С приветом из 90-х: костюм в фильме «Чунгкингский экспресс» — одежда, идеальная для мегаполиса

С 6 мая в повторном прокате фильм Вонга Карвая «Чунгкингский экспресс». Он вышел на экраны в 1994 году и впитал в себя культурные коды и знаки последнего десятилетия XX века. В первом интервью проекта «Диалоги о кино» Вера Гиренко поговорила с историком моды, кандидатом искусствоведения, заведующей кафедрой истории и теории искусства СПбГУПТД Светланой Ванькович о типичной одежде 1990-х и о канонических образах в «Чунгкингском экспрессе».


— Светлана, как вам «Чунгкингский экспресс»?

— Это очень спокойная романтическая история с красивой музыкой и операторскими эффектными приёмами. По-моему, «Чунгкингский экспресс» имеет свою камерную эмоциональную окраску, и не для всех зрителей она понятна. Фильм будет хорошо отражать настроение и состояние зрителей в процессе просмотра. Одним эта история наверняка покажется меланхоличной. А некоторым людям события фильма представятся полными внутреннего напряжения. Ожидание захватывающего динамичного сюжета не оправдаются; события представлены спокойно и достаточно последовательно, даже несколько повседневно. Поэтому, как мне кажется, «Чунгкингский экспресс» интересно пересматривать в разные периоды своей жизни, чтобы сравнивать восприятие себя-тогдашнего и себя-теперешнего.

— «Чунгкингский экспресс» вышел на экраны в 1994 году. Каковы модные маркеры того времени?

— Десятилетие 1990-х в моде всем запомнилось упадком и девальвацией достижений предыдущих периодов. 1980-е утвердили право женщины на то, чтобы быть деловой, фатальной, влиятельной. Это время общественно-политического влияния женщин в развитых странах. Символом женской власти в восьмидесятые стали широкие плечи, появившиеся благодаря модельеру Тьерри Мюглеру и вызывающие ассоциации, с одной стороны, с суровыми годами Второй мировой войны, а с другой — с достижениями женщин в борьбе за равноправие, достигшей в конце ХХ века своего апогея. В 1990-е годы женская эмансипация, выраженная в одежде, уступила место стилю гранж, который выражал протест против гламура предыдущего десятилетия. В тренде оказались винтаж, экологичные материалы.



— Мне мода 1990-х запомнилась повсеместным распространением чёрных футболок оверсайз с принтами. Мужчина в такой футболке — кажется, типичный образ для того десятилетия.

— Типичный мужчина 1990-х одевается так, как полицейский номер 223 из первой новеллы «Чунгкингского экспресса». Джинсы, мягкий хлопковый пиджак (жёсткие линии вышли из моды ещё в конце 1980-х благодаря Джорджо Армани), будто помятый и поношенный, как говорится, видавший виды. Такая одежда легко принимает удобную для тела форму, не сковывает движений. Именно такие костюмы демонстрируют персонажи на протяжении всего фильма, которые гармонично вписываются в предметную среду мегаполиса.

— Женщину, возглавляющую наркокартель, из первой новеллы сложно назвать типичной женщиной из 1990-х. Она носит парик, тренч, солнцезащитные очки.

— Эта стильная женщина одета в духе 1980-х годов, когда, как я уже говорила, мода олицетворяла женскую власть и силу. С одной стороны, героиня воплощает образ изящной красавицы с великолепной фигурой и грациозной походкой. А с другой стороны, она умеет за себя постоять, ведь в её маленькой сумочке лежит пистолет. Эта героиня, определённо, старше всех остальных персонажей, она как будто из другого временного периода. Её стиль роковой блондинки отсылает нас к «золотому веку Голливуда». В частности, к таким дивам американского кинематографа 1930–1940-х годов, как Мэй Уэст, Марлен Дитрих.


 — Вторая новелла фильма Вонга Карвая инспирирована песней «Сalifornia Dreamin». Она символизирует мечту о переезде в Лос-Анджелес очаровательной официантки Фэй и знак мультикультурности Гонконга. Вы почувствовали в атмосфере этой ленты что-то «американское»?

— «Сalifornia Dreamin’», отсылающая к американскому стилю жизни с его «программной уверенностью» в торжестве массовой культуры, преподносит нам удивительный контраст с глубиной восточной философии. На её фоне романтические флюиды, возникающие между главными героями Фэй и полицейским 663, становятся ещё более тонкими, нежными, неуловимыми, основанными на недосказанности и полутонах — что в целом очень интересно наблюдать с позиции европейского зрителя. Но главное в этом фильме то, что он о тотальном человеческом одиночестве, от которого не спасает мультикультурный и многолюдный Гонконг.

— Андрогинная Фэй одета будто из секонд-хенда...

— Она одета в стиле гранж. Вся Америка и вся Европа восприняли этот утилитарный стиль повсеместно, и общая картина городской толпы больших городов выглядит так до сих пор. Это не женственная одежда, в ней не подчёркиваются талия, грудь, бёдра. Образ тотального унисекса неоднократно возвращался в моду, 1990-е — именно это время. Идеалом красоты того периода была обладательница «измождённой стройности» Кейт Мосс, которая пришла на смену индивидуальным кукольным красавицам с выразительными формами 1980-х Клаудии Шиффер, Синди Кроуфорд...


— Европейская мода влияет на то, как одевается Восток. Мы видим это по «Чунгкингскому экспрессу». В чём состоит обратное влияние — азиатской моды на европейские тренды?

— Элементы восточного костюма достаточно давно проникают в европейскую моду. С конца прошлого века эти явления стали только усиливаться. Западная мода будто исчерпала себя в ХХ веке. Моде всегда нужны были новые источники вдохновения, свежие идеи. В восточной культуре их немало. В моду на протяжении последних лет входит многослойная, свободная, закрытая одежда — это влияние мусульманской культуры. Обувь, которую и мужчины, и женщины носят на босую ногу, этнические восточные мотивы орнаментации тканей, роспись тела, новый идеал красоты, который транслируют манекенщицы известных модных домов, ориентирован на восточный тип.

— Костюм в фильме Карвая, как мы поняли, — маркер времени и места. Но как должна выглядеть сейчас идеальная одежда для мегаполиса?

— Смешение культур, национальностей и расовых признаков превращает современные мегаполисы в глобальные атомы, которые всё больше и больше похожи друг на друга. Поэтому архитектура, предметная среда и, конечно, костюм обитателей этих городов имеют общие черты. На сегодняшний день это, прежде всего, утилитарная одежда: удобная, практичная, вариабельная, которая помогает существовать в урбанистическом мире. Спортивный стиль, комфортные ткани, внесезонный ассортимент. И только аксессуары могут быть индивидуальными и необычными.

Читайте также
Интервью «Российское мейнстримное кино мы не особо приемлем»: интервью с Сергеем Ярмоновым — композитором фильма «Пугало»
25 февраля в широкий прокат выходит якутский фильм «Пугало», драма о знахарке, которой всё сложнее совладать со своей силой, — на «Кинотавре» фильм произвёл ф...
Интервью «Необратимость» бытия: Гаспар Ноэ отвечает на вопросы Зинаиды Пронченко 
18 февраля в российский прокат (не опять, но снова, спустя 19 лет) выйдет картина Гаспара Ноэ «Необратимость. Полная инверсия». Это перемонтированная вер...
Интервью Режиссёр Денис Крючков: «Что важнее — корень или плод?»
1 октября на российских видеосервисах (ОККО, Мегафон ТВ, IVI и Wink) и youtube-канале «Русский Репортаж онлайн» состоялась цифровая премьера анимационного фил...
Интервью «Успех картины “Поезд в Пусан” был попросту удачей»: интервью с Ёном Сан-хо
В прокат вышел фильм «Поезд в Пусан 2: Полуостров». Для телеканала КИНОТВ Алексей Филиппов уже делал рецензию на эту карти...
Интервью «Бэнкси — тот, кого называют artist»: Элио Эспана о своем доке «Banksy»
Кинокомпания «Пионер» 20 августа выпускает в прокат документальную картину «Banksy» о самом известном уличном художнике. Наталья Серебрякова ра...
Интервью «Молочные зубы» Шеннон Мёрфи: интервью о кино для/про подростков
Компания A-ONE Films выпустила в российский прокат картину «Молочные зубы» — фильм Шеннон Мёрфи о необыкновенных отношениях двух подростков, ро...
Также рекомендуем
О чём хандрят тридцатилетние? С 1 октября в российском прокате – меланхоличная комедия Алексея Камынина «Ханд...
Один из самых заметных молодых режиссёров театра и кино Александр Молочников после развода родителей несколь...
Компания A-ONE Films выпустила в российский прокат картину «Молочные зубы» — фильм Шеннон Мёрфи о необыкн...
Спецпроект
«Он строит другую Вселенную в другом мире для вас!»: Тимоти Шаламе и Зендея о фильме «Дюна»
Актёры рассуждают о сложностях работы над масштабным проектом
Интервью
Премьера «Хандры»: комедия для грустных, дача Гордона, Тарковский
О чём хандрят тридцатилетние? С 1 октября в российском прокате – меланхо...
Интервью
Александр Молочников про развод родителей, Светлану Ходченкову и фильм «Скажи ей»
Один из самых заметных молодых режиссёров театра и кино Александр Молоч...
Интервью
«Молочные зубы» Шеннон Мёрфи: интервью о кино для/про подростков
Компания A-ONE Films выпустила в российский прокат картину «Молочные зубы»&nbs...

Последние новости

Новости Джеймс Ганн работает над вторым спин-оффом «Отряда самоубийц»
И комедии в нём будет меньше, чем в «Миротворце».
Новости Том Холланд и Марк Уолберг затевают авантюру века в новом трейлере экранизации Uncharted
Приключения Нейтана Дрейка и Салли появятся в кино 10 февраля.
Новости Сиквел «Мортал Комбата» запущен в разработку
Проекту нашли сценариста в лице Джереми Слэйтера.
Раскрыто: М. Найт Шьямалан убедил Кристофера Нолана обратиться к Universal
Новости
Раскрыто: М. Найт Шьямалан убедил Кристофера Нолана обратиться к Universal
До этого постановщик работал с Warner Bros.
На Apple TV+ выйдет сериал «Пачинко» про непростую судьбу иммигрировавших корейцев
Новости
На Apple TV+ выйдет сериал «Пачинко» про непростую судьбу иммигрировавших корейцев
В нём играет звезда «Минари» Юн Ё-джон.
Новости «Сезар» — 2022: объявлены номинанты на «французский “Оскар”»
«Купе номер 6» с Юрой Борисовым поборется за звание лучшего иностранного фильма.
Новости Кевин Спейси оспорит решение суда по поводу съёмок «Карточного домика»
С актёра хотят взыскать $31 млн из-за больших потерь для проекта на фоне сексуально...