Марчело Мартинесси: «Важно продолжать снимать фильмы, в которые я верю»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНО ТВ

Один из главных сюрпризов 68-го Берлинского кинофестиваля — фильм «Наследницы» — дебют парагвайского режиссёра Марчелло Мартинеси. На показе в зале зияли дыры, но все, кто пропустил картину — многое потеряли. Удивительная история о двух пожилых женщинах, одна из которых попадает в тюрьму за долги, а вторая, оставшись, начинает новую жизнь. Этот разговор с Марчелло Мартинесси — первое русское интервью с режиссёром. Верим, что не последнее.

Фото: Shutterstock

— «Наследницы» — это дебют. Поэтому в России вас, конечно, пока ещё не знают. Давайте начнём знакомиться с самого начала. Как начинались ваши отношения с кино, почему вы вообще решили стать режиссёром?

— Ну, я из семьи рассказчиков. Но, знаете, таких «рассказчиков пивного стола». То есть вы представляете, как это бывает: все всё время что-то говорят. Мой дядя — адвокат, но ещё он пишет музыку, моя тётя — выдающаяся рассказчица, она своими историями доводила нас до слёз от смеха. И в такой атмосфере я рос: вокруг было мало книжных магазинов, кинотеатров: только беседы и телевизор. Но по телевизору один-два раза в неделю показывали фильмы.  Правда, в доме был только один телевизор, в комнате родителей, а отец засыпал рано и сильно храпел, так что мы смотрели всё на очень маленькой громкости. То есть мне приходилось додумывать, что же на самом деле происходит в фильме. Я посмотрел очень много картин вообще без звука, заменяя его своими фантазиями, и эти регулярные упражнения породили во мне желание тоже рассказывать истории. Первую короткометражку снял в 2009-м, её взяли на Берлинале, и так у меня появилась возможность снимать дальше, хоть я и из страны с очень слабыми кинематографическими институтами, где люди не очень интересуются кино. Большая удача, потому что это то, что действительно люблю.

— А были ли фильмы, которые впечатлили вас больше других?

— Я всегда любил Фассбиндера. То есть «Наследницы» выросли из «Горьких слёз Петры фон Кант», например, и «Тоски Вероники Фосс». Из этих потрясающих женских персонажей. Я обожаю Кассаветиса — его героинь, Тодда Хейнса — ещё одного американского независимого режиссёра. Многих, кто работал именно с женскими персонажами. Я всегда знал, что мой первый фильм будет именно про женщин.

— А что насчёт русских фильмов?

— Ну, конечно, я очень много смотрел Тарковского, Сокурова. Сокурова я очень люблю, восхищаюсь его индивидуальностью. Кроме того, я много читал русской литературы, знаю русский театр, всегда очень ценил его и всегда узнавал себя в героях. То есть мне, если честно, кажется, что Парагвай и Россия очень похожи. Ваши искусство и культура очень отличаются от всего остального мира. Как-то я разговаривал с Виктором Косаковским об этом, и он сказал: Россия изменится, только если вы возьмете 150 миллионов человек, которые в ней живут, вывезете из страны и привезете других 150 миллионов. То же самое можно сказать про Парагвай. Правда, у нас живёт всего семь миллионов, но, может, это то, что нам стоит проделать.

— Вы сказали о проблемах в кинематографе Парагвая, но ведь вы существуете ещё и в более широком — латиноамериканском — контексте. Мы все знаем великих латиноамериканских писателей, больших режиссёров, а сейчас, мне кажется, в латиноамериканском кинематографе новый подъём.

— Простите?

— Подъём!

— Да-да. Мне кажется, в Латинской Америке последние десять лет происходят серьезные политические перемены. Мы круто развернулись влево, а затем так же круто развернулись вправо. Насильственные перемены всегда создают в обществе напряжение. И думаю, именно это — ключ к пониманию того, почему сейчас наша культурная продукция действительно на высоком уровне. Конечно, я люблю аргентинских писателей, аргентинские фильмы, то же самое касается и Бразилии, я немного говорю на португальском и чувствую вовлечённость в то, что происходит на континенте. Но одновременно я понимаю, что конкретно Парагвай всегда воюет со всеми, это очень изолированная страна. И мы говорим так: Парагвай — это остров, просто окружённый землей.

— Давайте поговорим о вашем фильме — «Наследницах». Главная героиня — очень гордая женщина, очень независимая. И этот образ — один из центральных образов года вообще. Я имею в виду — в медиа, в социальных сетях. Вы видите её в этом дискурсе, что вы вообще думаете о современном феминизме?

— Я отношусь с интересом и уважением, но не готов быть знаменосцем. Мне кажется, лучше всего для женщин — это избавить их от какой-то постоянной ответственности. Быть героинями, быть сильными. Дайте им свободы. Они могут брать ответственность, а могут нет, могут быть феминистками, борцами, а могут и не быть. Я знаю много женщин, которые хотят просто быть свободными и наслаждаться жизнью. Они не хотят строить из себя сильных женщин. Особенно в Парагвае, где всегда было много войн, и женщины всегда заново отстраивали страну, я думаю, мы должны ценить это и уважать, но женщины должны сами выбирать, кем им быть. Поэтому я и оставил в фильме открытый финал. Это значит, что у женщины остаётся выбор, мы не уверены в том, как она поступила.

— Это был спойлер сейчас... В картине совсем нет мужчин. Мы не запоминаем ни одного лица. Почему вы поступили именно так?

— Потому что, когда я начал писать эту историю, я держал в уме всех женщин, с которыми рос: мама, бабушка, тётя, кузины. И их голоса я слышал в первую очередь. А потом, когда ты снимаешь свою первую картину — ты всегда ищешь какой-то безопасной территории, того, в чём ты по-настоящему уверен. И я очень хорошо помнил, как они говорят, как они двигаются, как они поступают. Ну, и третья причина — меня всегда расстраивало, когда женщины в кино используются просто как объекты, и я решил сделать «комплексный» фильм о женщинах, в котором мужчины были бы объектами. Они всегда то в прошлом, то в будущем, то фоном, но никогда — на переднем плане.

— Очень мало шансов, что ваша картина дойдёт до российских кинотеатров. Те, кто её посмотрят — её скачают. И сделают это бесплатно. Как вы к этому относитесь, вы не возражаете?

— Не знаю, это по-прежнему непонятный для меня вопрос — авторского права. Я тоже смотрел фильмы в интернете и если бы я их не качал, я бы никогда их не увидел. Единственное, о чём я хочу попросить людей, которые скачают «Наследниц» — посмотрите их с помощью проектора или на относительно большом экране. Это будет ощущение, приближённое к кинотеатральному. Смотря фильмы на компьютере, вы очень много теряете. Но в целом я очень много думал об этой проблеме и мне тяжело оценивать её однозначно. Мне важно, чтобы картина дошла до как можно большего количества людей, мне важна эта связь.

— Последний вопрос. О будущем. Каким вы его представляете? Представьте, что мы встретились с вами через пять лет. Кем вы себя видите? Сколько у вас в багаже наград, сколько фильмов вы сняли? О чем вы мечтаете сейчас?

— Самое важное — продолжать снимать фильмы, в которые я верю. Фильмы, которые, может, и не являются грандиозными драмами о грандиозных эмоциях, о жизни и смерти, мы можем внезапно умереть и переродиться в один день, множеством способов, всё самое важное происходит прямо сейчас, в конкретный момент. Поэтому я в целом так люблю жизнь. И именно такие фильмы я хочу продолжать снимать: пускай, очень локальные, пускай, не мейнстримные, но если я смогу защитить тот кинематограф, в который я верю, я буду невероятно счастлив.

Читайте также
Юрий Норштейн о современной мультипликации, культурной политике и пошлости
Фото: Efim Erikhman.«Я не говорю о «шинели»Когда ты сидишь за штурвалом, а тебя просят поговорить, посмотреть направо-посмотреть налево — ты попадаешь в авари...
Михаил Шемякин о «чёрных списках» Минкульта и новом фильме с Вячеславом Полуниным
Михаил Шемякин— художник, скульптор. Лауреат Государственной премии России. После неоднократных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного л...
Йорген Лет: интервью с учителем Ларса фон Триера
Йорген Лет — датский кинорежиссёр и поэт. Одна из центральных фигур в мировом экспериментальном кино. Обладатель пожизненного гранта Королевства Дания за дост...
Резо Гигинеишвили о фильме «Заложники»
Резо Гигинеишвили — режиссёр, сценарист и продюсер. С пятнадцати лет работал на телевидении. В 2005 году закончил режиссёрский факультет ВГИКа, курс Марлена Х...
«Я не делаю заявлений, просто делюсь переживаниями»: интервью с Вивиан Цюй
Вивиан Цюй в мире кино прежде всего известна как продюсер. Это она выпустила картины «Вязания», «Ночной поезд» и «Чёрный уголь, тонкий лёд», за которую п...
Почему фильмы из России не попали на Венецианский фестиваль
Альберто Барбера родился на севере Италии в городе Бьелла. В Турине получил диплом специалиста по современной литературе и истории ки...
Также рекомендуем
Один из самых трогательных и проникновенных фильмов киносмотра
Ироничные «Звёздные войны» и потенциально главный хоррор года.
Путешествие на Берлинский кинофестиваль — это не привилегия, а вполне доступное, не дороже и не сложнее Египта, приключе...
Новая работа одной из звёзд американского независимого кино Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда» сначала...
Один из самых трогательных и проникновенных фильмов киносмотра
Ироничные «Звёздные войны» и потенциально главный хоррор года.
Путешествие на Берлинский кинофестиваль — это не привилегия, а вполне доступное, не дороже и не сложнее Египта, приключе...
Новая работа одной из звёзд американского независимого кино Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда» сначала...

Последние новости

Фильм по сериалу «Юри на льду» отменён
Студия MAPPA больше не занимается созданием аниме-ленты.
Тандиве Ньютон получила роль во втором сезоне «Уэнздей»
Ранее актёрский состав пополнил Стив Бушеми.
«Болеро. Душа Парижа»: байопик о композиторе в духе «Википедии»
История создания главного шедевра Мориса Равеля — качественная и безэмоциональная.
Amazon и Apple хотят купить права на «Мегалополис»
Фильм Фрэнсиса Форда Копполы всё ещё ищет дистрибьютора.
Драмеди «Фрау» Любы Мульменко выйдет в онлайн-кинотеатре Okko 1 мая
С Лизой Янковской и Вадиком Королёвым в главных ролях.
00:00