Самый революционный режиссёр Европы

Робер Гедигян — французский режиссёр, сценарист, продюсер, убежденный коммунист и один из самых политически ангажированных режиссеров Европы. Работал практически во всех жанрах: от комедии до нуара и мелодрамы. В 2002 году снял фильм«Мари-Жо и две ее любви», отобранный в основной конкурс Каннского фестиваля. В 2016-м в Венеции он возглавил жюри секции«Горизонты», а в 2017 году его фильм «Дом у моря» вошел в основную программу Биеннале. Робер Гедигян — на «Кино ТВ».

Фото: Shutterstock

— Большинство режиссеров, даже тех, что не скрывают своих политических взглядов, все равно утверждают, что в их жизни политика отделена от искусства. Вы настаиваете на обратном и заявляете не только, что все ваши фильмы политические, а что все фильмы всех режиссеров — политические. Действительно ли вы считаете именно так?

— Да, я настаиваю, что те кто говорят - «Я не снимаю политическое кино», либо лгут, либо не договаривают, либо они идиоты. Если ты концентрируешься на человеческой жизни, если ты анализируешь человеческие поступки, как ты можешь оставить в стороне взгляды этих людей? Любой фильм о человеке это фильм о политике. Человек живет в глобальном мире, глобальный мир и есть политика. Это буржуазная идея, идея среднего класса, что якобы искусство и политика может существовать отдельно. Что политика — сплошная грязь, а я, художник — весь чистый. Так не бывает. Искусство может быть глубже чем официальная политика, но не может существовать вне ее.

— Вы говорите, что нельзя игнорировать политику, при этом в России последние годы очень распространена идея политического эскапизма. Слишком много друзей перессорилось, слишком много семей развалилось из за политических дебатов на кухне. Поэтому люди просто предпочитают разговаривать на другие темы, чтобы не ссориться. Что вы скажете о таком подходе к жизни? Насколько он правильный?

— Смотрите, заявляя о своем политическом эскапизме вы на самом деле делаете политическое заявление. Выступаете в оппозицию тому, что происходит в мире. Вы вступаете в определенную игру, а имя этой игре - политика. Политика это не только Трамп и Путин, она не всегда связана с решениями правительства. Политика это история созидания того, как человека учиться жить в обществе. В этом смысле - все политика. Если живое разумное существо проявляет любую активность - это политика, партии здесь вторичны.

— Вопрос, который я не могу вам не задать, как одному из самых революционных, как одному из самых левых европейских режиссеров:  2017 год - год столетия русской революции, что вы думаете о ней сегодня? Насколько важна для вас эта дата?

Это очень важная дата для меня, ведь я считаю себя специалистом по русской революции, читал много книг и документов об этом. На мой взгляд события 1917 года — красная линия разделившая историю человечества. Это беспрецедентная история надежды. Символ человеческой надежды. Но мы должны извлечь урок того времени, должны всегда помнить на что способен человек.

— То есть это позитивная дата? Это большой юбилей?
— Да, конечно, это позитивный юбилей. Очень важная дата.

Читайте также
Рецензии Фильм «Демоник»: экзорцизм, застрявший в текстурах
О новой картине автора «Района №9».
Интервью «Всё, что вы можете вообразить, реально»: говорим с создателями «Криптополиса»
Интервью с режиссёром Дэшем Шоу, режиссёром анимации Джейн Самборски и актёром Пете...
Рецензии Фильм «Тебе одиноко сегодня вечером?»: воспоминание об убийстве
Дебют китайского режиссёра Вэня Шипэя, показанный на Каннском кинофестивале.
Подборки Обзор (к)инопрессы #70: «Игра в кальмара», капризный Брандо, Кроненберг-экзистенциалист
Не успокоимся, пока не высосем все соки из «Игры в кальмара»!
Спецпроект Экранизируй это: «Дьявол и тёмная вода» Стюарта Тёртона (2020)
Говорим о потенциальном фильме, где ужасы и трупы могут быть на каждом шагу.
Спецпроект История одного саундтрека: «Водяные лилии» Селин Сьямма
Разбираем музыку Para One в прошлом фильме режиссёрки «Портрета девушки в огне».
Рецензии Премьера фильма «Суперзвезда»: Леа Сейду — ум, честь и совесть Франции
Сейду в роли бойкой журналистки, которая не боится работать в горячих точках.
Спецпроект И ты попал в блэклист: фильмы о преследованиях за творческую деятельность
Мария Ремига вспоминает три картины с актуальной для России темой.
Подборки Обзор (к)инопрессы #69: «Память», Дэниэл Крэйг, «Искушение» и Майк Ли
Проводы агента 007 и сравнение The New Yorker с газетой из «Французского вестника».
Спецпроект #комикс-код: если бы улицы могли говорить
Открываем окно во двор — Персеполиса и Никополя, Города грехов и Метрополиса.
Подборки Гид по программе Международного фестиваля дебютного кино: огню нужен ветер
В Новой Голландии покажут фильмы Владимира Битокова и Пьетро Марчелло.
Также рекомендуем
«Зеленее травы»: горит бессмыслицы звезда
Под конец года в российский прокат выходит, пожалуй, самый странный этого года фильм — «Зеленее травы», режиссёр...
Лучший новый фильм в кинопрокате — «Охотник на оленей» 1978 года
Компания «ИНОЕКИНО» выпустила в прокат отреставрированную версию шедевра Майкла Чимино «Охотник на оленей». Го...
«Сила Грома» на Netflix: комедия о женщинах со сверхспособностями 
На Netflix вышла «Сила Грома» — фильм о супергероях в мире, населённом злодеями. Тимур Алиев — о женщинах со сверхспособ...
(Кино)расписание: 7 (не самых очевидных) румынских фильмов на каждый день
Новая попытка разнообразить ваш кинематографический рацион. На этот раз Тимур Алиев предлагает погрузиться в к...
Рецензии
«Зеленее травы»: горит бессмыслицы звезда
Под конец года в российский прокат выходит, пожалуй, самый странный этого г...
Рецензии
Лучший новый фильм в кинопрокате — «Охотник на оленей» 1978 года
Компания «ИНОЕКИНО» выпустила в прокат отреставрированную версию шедевра Майкл...
Рецензии
«Сила Грома» на Netflix: комедия о женщинах со сверхспособностями 
На Netflix вышла «Сила Грома» — фильм о супергероях в мире, населённом злодеями. Ти...
Подборки
(Кино)расписание: 7 (не самых очевидных) румынских фильмов на каждый день
Новая попытка разнообразить ваш кинематографический рацион. На этот раз Тимур ...