Стефан Загмайстер: интервью с рок-звездой дизайн сцены; он снял фильм и зарёкся повторять этот опыт

В рамках фестиваля дизайна и цифрового искусства OFFF Moscow КИНОТВ поговорил с Загмайстером о его дебюте в кино, узнал, за какими режиссёрами он следит и почему ему претит идея работать над постерами к фильмам.


Стефан Загмайстер — возможно, один из самых известных графических дизайнеров нашего времени. Он работал над обложками многих музыкальных альбомов, получил «Грэмми», а также снял фильм о счастье. Только вот счастья ему этот опыт
и не принёс.


«Счастливый фильм» (2016) / Трейлер

Начнём с кино, а именно с вашей ленты «Счастливый фильм». 
В 2017 году в интервью одному интернет-изданию вы сказали: 
«Я больше никогда не стану снимать кино». Почему? Что такого случилось, что вы решили завязать с кино после первого же опыта? Может быть, что-то изменилось?

Просто это оказалось невероятно сложно. Я графический дизайнер и пришёл в кино поздно. Я немного работал с видео и раньше, сделал клип для Лу Рида, но это было ближе к моей теме, графическому дизайну. Но работа над полнометражным фильмом оказалась невероятно трудной. Думаю, отчасти это потому, что в процессе мне пришлось учиться многим киноремёслам сразу. И сложно было делать фильм, который должен был окупиться. И вообще, я до сих пор думаю, что работа режиссёра полнометражного фильма — самая трудная в мире искусства, в мире идей. Мне кажется, ничего труднее нет. Например, изобразительное искусство, графический дизайн гораздо проще. И архитектором быть проще. Я так говорю, потому что знаю режиссёров, архитекторов — во всех этих профессиях есть возможность сосредоточиться сугубо на своей задаче и процессе. А в кино этого нет. Тут нужно разбираться и в гриме, и в объективах, и в истории кино. И при этом необходимо ещё обладать исчерпывающими знаниями о мире. Можно быть нормальным архитектором без таких знаний. А вот хорошим режиссёром — вряд ли.


«Если кто-то посмотрел фильм
и он ему не понравился,
то он скажет: фильм — говно,
режиссёр — мудак»


Постер к фильму «Счастливый фильм» (2016)

Какие у вас вообще отношения
с кинематографом? Смотрите, любите кино?

Да, смотрю много фильмов, я люблю кино. Думаю, одна из причин, по которым мне было сложно заниматься кино, в том, что мы, зрители, так много о нём знаем. Мы очень избалованы. Мы смотрим столько очень хороших и средних фильмов, что нам кажется: снять средний фильм очень просто. А это совсем не так, снять средний фильм невероятно тяжело! У меня есть хорошее сравнение: когда мы работали над фильмом, мы сделали ещё и выставку. Я не думал, что она лучше фильма, но рецензии на неё были гораздо лучше, чем у фильма, потому что, как мне кажется, у людей гораздо более низкие ожидания от выставки, чем от фильма. Если кто-то посмотрел фильм и он ему не понравился, то он скажет: фильм — говно, режиссёр — мудак. Если человек пришёл в музей и что-то не понял, он скорее подумает: наверное, я слишком глупый, я просто не понял. Отношение совершенно другое.

В самом начале «Счастливого фильма» вы говорите: «Я не представляю, как закончить этот фильм, но уже знаю, как он начнётся, ну и, конечно, уже придумал открывающие титры». То есть визуальная составляющая в кино важнее сюжетной?

Нет. Думаю, идея и повествование в фильме так же важны, как исполнение, стилистические элементы. Собственно, часто их трудно разделить — где повествование, а где исполнение. Но по важности они точно на одном уровне. Если говорить о нашем фильме, то я хотел, чтобы он был интересным с визуальной точки зрения, потому что я чувствовал, что как графический дизайнер я должен использовать свои навыки, потому что я уже в невыгодном положении по сравнению с другими документалистами, у которых, наверное, камера есть с 12 лет, а снимать они начали в 14. Я же начал в 45, так что мне надо было использовать другие свои умения, иначе я был бы в полной растерянности.

Как часто вы ходите в кинотеатр,
что из последнего увиденного вам особенно запомнилось, удивило или произвело впечатление?

Из-за ковида я очень долго не был в кино. Сейчас кинотеатры в Нью-Йорке открываются, и я видел пару фильмов. Я только что посмотрел «Бегущего» — документальный фильм об Энтони Бурдене, его снял мой знакомый. Фильм не идеальный, но очень хороший. Его приятно смотреть, он очень светлый. Мне он понравился, хотя некоторые вопросы к нему есть.

Кадр из фильма «Бегущий: Фильм об Энтони Бурдене» (2021)

Какой режиссёр сегодня наиболее интересен для вас, возможно, есть тот, кто оказал на вас влияние и как на дизайнера?

Спайк Джонс

Стивен Содерберг

Я обожаю Спайка Джонса. Мы немного знакомы. Из всех режиссёров, которые пришли в мир кино из музыкальных клипов, он, я думаю, самый интересный. Я очень уважаю таких людей, как Содерберг, с широким спектром, которые могут снимать и небольшие арт-фильмы, и голливудские криминальные фильмы. И я обожаю мексиканцев.

Вы можете назвать самый красивый фильм 
с точки зрения дизайна по вашему мнению?

Я бы назвал Майка Миллcа, графического дизайнера, который ушёл в кино. Я не знаком с ним и никогда с ним об этом не говорил, но, как ни странно,
в его фильмах не так много дизайна, нет каких-то впечатляющих титров.
Я думаю, что он сделал это сознательно. Он очень хороший графический дизайнер. Я думаю, что он понимает, что ему важнее другие элементы — сюжет, актёрская игра, правдивость созданного им мира.

«Женщины ХХ века» (2016)

«Начинающие» (2010)

В век стриминговых платформ что у вас вызывает наибольший интерес — большое кино или сериалы, над чем вам было бы интересно работать?

Я потребляю много контента со стримингов, думаю, мы живём в золотой век телевидения. Качество телевизионного контента никогда не было выше, чем последние 10 лет. Я восхищаюсь «Наследниками», из нового — «Белым лотосом» на HBO. Это невероятное качество. Сам бы я никогда не смог сделать что-то подобное. Эти сериалы создаются гораздо более опытными людьми, чем я, но мне как потребителю они очень нравятся.

Когда-то вы делали оформление музыкальных альбомов, у вас даже есть несколько наград «Грэмми», вы также сделали множество плакатов. А что насчёт работы над фильмами, вы работали над оформлением каких-то фильмов, возможно, делали постеры? 

Я никогда не делал постеры для фильмов. Мне много раз это предлагали, потому что многие музыкальные компании — это и кинокомпании тоже. Но мне никогда это не было интересно. Тут очень большая разница: когда оформляешь обложку альбома, то работаешь с музыкой, то есть чем-то по определению эмоциональным, но не визуальным. У тебя очень много свободы — фактически ты визуализируешь музыку. С кино всё по-другому. Оно уже визуальное, и тебе нужно просто сжать фильм до одного изображения, что, как мне кажется, значительно менее интересно.

Какие из плакатов к фильмам, возможно, из нового, вы бы выделили как дизайнер?

По-моему, по-настоящему хороших очень мало. Большинство, 90% — это изображение звезды фильма с прифотошопленным фоном, который передаёт настроение картины: у мрачного фильма он тёмный, у весёлого — солнечный. Или там панорама города, в котором происходит действие. Вот у первого «Чужого» хороший постер с яйцом. Исключения есть, но их мало. Если посмотреть на историю обложек альбомов и историю кинопостеров, первая для меня гораздо, гораздо интереснее, их даже сравнивать нельзя.

Постер к фильму «Чужой» (1979)

И в заключение, как вы считаете, дизайнер — это в первую очередь склад ума или ремесло, которому можно учиться?

Я не знаю. Раньше я думал, что это ремесло, которому можно научиться, но сейчас я не так в этом уверен. Для «Счастливого фильма» я изучал вопрос красоты и узнал, что ко многим вещам, по мнению учёных, есть генетическая предрасположенность. Например, способность к счастью на 50% заложена в ДНК. Если это правда, а там есть весомые доказательства, то, может быть, способности графического дизайнера тоже заложены в генах. Я не знаю точно.





Читайте также
Интервью Про картину «Берегись автомобиля»: «юродивый занимается перераспределением собственности»
Доктор исторических наук Олег Лейбович разбирается в феномене культовой комедии
Интервью Режиссёр ленты «Конец фильма» Владимир Котт: «Многие зависят от кино как от наркотика»
С 20 мая в российский прокат выходит картина «Конец фильма» режиссёра Владимира Котта. Это история «кино про кино», которая рассказывает о горькой судьбе пост...
Интервью «Социальное неравенство и несправедливость — уже давно наши главные проблемы»: мексиканский режиссёр Мишель Франко о фильме-антиутопии «Новый порядок»
20 мая в российский прокат выходит провокационный, красочный фильм «Новый порядок». На прошлогоднем Венецианском фестивале жестокая картина удостоилась Гран-п...
Интервью С приветом из 90-х: костюм в фильме «Чунгкингский экспресс» — одежда, идеальная для мегаполиса
С 6 мая в повторном прокате фильм Вонга Карвая «Чунгкингский экспресс». Он вышел на экраны в 1994 году и впитал в себя...
Интервью «Российское мейнстримное кино мы не особо приемлем»: интервью с Сергеем Ярмоновым — композитором фильма «Пугало»
25 февраля в широкий прокат выходит якутский фильм «Пугало», драма о знахарке, которой всё сложнее совладать со своей силой, — на «Кинотавре» фильм произвёл ф...
Интервью «Необратимость» бытия: Гаспар Ноэ отвечает на вопросы Зинаиды Пронченко 
18 февраля в российский прокат (не опять, но снова, спустя 19 лет) выйдет картина Гаспара Ноэ «Необратимость. Полная инверсия». Это перемонтированная вер...
Интервью Режиссёр Денис Крючков: «Что важнее — корень или плод?»
1 октября на российских видеосервисах (ОККО, Мегафон ТВ, IVI и Wink) и youtube-канале «Русский Репортаж онлайн» состоялась цифровая премьера анимационного фил...
Интервью «Успех картины “Поезд в Пусан” был попросту удачей»: интервью с Ёном Сан-хо
В прокат вышел фильм «Поезд в Пусан 2: Полуостров». Для телеканала КИНОТВ Алексей Филиппов уже делал рецензию на эту карти...
Интервью «Бэнкси — тот, кого называют artist»: Элио Эспана о своем доке «Banksy»
Кинокомпания «Пионер» 20 августа выпускает в прокат документальную картину «Banksy» о самом известном уличном художнике. Наталья Серебрякова ра...
Также рекомендуем
Картина «Опасный элемент»: радиоактивная мадам
Маржан Сатрапи, французский режиссёр иранского происхождения, возвращается на большой экран с новой историей, вн...
«Моя бывшая подружка»: Друг прекрасней, чем любовник
В российский прокат выходит «Моя бывшая подружка» — французская комедия об оболтусах и любви. О фильме рассказывает Паве...
Лучшие рецензии всех времён: «Подмена» Клинта Иствуда
Мы продолжаем восхищаться Клинтом Иствудом. Даша Видре поздравляет юбиляра и переводит статью The Guardian от 2 ноября 2...
С днём рождения, Ларс фон Триер: к 65-летию режиссёра
Сегодня день рождения отмечает наш удивительный современник, режиссёр, которые может себе позволить многое, но в то же в...
Рецензии
Картина «Опасный элемент»: радиоактивная мадам
Маржан Сатрапи, французский режиссёр иранского происхождения, возвращается ...
Рецензии
«Моя бывшая подружка»: Друг прекрасней, чем любовник
В российский прокат выходит «Моя бывшая подружка» — французская комедия об оболтуса...
Рецензии
Лучшие рецензии всех времён: «Подмена» Клинта Иствуда
Мы продолжаем восхищаться Клинтом Иствудом. Даша Видре поздравляет юбиляра и перево...
Статьи
С днём рождения, Ларс фон Триер: к 65-летию режиссёра
Сегодня день рождения отмечает наш удивительный современник, режиссёр, которые може...