Йорген Лет: интервью с учителем Ларса фон Триера

Йорген Лет — датский кинорежиссёр и поэт. Одна из центральных фигур в мировом экспериментальном кино. Обладатель пожизненного гранта Королевства Дания за достижения в области кинематографии. Снял более пятидесяти документальных фильмов, среди которых «Воскресенье в аду» и «Совершенный человек». Ларс фон Триер неоднократно называл Йоргена Лета своим учителем.

Ларс Фон Триер

Ларс Фон Триер — великолепный режиссёр, и я счастлив, что он продолжает работать, преодолев все свои кризисы. Думаю, скоро он снимет новый фильм — это моё ощущение. Я разговаривал с ним недавно, он звонил мне на Гаити. Это был разговор, полный уважения... Вы спрашиваете, считаю ли я себя его учителем? Ну, он так считает. Так что, раз уж он так говорит, может быть. Меня точно нельзя назвать его постоянным наставником, просто на Ларса произвели впечатление некоторые мои идеи, и он их использует. Он говорит, что во многом сформировался под влиянием моих фильмов, так что, наверное, это правда.

Документалистика и любознательность

Для меня движущая сила документалистики — это любознательность. Вы хотите узнать что-то новое о мире, в котором живёте, о самой жизни, о людях. Документалистика — это попытка заглянуть внутрь явлений. Я невероятно любопытен. Отдавая себе отчёт в том, что ответить на вопрос «что есть жизнь» в полном объёме невозможно, но пытаться на него отвечать необходимо. И я всё время учусь. Приниматься за работу с целью донести до аудитории своё сложившееся мнение, свой «месседж» — это не мой путь. Мне интересно развиваться, смотреть по сторонам и вглубь той или иной истории. Я не Майкл Мур, который всегда знает, что он хочет сказать людям. Я понятия не имею, что хочу сказать. Я просто хочу простимулировать зрительскую любознательность. Надо быть открытым к жизни, быть живым — значит всё время учиться у самой жизни.

Реальность и вымысел

Вы можете играть с реальностью и вымыслом в документальном кино. Никаких проблем. Это именно то, чем я занимаюсь. Я пытаюсь создать на экране свой мир, и в этом смысле нет принципиальной разницы между документальными кадрами и постановочными. Не существует границ ваших возможностей. Есть вкусовые границы, и многое мне просто не нравится или неинтересно. Но это единственное, на что я ориентируюсь. Собственное видение мира, собственный вкус, собственный выбор.

Режиссёр и зритель

Я вообще не забочусь о зрителе, когда снимаю фильм. Мне интересна его реакция на показе, но на съёмках — нет. Это очень большая разница, понимаете. Это значит, что у меня нет плана, нет цели как-то угодить или надавить на аудиторию. Если мои фильмы задевают аудиторию, так тому и быть, но это не должно влиять на процесс создания. Думаю, что это верный подход для всех, кто снимает кино: наблюдать за историей, как она развивается в процессе. И в конечном итоге аудитория это оценит. Открытость автора, а не желание нажать на нужные точки.

Кино и поэзия

Как режиссёр я считаю себя поэтом, а как поэт — развиваюсь, снимая фильмы. Я снимаю фильмы так же, как пишу стихи. Начинаю с левого края листа и смотрю, что будет дальше. Я понятия не имею, чем закончится стихотворение или кинокартина. Это один и тот же метод, понимаете.

Цифровая революция

Я могу использовать цифровую технику, если это необходимо. Вот сейчас я именно этим и занят, кстати. Снимаю картину в жанре дневников о землетрясении. Я живу на Гаити, и недавно землетрясение разрушило мой дом. После этого начинаешь смотреть на жизнь несколько иначе, конечно. Я пытаюсь документировать это, свои эмоции, все эти перемены. И делаю это на мобильный телефон. В картине будет много кадров, снятых на плёнку, но и на телефон тоже. Можно использовать разные техники. Главное — понимать, зачем.

Плёнка

Вообще, я по-прежнему предпочитаю плёнку. Это более чувственный носитель и мне нравится тот принцип, что съёмки стоят серьёзных денег. Ты не снимаешь слишком много. Это важно. Ты задаёшься вопросом — «А зачем я это снимаю?» И это ещё более важно. Такой этический, моральный аспект кинопроизводства.

Разрушенный дом

Что тут скажешь? У меня нет амбиций спорить с Богом. Я не знаю, что мне делать, кроме как вздохнуть и сказать: жизнь продолжается. Я не погиб, хотя мог, я был внутри дома, когда случилось землетрясение. Да, я лишился многих ценностей. Произведений искусства, которые хранились у меня дома. Но у меня осталось нечто большее: возможность снимать кино, писать стихи. Это драматичный момент, но я пережил его, описав эту катастрофу. В деталях, понимаете. Описал, как стихия разрушает мой дом, пока я внутри. Это лучшая терапия из возможных.

Если бы я был главным редактором кино тв

Никогда не задумывался ни о чём подобном. Наверное, я бы поехал в Швейцарию к Жан-Люку Годару и предложил бы снять ему новый фильм. Вот что бы я сделал. Ну, и, конечно, уделял бы много внимания молодым талантам, которые находятся в поиске нового киноязыка. Это важно. Куда важнее остросоциальных, политических фильмов. Оставьте их журналистам, давайте придумаем новый способ снимать кино.


Автор — Максим Заговора
Поделиться
Читайте также
Статьи Джонни Депп, Андрей Звягинцев, Александр Невзоров — главные герои дайджеста Кино ТВ
Наше кино вступает в сезон наград более чем уверенной походкой. Российские авторы — в самых престижных номинациях европейского и азиатского «Оскаров». Есть и ...
Рецензии Джеймс Франко — главный кинематографист года. Это точно
Зинаида Пронченко сложно, но доходчиво объясняет, почему режиссёр «Двойки» — новый король широкого и малого экранов. У каждого случаются свои пятнадцать минут...
Рецензии Римский профиль
Зинаида Пронченко рассказывает, как один из самых интересных европейских кинофестивалей превращается в смотр голливудского мейнстрима.Директор Римского кинофе...
Статьи История Тайки Вайтити: от новозеландского камеди клаба до «Тора» 
В кинотеатры с Мьёльниром наперевес ворвался «Тор: Рагнарёк», кажется, лучший из фильмов про бога с кувалдой.Режиссёр — новозеландец ...
Рецензии Венский шанс: неаполитанский ренессанс, советская классика и новый фильм Вуди Аллена
Зинаида Пронченко подводит итоги Виеннале — чуть ли не самого синефильского среди больших кинофестивалей, и чуть ли не крупнейшего среди синефильских&nbs...
Статьи «Матильда» в Мариинском
Даша Цыбульская — корреспондент: «Мариинский театр. Сцена — новая, история — далёкая. 20 марта 1890 года балерина Матильда Кшесинская участвовала в выпускном ...
Статьи Кирилл Плетнёв снимает «Идеальных»
Лусинэ Баятян — корреспондент: «Аэродром "Финам". Здесь сегодня снимается одна из первых сцен новой картины Кирилла Плетнёва с рабочим наз...
Статьи Короткометражка Пола Томаса Андерсона для HAIM
Группа HAIM представила 14-минутный фильм Valentine о том, как она записывает новый альбом Something to Tell You. Режиссёром выступил Пол Томас...
Статьи Гослинг, Форд и Вильнёв о «Бегущем по лезвию 2049»
«Бегущий по лезвию 2049» — первый сценарий Ридли Скотта за пятьдесят лет — предыдущий был к собственному, дебютному фильму. Текст артистам отправляли специаль...
Статьи 10 любимых фильмов Николаса Виндинга Рефна
Николас Виндинг Рефн — датский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и актёр. Обладатель приза за лучшую режиссуру на 64-м Каннском кинофестивале, номинант н...
Интервью Резо Гигинеишвили о фильме «Заложники»
Резо Гигинеишвили — режиссёр, сценарист и продюсер. С пятнадцати лет работал на телевидении. В 2005 году закончил режиссёрский факультет ВГИКа, курс Марлена Х...
Статьи «Большая маленькая ложь», «Рассказ служанки» и «Чёрное зеркало» победили на «Эмми»
Итоги 69-й церемониивручения премии «Эмми» за достижения в области телевидения.Лучший актёр второго плана в драматическом сериале:Джон Литгоу («Корона») Дэви...
Также рекомендуем
Тает в руках и во рту: «Матиас и Максим» Ксавье Долана
В российском прокате — восьмой фильм тридцатилетнего канадца Ксавье Долана, рифмующийся своим названием со&nbs...
MIEFF: рассказываем про фестиваль и экспериментальное кино в нескольких «карточках»
C 19 по 25 августа в Москве пройдёт Международный фестиваль экспериментального кино. MIEFF фокусируется на ра...
Где-то между трудностями перевода: «Последняя капля» Софии Копполы 
Светлая грусть, средний возраст, седой Билл Мюррей, трудности брака, подозрения и «бытовой шпионаж»: на серви...
Сериальные премьеры сентября: гид Татьяны Алёшичевой
Собираем сериальный урожай. Татьяна Алёшичева составила гид по премьерам сентября. История властной медсестры из картины...
Рецензии
Тает в руках и во рту: «Матиас и Максим» Ксавье Долана
В российском прокате — восьмой фильм тридцатилетнего канадца Ксавье Долан...
Статьи
MIEFF: рассказываем про фестиваль и экспериментальное кино в нескольких «карточках»
C 19 по 25 августа в Москве пройдёт Международный фестиваль эксперимента...
Рецензии
Где-то между трудностями перевода: «Последняя капля» Софии Копполы 
Светлая грусть, средний возраст, седой Билл Мюррей, трудности брака, под...
Подборки
Сериальные премьеры сентября: гид Татьяны Алёшичевой
Собираем сериальный урожай. Татьяна Алёшичева составила гид по премьерам сентября. ...