Фестиваль «Артдокфест-2022»: какие важные фильмы мы хотели посмотреть

Кадр из фильма «Остров»
Кадр из фильма «Остров»

В этом году международный фестиваль документального кино «Артдокфест» в России можно будет увидеть только в Москве: с 31 марта по 7 апреля. Победители были объявлены ещё в Риге. В Латвии фестиваль проходил с 3 по 8 марта. В Москве будет показана большая часть конкурсных картин, фильмы из программ «Среда», «История в историях», «После союза», «Psycho.doc», «ParaDocs», «Кино будущего», а также пройдут специальные показы. Максим Ершов выбирает 7 наиболее интересных фильмов из насыщенного конкурса «Артдокфеста».

«Остров», реж. Светлана Родина, Лоран Ступ, 2021

На острове в Каспийском море расположена маленькая русская деревня. Относится она к Республике Дагестан. Во времена СССР здесь находился успешный рыболовецкий колхоз. Население острова за последние 30 лет сократилось с 3 000 до 50-60 человек. В современной России о деревне благополучно забыли: на острове нет ни электричества, ни больницы, ни администрации. Но жизнь на этом не заканчивается, в семьях рождаются дети. Маленькая школа продолжает функционировать. На еду и минимальные удобства местные зарабатывают ловлей осетров. Нелегальной — лицензии на рыбалку ни у кого нет.

«На проклятом острове нет календаря, ребятня и взрослые пропадают зря…» Супружеская пара и дуэт режиссёров Светлана Родина и Лоран Ступ снимали фильм в течение трёх лет. Премьера картины состоялась в 2021-м на фестивале Visions du Réel, а в этом году на «Артдокфесте» она удостоилась гран-при. Это очень трогательная и человечная история о людях, которые, несмотря на сложные условия жизни, продолжают верить в будущее и перемены. Ведь совсем без веры нельзя. Трудно за этой деревней не увидеть метафоры России в целом, особенно провинциальной её части, изолированной от информации, технологий и других людей. Об этом же говорят и создатели фильма.

«Начальник отряда», реж. Никита Ефимов, 2021

Кадр из фильма «Начальника отряда»
Кадр из фильма «Начальника отряда»

Режиссёр Никита Ефимов отправляется в исправительную колонию № 6, чтобы снять фильм о пенитенциарном учреждении. В качестве героя глава тюрьмы (а не режиссёр!) выбирает образцового молодого и обаятельного начальника отряда. Он не даёт автору снимать заключённых и их ежедневную рутину, уверяя, что все подобные действия нужно мучительно долго согласовывать с руководством. Сам начальник отряда уверен, что в исправительной колонии снимать нечего.

Никита Ефимов — выпускник филологического факультета Псковского государственного университета и Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. «Начальник отряда» — его третий фильм, впервые молодой режиссёр участвует в конкурсе «Артдокфеста». Снята картина была всего за четыре дня. Фактически режиссёр признаётся, что ему не удалось сделать фильм о тюрьме, но у него выходит кино о кино. Мы и раньше знали, что документальная комедия существует, но не могли себе и представить, что она может разворачиваться в таком учреждении. Принимая навязанные начальником отряда правила игры, заключённые активно участвуют в съёмках: один читает искренний рэп, другой под запись приходит просить об УДО, третий освобождается из места лишения свободы. Удивительно, что, когда правда не может быть показана, а постановка бросается в глаза, в зазоре между ними всё равно видна реальность, пусть и под необычным углом. Схожего эффекта добивался Виталий Манский в картине «В лучах солнца» о Северной Корее.

«Бабий край», реж. Елена Жигаева, 2021

Кадр из фильма «Бабий край»
Кадр из фильма «Бабий край»

Старинный город Солигалич находится в Костромской области, неподалёку от границы с Вологодской областью. Это настоящий застывший во времени и пространстве музей под открытым небом, таких в России даже слишком много. В Солигаличе до сих пор нет газового отопления, дома местных жителей отапливают печи. В сапого-катальном цехе на месте бывшего храма женщины вручную производят валенки. Кажется, что только они знают этот процесс. Сменится поколение — валенки здесь делать перестанут.

Елена Жигаева за «Бабий край» удостоилась на «Артдокфесте» приза за режиссуру. И завораживает здесь не столько процесс изготовления валенок, сколько многофигурный образ русской женщины, сильной и самостоятельной. Главные героини картины живут в нищете, но и не думают унывать. На тоску и жалость к себе просто нет времени. Почти у каждой из них за плечами трагическая история, а на руках дети, за которыми больше некому ухаживать. В Солигаличе мужчины уезжают на заработки в крупные города, а их супруги в одиночку успевают трудиться, вести домашнее хозяйство и воспитывать мальчиков и девочек. В редкие перерывы между работой женщины танцуют, поют, на какое-то мгновение погружаются в мечты о принце на белом коне и тут же посмеиваются над собой, не веря ни в каких принцев.

«Кино с балкона», реж. Павел Лозинский, 2021

Кадр из фильма «Кино с балкона»
Кадр из фильма «Кино с балкона»

Режиссёр Павел Лозинский в течение двух с половиной лет с балкона своей варшавской квартиры снимал проходящих мимо него по улице людей. В помощниках у него были только микрофон и штатив для камеры. Ничего не подозревавшим прохожим автор задавал самые простые вопросы: как поживаете? кто вы и чем занимаетесь? что вы хотите рассказать? Некоторые герои появляются в кадре раз, другие возвращаются. Так, например, вышедший из тюрьмы Роберт рассказывает Лозинскому о том, как он злится после освобождения — работы нет, перспектив тоже. Режиссёр даёт герою свои вещи. Вскоре Роберт снова появляется под балконом и с гордостью сообщает, что трудится по 12 часов в сутки, но денег всё равно не хватает. Диджей Анжела только и рада покрасоваться перед камерой: она танцует, трещит без умолку и передаёт всем привет. Другие же прохожие, услышав приветствие с балкона, ускоряют шаг.

В прошлом году «Кино с балкона» победило в программе «Неделя критики» фестиваля в Локарно. Осенью 2021-го Лозинский участвовал в «Послании к человеку» с другой картиной, снятой с балкона, — «Маски и люди». В ней автору было важно зафиксировать состояние поляков во время локдауна, объявленного властями в связи с пандемией коронавируса. В новой работе режиссёр скорее исследует отношения случайного человека с камерой. «Кино с балкона» стоит особняком в конкурсе «Артдокфеста» этого года. В нём главным героем выступает не человек или группа людей, а место как персонаж. Балкон диктует режиссёру драматургию фильма. Картина рассказывает сразу несколько историй, всё это расходящиеся в разные стороны тропинки. И ни режиссёр, ни зрители не знают, куда они приведут, ведь конечная точка остаётся вне поля зрения.

«Cotton100%», реж. Михаил Бородин, 2021

Кадр из фильма «Cotton100%»
Кадр из фильма «Cotton100%»

В современном Узбекистане принудительный труд остаётся повсеместной практикой. Каждый год Мухаббат должна сдавать на хлопкозавод норму, которая никак не зависит от внешних обстоятельств. Дождь или другое ненастье — цифры неизменны. Всё потому, что хлопок Мухаббат выращивает на земле, принадлежащей государству. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, женщина-фермер сама всё солнечное время проводит в поле. Правозащитница Елена (другая героиня фильма) каждый год под чутким присмотром полиции вступает в поединок с принудительным трудом. Она пишет сотни жалоб и обращений, фиксирует нарушения и уговаривает людей отказываться от работы в унизительных условиях.

Михаил Бородин родился в Узбекистане, но переехал в Москву и сформировался как режиссёр уже в России. В этом году он уже успел выпустить два фильма: художественный и документальный. Первый — «Продукты 24» — был показан в программе Panorama Берлинского фестиваля и рассказывает историю «гольяновских рабов». «Cotton100%» (название отсылает к надписи, которую люди во всём мире видят на бирке на одежде) — не менее страшный в своей правдивости фильм. В нём нет жёстких сцен пыток физических, но не обходится без психологического насилия. А у главной героини Мухаббат, в отличие от тёзки из «Продуктов 24», нет никаких фантасмагорических снов, куда можно сбежать от суровой реальности.

«Куда мы едем?», реж. Руслан Федотов, 2021

Кадр из фильма «Куда мы едем?»
Кадр из фильма «Куда мы едем?»

Фильм представляет собой один год из жизни московского метрополитена. Камера Руслана Федотова следит одновременно за толпой, единым фронтом движущейся в одном направлении, и за отдельными людьми. В новогоднюю ночь мужчины в красных шапках приплясывают по дороге к эскалатору, нетрезвый Дед Мороз ввязывается в оживлённую беседу с девушкой о Достоевском, а гармонисты отмечают праздник на лавке одной из станций. Репертуар представлений в метро богатый. В день ВДВ пьяные десантники, не говорящие по-английски, пытаются донести свои мысли о родине и врагах до удачно попавшихся под руку двух американских сержантов из охраны консульства. Заплаканная женщина долго просит о чём-то знаменитую «Птичницу» на «Площади Революции», в ритуал вмешиваются китайские туристы. А вот братание представителей разных народов по случаю общей для всех победы Хабиба Нурмагомедова. То там, то тут неслучайно появляются люди в форме, а рядом — задержанные.

В прошлом году картина белорусского автора Руслана Федотова участвовала в конкурсе фестиваля IDFA и получила там приз за лучший дебют и операторскую работу. Режиссёр признаётся, что идея фильма родилась у него давно. Документальную картину о метро он хотел снять ещё в родном Минске, но удалось реализовать замысел только в Москве. «Куда мы едем?», конечно же, фильм не о транспортной системе, а о жителях столицы. Начинается он с того, как толпа на одной из станций спальных районов Москвы спускается в подземелье, зрители следуют за ней. Федотов признаётся, что хотел провести эксперимент: можно ли, спустившись в метро и не поднимаясь на улицу целый год, отразить ту жизнь, что происходит наверху. Двусмысленное и красивое название фильму дал диалог двух не очень трезвых мужчин. Один никак не может добиться от едва стоящего на ногах товарища чёткого ответа на вопрос: «Куда мы едем?»

«Ипподром», реж. Владимир Логинов, 2021

Кадр из фильма «Ипподром»
Кадр из фильма «Ипподром»

Расположенному в центре Таллина ипподрому почти 100 лет. Всё, что сегодня осталось от него, — одинокая конюшня. Раньше же здесь кипела жизнь: это место было не только центром развлечений, где можно было сделать ставку, сюда приходили джентльмены в котелках с прекрасными дамами под руку. Ипподром даже в советскую эпоху был примером времяпрепровождения по американскому или европейскому образцу. Сегодня здесь собираются ностальгирующие по ушедшей эпохе любители конного спорта и проклинают настоящее. Тут же тренируют лучших шведских скаковых лошадей, проходят свадебные фотосессии и необычные вечеринки. В ближайшее время на месте ипподрома городские власти обещают построить современный офисный комплекс.

Владимир Логинов не зря выбирает изысканное контрастное чёрно-белое изображение. «Ипподром» — ода притягательному историческому месту, в котором время законсервировалось, это возможность оказаться в прошлом. Логинова интересует пёстрое коммьюнити, состоящее в основном из пожилых мужчин. Остаётся только гадать, что с ними будет, когда не станет ипподрома. Их субкультура и история привязаны к этому месту, без него их не представить, да и разговоры о славных деньках тридцатилетней (если не больше) давности потеряют всякий смысл.

Читайте также
Премьеры апреля: что смотреть в кино
Токсичные отношения, физрук Юра Борисов, современные подростки, аниме
Лучшие экранизации аниме (часть 1): пришельцы, боги и щепотка бессмертия
Сергей Сергиенко собрал самые удачные примеры переноса сюжетов аниме на большие экр...
Книги и фильмы по ним, которые помогают (и читаются/смотрятся за два дня)
Мы предлагаем добавить в своё рабочее, книжное и кинематографическое расписание нес...
Эротические триллеры: подборка без «Основного инстинкта» и «Щепки»
Анна Молчанова подготовила подборку небанальных вариаций на тему союза желания и ст...
Фильмы про сделку с дьяволом
И о том, что таких сделок надо избегать
Также рекомендуем
«Фестиваль затрагивает нерв сегодняшнего дня — общество, конфликты политические, беженцы, боязнь ксенофобии. Страх ...
В Ханты-Мансийске завершился 16-й международный фестиваль кинодебютов «Дух огня» – камерный, но чрезвычайно приятный смо...
В США открылся «Санденс» — главный фестиваль независимого американского кино. Во многом благод...
Кинокритики выбрали лучшие фильмы
«Фестиваль затрагивает нерв сегодняшнего дня — общество, конфликты политические, беженцы, боязнь ксенофобии. Страх перед „другим“, мне кажется, ключевая ...
«Дух огня»: итоги и Эхо фестиваля
В Ханты-Мансийске завершился 16-й международный фестиваль кинодебютов «Дух огня» – камерный, но чрезвычайно приятный смотр непроходных фестивальных событий по...
20 самых ожидаемых фильмов «Санденса-2020»
В США открылся «Санденс» — главный фестиваль независимого американского кино. Во многом благодаря ему в своё время зажглись звё...

Последние новости

У Райли Кио будет главная роль в сериале «Под мостом» от Hulu
В основе сюжета — реальная история вокруг убийства девочки.
Джон Уотерс включил «Петера фон Канта» в список лучших фильмов 2022 года
Нашлось место и для Квентина Дюпьё с Лукой Гуаданьино. 
Disney+ выпустит третий сезон «Мандалорца» в марте 2023 года
Действие развернётся после событий «Книги Бобы Фетта».
Леа Сейду пытается наладить жизнь в трейлере драмы Мии Хансен-Лёв
В фильме «Одним прекрасным утром» также сыграли Мельвиль Пупо и Паскаль Греггори.
Звезда «Фантомаса» и «Трёх мушкетёров» Милен Демонжо умерла в возрасте 87 лет
Её последним проектом стала комедия «Дом престарелых» с Жераром Депардье.
В списке лучших фильмов по версии Sight & Sound впервые лидировала женская работа
Картина Шанталь Аккерман «Жанна Дильман» обошла «Головокружение» и «Гражданина Кейн...