С приветом из 90-х: костюм в фильме «Чунгкингский экспресс» — одежда, идеальная для мегаполиса

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

С 6 мая в повторном прокате фильм Вонга Карвая «Чунгкингский экспресс». Он вышел на экраны в 1994 году и впитал в себя культурные коды и знаки последнего десятилетия XX века. В первом интервью проекта «Диалоги о кино» Вера Гиренко поговорила с историком моды, кандидатом искусствоведения, заведующей кафедрой истории и теории искусства СПбГУПТД Светланой Ванькович о типичной одежде 1990-х и о канонических образах в «Чунгкингском экспрессе».


— Светлана, как вам «Чунгкингский экспресс»?

— Это очень спокойная романтическая история с красивой музыкой и операторскими эффектными приёмами. По-моему, «Чунгкингский экспресс» имеет свою камерную эмоциональную окраску, и не для всех зрителей она понятна. Фильм будет хорошо отражать настроение и состояние зрителей в процессе просмотра. Одним эта история наверняка покажется меланхоличной. А некоторым людям события фильма представятся полными внутреннего напряжения. Ожидание захватывающего динамичного сюжета не оправдаются; события представлены спокойно и достаточно последовательно, даже несколько повседневно. Поэтому, как мне кажется, «Чунгкингский экспресс» интересно пересматривать в разные периоды своей жизни, чтобы сравнивать восприятие себя-тогдашнего и себя-теперешнего.

— «Чунгкингский экспресс» вышел на экраны в 1994 году. Каковы модные маркеры того времени?

— Десятилетие 1990-х в моде всем запомнилось упадком и девальвацией достижений предыдущих периодов. 1980-е утвердили право женщины на то, чтобы быть деловой, фатальной, влиятельной. Это время общественно-политического влияния женщин в развитых странах. Символом женской власти в восьмидесятые стали широкие плечи, появившиеся благодаря модельеру Тьерри Мюглеру и вызывающие ассоциации, с одной стороны, с суровыми годами Второй мировой войны, а с другой — с достижениями женщин в борьбе за равноправие, достигшей в конце ХХ века своего апогея. В 1990-е годы женская эмансипация, выраженная в одежде, уступила место стилю гранж, который выражал протест против гламура предыдущего десятилетия. В тренде оказались винтаж, экологичные материалы.



— Мне мода 1990-х запомнилась повсеместным распространением чёрных футболок оверсайз с принтами. Мужчина в такой футболке — кажется, типичный образ для того десятилетия.

— Типичный мужчина 1990-х одевается так, как полицейский номер 223 из первой новеллы «Чунгкингского экспресса». Джинсы, мягкий хлопковый пиджак (жёсткие линии вышли из моды ещё в конце 1980-х благодаря Джорджо Армани), будто помятый и поношенный, как говорится, видавший виды. Такая одежда легко принимает удобную для тела форму, не сковывает движений. Именно такие костюмы демонстрируют персонажи на протяжении всего фильма, которые гармонично вписываются в предметную среду мегаполиса.

— Женщину, возглавляющую наркокартель, из первой новеллы сложно назвать типичной женщиной из 1990-х. Она носит парик, тренч, солнцезащитные очки.

— Эта стильная женщина одета в духе 1980-х годов, когда, как я уже говорила, мода олицетворяла женскую власть и силу. С одной стороны, героиня воплощает образ изящной красавицы с великолепной фигурой и грациозной походкой. А с другой стороны, она умеет за себя постоять, ведь в её маленькой сумочке лежит пистолет. Эта героиня, определённо, старше всех остальных персонажей, она как будто из другого временного периода. Её стиль роковой блондинки отсылает нас к «золотому веку Голливуда». В частности, к таким дивам американского кинематографа 1930–1940-х годов, как Мэй Уэст, Марлен Дитрих.


 — Вторая новелла фильма Вонга Карвая инспирирована песней «Сalifornia Dreamin». Она символизирует мечту о переезде в Лос-Анджелес очаровательной официантки Фэй и знак мультикультурности Гонконга. Вы почувствовали в атмосфере этой ленты что-то «американское»?

— «Сalifornia Dreamin’», отсылающая к американскому стилю жизни с его «программной уверенностью» в торжестве массовой культуры, преподносит нам удивительный контраст с глубиной восточной философии. На её фоне романтические флюиды, возникающие между главными героями Фэй и полицейским 663, становятся ещё более тонкими, нежными, неуловимыми, основанными на недосказанности и полутонах — что в целом очень интересно наблюдать с позиции европейского зрителя. Но главное в этом фильме то, что он о тотальном человеческом одиночестве, от которого не спасает мультикультурный и многолюдный Гонконг.

— Андрогинная Фэй одета будто из секонд-хенда...

— Она одета в стиле гранж. Вся Америка и вся Европа восприняли этот утилитарный стиль повсеместно, и общая картина городской толпы больших городов выглядит так до сих пор. Это не женственная одежда, в ней не подчёркиваются талия, грудь, бёдра. Образ тотального унисекса неоднократно возвращался в моду, 1990-е — именно это время. Идеалом красоты того периода была обладательница «измождённой стройности» Кейт Мосс, которая пришла на смену индивидуальным кукольным красавицам с выразительными формами 1980-х Клаудии Шиффер, Синди Кроуфорд...


— Европейская мода влияет на то, как одевается Восток. Мы видим это по «Чунгкингскому экспрессу». В чём состоит обратное влияние — азиатской моды на европейские тренды?

— Элементы восточного костюма достаточно давно проникают в европейскую моду. С конца прошлого века эти явления стали только усиливаться. Западная мода будто исчерпала себя в ХХ веке. Моде всегда нужны были новые источники вдохновения, свежие идеи. В восточной культуре их немало. В моду на протяжении последних лет входит многослойная, свободная, закрытая одежда — это влияние мусульманской культуры. Обувь, которую и мужчины, и женщины носят на босую ногу, этнические восточные мотивы орнаментации тканей, роспись тела, новый идеал красоты, который транслируют манекенщицы известных модных домов, ориентирован на восточный тип.

— Костюм в фильме Карвая, как мы поняли, — маркер времени и места. Но как должна выглядеть сейчас идеальная одежда для мегаполиса?

— Смешение культур, национальностей и расовых признаков превращает современные мегаполисы в глобальные атомы, которые всё больше и больше похожи друг на друга. Поэтому архитектура, предметная среда и, конечно, костюм обитателей этих городов имеют общие черты. На сегодняшний день это, прежде всего, утилитарная одежда: удобная, практичная, вариабельная, которая помогает существовать в урбанистическом мире. Спортивный стиль, комфортные ткани, внесезонный ассортимент. И только аксессуары могут быть индивидуальными и необычными.

Читайте также
«Российское мейнстримное кино мы не особо приемлем»: интервью с Сергеем Ярмоновым — композитором фильма «Пугало»
25 февраля в широкий прокат выходит якутский фильм «Пугало», драма о знахарке, которой всё сложнее совладать со своей силой, — на «Кинотавре» фильм произвёл ф...
«Необратимость» бытия: Гаспар Ноэ отвечает на вопросы Зинаиды Пронченко 
Режиссёр рассказал про #MeToo и поездки за круассанами для любовницы.
Группа «Комсомольск» о любимых фильмах: Годар, Лелуш, Делон, Маль
В конце ноября столичная инди-группа «Комсомольск» выпустила крутой клип на песню «Иванова». Трек вошёл в их последний альбом «Ближний свет», вдохновл...
Режиссёр Денис Крючков: «Что важнее — корень или плод?»
1 октября на российских видеосервисах (ОККО, Мегафон ТВ, IVI и Wink) и youtube-канале «Русский Репортаж онлайн» состоялась цифровая премьера анимационного фил...
Фильмы, чтобы петь: Лиза Громова и её любимые картины о музыкантах
Мы начинаем серию материалов, в которых российские музыканты делятся своими картинами-фаворитами о коллегах или же вспоминают ленты с впечатляющим саундт...
«Успех картины “Поезд в Пусан” был попросту удачей»: интервью с Ёном Сан-хо
В прокат вышел фильм «Поезд в Пусан 2: Полуостров». Для телеканала КИНОТВ Алексей Филиппов уже делал рецензию на эту карти...
Также рекомендуем
Сегодня на платформе more.tv выходит финальный эпизод нашумевшего сериала Happy End Евгения Сангаджиева. Проект рас...
Альберто Барбера родился на севере Италии в городе Бьелла. В Турине получил диплом специалиста по со...
Кодзи Фукада. AFPС 29 июня в российском прокате идёт японский артхаус «Личная жизнь». Ярославна Фролова поговорила с реж...
КИНОТВ встретились с Виктором Шамировым, режиссёром и автором «С мною вот что происходит», «Упражнения в пре...
Сегодня на платформе more.tv выходит финальный эпизод нашумевшего сериала Happy End Евгения Сангаджиева. Проект рас...
Альберто Барбера родился на севере Италии в городе Бьелла. В Турине получил диплом специалиста по со...
Кодзи Фукада. AFPС 29 июня в российском прокате идёт японский артхаус «Личная жизнь». Ярославна Фролова поговорила с реж...
КИНОТВ встретились с Виктором Шамировым, режиссёром и автором «С мною вот что происходит», «Упражнения в пре...

Последние новости

Кристофер Нолан будет посвящён в рыцари
А его жена Эмма Томас получит титул дамы.
«Материнский инстинкт»: упражнения в манипуляциях
Джессика Честейн и Энн Хэтэуэй в ретро-триллере о любви и паранойе.
В разработке находится новый фильм о кукле Чаки
Об этом рассказал создатель Дон Манчини.
00:00