Бал дебютантов: 10 ярких картин, которые стоит посмотреть (если ещё нет)

Мы потихоньку привыкаем к цифровым релизам, но пока график премьер замедлился, предлагаем оглянуться и посмотреть, за кем из прошлых дебютантов стоит следить в будущем. Андрей Карташов выбрал десять самых ярких (кино)открытий последних нескольких лет.

«Двадцатый век» («The 20th Century»), реж. Мэтью Рэнкин, Канада, 2019


Удалой байопик про канадского премьер-министра Маккензи Кинга, правившего в общей сложности 21 год, — ЖЗЛ, каким вы его ещё не видели. В своей трактовке темы власти Мэтью Рэнкин не стесняет себя правдоподобностью: молодой Маккензи Кинг проживает в декорациях, нарисованных на фанере, а логика, по которой развиваются события, заставляет вспомнить о лучших сюжетах «Монти Пайтона». Партийная идеология в «Двадцатом веке» определяется склонностью к Доброте или Разочарованию, а премьер-министром становится тот, кто умеет определять древесину по запаху. Во-первых, это весело, во-вторых — жаль, что не во всех странах возможно такое критически-ироническое отношение к неоднозначным историческим фигурам.

«Лус» («Luz»), реж. Тильман Зингер, Германия, 2018


Дипломный (!) фильм выпускника кёльнской киношколы снят всего в нескольких интерьерах и почти без декораций. Это фильм ужасов без монстров и злодеев — об одержимости не вполне понятной природы, которая к тому же передаётся от человека к человеку. Многие подробности неясны, даже время действия: это ретро, снятое на плёнку, в котором произвольно смешиваются приметы разных десятилетий. Как полагается хорошему европейскому хоррору, «Лус» — эстетское кино, и эффект в нём создаётся сумрачным цветом изображения, скрежетом на саундтреке и экзальтированной актёрской игрой в духе авангардного театра.

«Образование» («Booksmart»), реж. Оливия Уайлд, США, 2019


Важнейший для истории кино жанр «школьники в Калифорнии идут на вечеринку» в прошлом году пополнился очередным большим достижением. Никто не скрывает, что «Образование» — женский вариант «СуперПерцев», шедевра подросткового кино с Джоной Хиллом и Майклом Серой. Но такая постановка вопроса только заставляет удивиться, почему подобного фильма про девушек до сих пор не было. Дебютантка в режиссуре Оливия Уайлд (актриса, известная зрителям «Доктора Хауса» и фильмов категории B) расставляет паузы в нужных местах и помогает раскрыться органике артисток Кейтлин Дивер и Бини Фельдштейн; фамильное сходство последней с Хиллом оказывается кстати.

«Фаусто» («Fausto»), реж. Андреа Буссманн, Канада, 2018


В этом списке много малобюджетных фильмов, но «Фаусто» сделан совсем уж из ничего: Андреа Буссманн сняла его от безделья, отправившись вместе с мужем Николасом Передой (уже состоявшейся звездой режиссуры) в его мексиканскую командировку. В основе фильма этнографическое исследование прибрежного посёлка в южном штате Оахака, но за нехитрым бытом местных жителей и экспатов из США и Европы Буссманн видит классические архетипы. Так полудокументальный фильм, снятый между делом на курорте, превращается в переложение «Фауста» Гёте, а Буссманн оказывается из тех режиссёров, у которых интересно следить за самим способом их мышления.

«Мальчик русский», реж. Александр Золотухин, Россия, 2018


Из учеников Александра Сокурова в Нальчике Александр Золотухин оказался, похоже, самым внимательным: его эстетика ближе всех к работам самого Сокурова, а дебютный фильм недополучил внимания, особенно за пределами России. Возможно, это закономерно, ведь «Мальчик русский» — попытка национального кино, история о народном характере. Темой дебюта Золотухин выбрал Первую мировую, в которую Россия ввязалась непонятно зачем и которую предпочитает не вспоминать, а героем стал деревенский юноша, ослепший в один из первых дней на фронте в газовой атаке. Пунктирный сюжет о статисте мировой истории разворачивается в метафизическую повесть в толстовском духе. Морали, впрочем, не будет.

«Овдовевшая ведьма» («Bei fang yi pian cang mang»), реж. Цай Чэньцзе, Китай, 2017


На кинофестивале в Роттердаме, главном в мире по дебютам, три последних года подряд побеждают китайские режиссёры. Эта серия началась с «Овдовевшей ведьмы» Цая Чэньцзе — мало на что похожего фильма о женщине, которой фатально не везёт на мужей. После того как очередной её супруг погибает (из-за взрыва на фабрике фейерверков), героиня остаётся ни с чем и решает зарабатывать на жизнь шарлатанством. Ни в какой из моментов «Овдовевшей ведьмы» невозможно предположить, что произойдёт в следующей сцене; более того, нельзя даже приблизительно угадать, как фильм будет выглядеть спустя пару кадров — приёмы медленного арт-кино сменяются глянцевыми рекламными съёмками без предупреждения. Угрюмый мир нищей провинции максимально далёк от гармонии: в этой жизни смешное всегда находится рядом с ужасным, красивое — рядом с безобразным, хотя последнее всё-таки преобладает.

«Атлантика» («Atlantiques»), реж. Мати Диоп, Франция, 2009


Мати Диоп долго шла к полнометражному дебюту: она снималась как актриса в сериалах и кино, включая «35 стопок рома» Клер Дени, и поставила несколько короткометражек. «Атлантика» — расширенная версия одной из них, история о несчастной любви сенегальской девушки и её возлюбленного, вынужденного отправиться на заработки в Европу. Диоп работает с фольклорными и романтическими ситуациями — здесь есть не только честные бедняки и злокозненные богачи, но даже призраки, — и пропускает их через рефлексию о несправедливом устройстве современного мира.

«Медленная машина» («Slow Machine»), реж. Джо Денардо и Пол Фелтен, США, 2020

В герметичном триллере независимого режиссёрского дуэта из Нью-Йорка происходит много событий, но не всегда их просто увязать друг с другом. Неудачливая актриса знакомится с агентом спецслужб, присоединяется к секте, становится свидетельницей преступления… Но общий смысл «Медленной машины» выводится не из причин и следствий, которые за этими происшествиями не углядеть. Здесь нужно применять фрейдовский принцип толкования сновидений, и тогда окажется, что это не история о тревожных событиях, а описание мира в состоянии перманентной тревоги.

«Мир полон тайн» («The World is Full of Secrets»), реж. Грэм Свон, США, 2018

Ещё один герой нью-йоркского андеграунда — Грэм Свон, независимый продюсер бескомпромиссных фильмов с копеечным бюджетом, недавно дебютировавший в режиссуре с бескомпромиссным фильмом с копеечным бюджетом. Несколько девушек собрались летним вечером поесть пиццы и поболтать о всяком; закадровый голос из будущего обещает сюжет хоррора или триллера, но он так и останется ожиданием, повиснет в ленивом знойном воздухе. Основное же содержание фильма — разговоры и монологи, показанные на длинных, статичных крупных планах; именно через речь героини удаётся прикоснуться к трансгрессивному.

«Метаморфоза птиц» («A Metamorfose dos Pássaros»), реж. Катарина Вашконселуш, Португалия, 2020

Роман в письмах, дневник, мемуары: португалка Катарина Вашконселуш выстраивает свой полнометражный дебют из документов (вымышленных или подлинных), интимных текстов, которые не всегда принято даже признавать литературой. Повествование в форме эссе рассказывает о семье лирической героини, она же автор: о дедушке, ходившем по морям, и бабушке, которая ревновала мужа к океану. Архивная лихорадка и внимание к частным историям — одна из примет культуры XXI века. Но в том, как Вашконселуш работает со своей полудокументальной фактурой, есть какая-то радость открытия — будто никто до неё этого не делал, даже будто со своими родственниками она знакомится заново, превратив их в персонажей фильма.

Читайте также
Подборки Обзор (к)инопрессы #34
Мы продолжаем следить за повесткой дня в иностранной прессе. Виктор Непша собрал самые интересные новости. Кинокритики вспоминают Брюса Бейлли — главного пред...
Подборки (Кино)расписание: 7 фильмов, которые нужно слушать
Саундтрек — важная составляющая фильма. Его отсутствие, в свою очередь, тоже может быть отдельным приёмом, как, например, в начале ленты «Клуб “Завтрак”». Арт...
Подборки Это какой-то сюр: первое свидание с чешским кино
Тем, кому не хватает «сюра» окружающей действительности, предлагаем отправиться в путешествие по фантасмагориям чешского кинематографа. Рина Аникерг выбрала в...
Подборки Обзор (к)инопрессы #33
Пока время настоящее не радует нас большим количеством хороших новостей, иностранная пресса всё чаще обращается к прошлому. Виктор Непша собрал в&nb...
Подборки (Кино)расписание: 7 американских вздорных комедий про любовь на каждый день
Самое сложное, наверно, в режиме самоизоляции — строить планы и придерживаться расписания. Но Алексей Васильев составил для вас расписание, которому следовать...
Подборки Якутские хорроры: легко полюбить, невозможно забыть
Пока синефилы изучают каталог фильмов платформы Sakha Movie, где собраны представители всех направлений якутского кино, мы выбрали пятёрку хорроров, с которых...
Также рекомендуем
В прокат выходит «Мой год в Нью-Йорке». Это фильм о том, как юная ассистентка, работающая в литерату...
На Amazon Prime вышел фильм «Бескрайняя ночь», очень не хочется, чтобы вы пропустили эту удивительную рет...
Один из самых ярких дебютов последних лет сняла Роуз Гласс. Её фильм «Спасительница» обеспечил британке место ...
До нашего зрителя наконец-то добрался сериал «Великая» с Эль Фаннинг и Николасом Холтом в главных ролях. Абсурдистская, ...
Рецензии
Над пропастью не ржи: премьера фильма «Мой год в Нью-Йорке»
В прокат выходит «Мой год в Нью-Йорке». Это фильм о том, как юная ас...
Рецензии
«Бескрайняя ночь»: ночь радио и (не)близкие контакты третьей степени
На Amazon Prime вышел фильм «Бескрайняя ночь», очень не хочется, чтобы вы...
Рецензии
«Спасительница» святая Мод: божественная трагедия
Один из самых ярких дебютов последних лет сняла Роуз Гласс. Её фильм «Спа...
Рецензии
«Великая» красота, но не более: чем разочаровывает сериал с Эль Фаннинг
До нашего зрителя наконец-то добрался сериал «Великая» с Эль Фаннинг и Николасом Хо...

Последние новости

Новости Канны-2022: появились отзывы на «Три тысячи лет желаний» Джорджа Миллера
Картину называют противоположностью «Безумного Макса: Дорога ярости».
Новости Марк Руффало и Тони Коллетт сыграют в новом фильме Пон Джун-хо
В касте экранизации «Микки-7» уже заявлен Роберт Паттинсон.
Новости Режиссёр фильма «Я, робот» снимет хоррор про доппельгангера
Съёмки пройдут с использованием уникальной виртуальной технологии.
Новости Энтони Хопкинс погрузится в психоанализ и сыграет Зигмунда Фрейда
Фильм расскажет о вымышленной встрече австрийца с писателем К. С. Льюисом.
Подборки Главные экранизации Стивена Кинга: от худшей к лучшей
В этом списке вы точно найдёте себе фильм на вечер.
Новости Тильда Суинтон пробуждает Идриса Эльбу в промо «Трёх тысяч лет желаний»
Премьера фильма состоится на Каннском кинофестивале.
Новости Даг Лайман экранизирует нон-фикшн «Восстань и убей первым»
В ней рассказано о борьбе «Моссада» с египетской ракетной программой.
Новости Сериал про Годзиллу снимет режиссёр супергероики «Ванда/Вижн»
По сюжету кайдзю и другие здоровяки сравняют Сан-Франциско с землёй.