планы разрушил коронавирус. Мы на КИНОТВ очень хотели вновь увидет...
Статьи Я люблю Лимонова, потому что
Зинаида Пронченко — на смерть поэта.Странно начинать текст in memoriam, плач на смерть поэта с местоимения Я. Но не в случае Лимонова — он бы одобри...
Статьи Двойное «но»: дуалистический взгляд на фильмы Маттео Гарроне
К старту проката «Пиноккио» Антон Фомочкин рассуждает о двух вечных началах кинематографа Маттео Гарроне, особенно когда дело касается сказок.Сказка/БыльПонят...
Статьи Редакция Cahiers du cinéma уволилась в полном составе. Что произошло?
Жёлтый — самый бунтарский цвет. Журналисты «жёлтых тетрадей», самого знаменитого в мире журнала о кино Cahiers du cinéma, для которого в разное время писали Ж...
Статьи От Саши Грей до Татьяны Шороховой: женщины, меняющие киноиндустрию
К Международному женскому дню выбрали 21 героиню XXI века, чья деятельность оказывает влияние на мировой или российский кинопроцесс. Список тем не менее субъе...
Статьи Правила проведения конкурса «Нежданное путешествие»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящие правила проведения и участия в конкурсе (далее по тексту — «Правила») регламентируют порядок организации и проведения конкур...
Статьи «Джентльмены» и «Однажды... в Голливуде»: почему это фильмы-побратимы
Новый фильм Гая Ричи с успехом пережил первый уикенд российского проката. Первыми впечатлениями все (и на КИНОТВ тоже) уже поде...
Статьи Не имя — музыка: Хильдур Гуднадоуттир меняет номинацию «Лучший саундтрек»
Один из самых бесспорных призов 92-го «Оскара» был вручён в номинации «Лучший саундтрек». Статуэтка досталась исландке Хильдур Гуднадоуттир за музыку к «Джоке...
Статьи Роттердам-2020: тяготы взросления и аргентинский бум
Завершился 49-й Роттердамский кинофестиваль — один из главных киносмотров мира, гордящийся своей любовью к радикальным формам и новым имен...
Статьи Трудности перевода: ещё один взгляд на «Маленьких женщин»
Самая обсуждаемая премьера недели (ну, может быть, наравне с «1917») — новый фильм Греты Гервиг. Следом за очень личной рецензи...
Статьи «По ночам снится мне столько киноснов»: Алексей Васильев о своём собственном Федерико Феллини
100 лет назад родился Федерико Феллини. Его фильмография — основа любой киноэнциклопедии, биография — и в википедии детально оп...
Также рекомендуем
20 главных фильмов Берлинского кинофестиваля. Версия КИНОТВ
Программа 70-го Берлинского кинофестиваля огорошивает. Такого подбора режиссёров здесь не было очень дав...
«Мы вдохновляем женщин приблизиться к мужской верхушке»: Ребекка Фергюсон о фильме «Дюна»
Актриса делится, чем ей нравится её героиня леди Джессика
«Лига справедливости» Зака Снайдера: четыре часа фансервиса — это слишком, но зато теперь всё понятно
Даша Видре перевела статью критика IndieWire Эрика Кона о вышедшей «Лиге справедливости Зака Снайдера». Пока наши кинокр...
Марчело Мартинесси: «Важно продолжать снимать фильмы, в которые я верю»
Один из главных сюрпризов 68-го Берлинского кинофестиваля — фильм «Наследницы» — дебют парагвайского режиссёра Марчелло ...
Подборки
20 главных фильмов Берлинского кинофестиваля. Версия КИНОТВ
Программа 70-го Берлинского кинофестиваля огорошивает. Такого подбора ре...
Спецпроект
«Мы вдохновляем женщин приблизиться к мужской верхушке»: Ребекка Фергюсон о фильме «Дюна»
Актриса делится, чем ей нравится её героиня леди Джессика
Рецензии
«Лига справедливости» Зака Снайдера: четыре часа фансервиса — это слишком, но зато теперь всё понятно
Даша Видре перевела статью критика IndieWire Эрика Кона о вышедшей «Лиге справедлив...
Интервью
Марчело Мартинесси: «Важно продолжать снимать фильмы, в которые я верю»
Один из главных сюрпризов 68-го Берлинского кинофестиваля — фильм «Наследницы» — де...