Фильмы про то, как любимое дело спасает

сядь за руль моей машины
Кадр из фильма «Сядь за руль моей машины»/Экспонента

Каждый хоть раз в жизни испытывал чувство, когда сил больше нет ни на что и всё, чего хочется, — упасть лицом в подушку и проспать пару лет без последствий. Опустошают не только постоянный стресс или драмы, но и невыносимая рутина, из которой по разным причинам невозможно вырваться в один момент. Часто от полной отключки спасает любимое дело, хобби или просто какая-то камерная, но важная для человека лично задача — Мария Ремига вспомнила три фильма как раз об этом.

«Сядь за руль моей машины» (Doraibu mai ka), реж. Рюсукэ Хамагути, 2021

сядь за руль моей машины
Экспонента

Трёхчасовая вольная экранизация скромного по размеру рассказа Харуки Мураками, которая принесла тихому японскому гению призы Каннского кинофестиваля и «Оскар».

Главный герой, театральный режиссёр Юсукэ (Хидэтоси Нисидзима, играл в «Куклах» Китано), умеренно счастливо живёт в браке с талантливой сценаристкой Ото (Рэйка Кирисима, которая уже заходила на территорию Мураками). Та наговаривает свои произведения после секса с мужем и вообще производит впечатление богини. Однажды Юсукэ возвращается домой раньше обещанного и застаёт Ото с любовником. Они его, впрочем, не замечают, поэтому мужчина успевает бесшумно ретироваться. Намечается серьёзный разговор с супругой, но состояться ему не суждено: Ото неожиданно умирает от кровоизлияния в мозг. Через два года Юсукэ уедет в Хиросиму ставить «Дядю Ваню», где познакомится с девушкой по имени Мисаки (Токо Миура). Она будет аккуратно возить его на репетиции, а он постепенно расскажет, как дошёл до жизни такой.

Юсукэ и Мисаки на первый взгляд кажутся героями из мира какого-нибудь Майкла Манна: люди, в которых самое главное и интересное — их профессиональные навыки. Они так надёжно заперты в клетки своего призвания, что кажется, что за их пределами ничего больше нет. Однако чем сильнее Хамагути толкает (точнее, деликатно подталкивает) их друг к другу, тем яснее становится, что ремесло в данном случае определяет не только бытие, но и сознание. Это способ коммуникации и спасения от горя — у каждого оно своё. Юсукэ и Мисаки находят некое духовное единение не только потому, что у обоих в анамнезе есть потеря, их точка схода намного глубже, многограннее: оба отдали себя любимому делу, оно не осталось в долгу — помогло выстоять в тяжёлый период и вывело туда, где черпать силы можно уже не только внутри себя.


«Ангел за моим столом» (An Angel at My Table ), реж. Джейн Кэмпион, 1990

ангел за моим столом
Фото взято с сайта filmlinc.org

Третий полнометражный фильм Джейн Кэмпион, вышедший перед прославившим её на весь мир «Пианино». Это была неплохая «разминка»: лента получила ряд престижных премий, включая Особый приз жюри Венецианского кинофестиваля.

Дженет Фрейм (её играют несколько актрис в разных возрастах, но в самом важном временном отрезке — Керри Фокс) растёт в многодетной семье, обладает неконвенциональной внешностью и, как следствие, весьма скромным характером. Ещё она пишет стихи исключительной силы, поэтому уже в колледже начинает публиковаться. Правда, старт блестящей карьеры всё время откладывается: депрессия и нервные срывы доводят девушку до психиатрической больницы, где ей ставят страшный диагноз — шизофрения. Впрочем, сдаваться Дженет не собирается.

В случае с творческими профессиями ментальные расстройства часто принято романтизировать, а то и вовсе отдавать им определяющую роль в становлении личности художника(цы). Кэмпион идёт от обратного, показывая, насколько депрессия, тревожность и прочие малоприятные изгибы психики могут тормозить талантливого человека на пути к признанию. Дар Дженет пробивается сквозь асфальт трагических обстоятельств, сквозь все помехи чувствительного сознания и неизменно ведёт девушку на свет. Что бы ни происходило, она остаётся в первую очередь писательницей — то есть собой.


«Релаксер» (Relaxer), реж. Джоэль Потрикус, 2018

релаксер
Oscilloscope Laboratories

Самый странный, если не сказать дикий фильм в списке: последняя на данный момент полнометражная работа режиссёра Джоэля Потрикуса, специализирующегося на историях про неудачников, у которых явно не все дома. В его предыдущих картинах герои поджигали дома, промышляли мелким мошенничеством и вызвали дьявола. В общем, интересно время проводили.

В «Релаксере» развлечения попроще: главный герой по имени Эбби (Джошуа Бёрдж, постоянный актёр Потрикуса) ставит себе задачу пройти 256-й уровень игры Pac-Man, хотя это и считается невозможным. Ради высокой цели он готов не отлипать от дивана сутками, поэтому ему приходится организовывать сложную систему поддержки жизнедеятельности своего бренного тела. Попутно выясняется, что таким образом Эбби хочет доказать себе и окружающим, что способен довести хотя бы одно дело до конца. На дворе — канун 2000 года, и весь мир убеждён в том, что не за горами апокалипсис из-за массового сбоя компьютеров.

«Релаксер» довольно смешно фантазирует на тему «Проблемы 2000 года», предлагая нам увидеть, во что превратилась бы планета, если бы масштабный баг всё-таки случился, — правда, наблюдаем мы последствия только из окна Эбби, поскольку даже конец цивилизации не причина отрываться от видеоигры. Для главного героя этот странный челлендж — не только борьба с собственными комплексами. Как покажет сюжет дальше, таким причудливым (и не вполне полезным для здоровья, отметим) способом он пытается пережить личные травмы. И ему это в некотором роде удаётся, кроме того, он обнаруживает, что есть вещи и поважнее бесконечной валидации в глазах окружающих. Самое смешное, что безудержное залипание в Pac-Man практически спасло Эбби жизнь: пока за пределами квартиры разгорались костры уличных беспорядков, он продавливал диван в относительной безопасности.

Читайте также
Подборки Американская готика в сериалах: чудовища, убийства, семейные тайны
Опустошённость мира и человеческие страдания, пронизанные магическим реализмом сюже...
Подборки И швец, и жнец: 7 актёров, попробовавших себя в режиссуре
Говорят, что каждый кинокритик втайне мечтает стать сценаристом, а каждый актёр — р...
Подборки Главные экранизации Стивена Кинга: от худшей к лучшей
В этом списке вы точно найдёте себе фильм на вечер.
Подборки Каннский кинофестиваль — 2022: гид по программе
От первого за восемь лет фильма Дэвида Кроненберга и до эротического триллера Пак Ч...
Подборки Самые обсуждаемые турецкие сериалы в библиотеке KION
На эти проекты стоит обратить внимание.
Подборки 5 вдохновляющих фильмов: инопланетяне, искусство, пацифизм, футбол
Возможно, подзабытые или просто не известные картины, которые вдохновляют и историе...
Также рекомендуем
Юлия Салихова вспоминает, как номинантка на «Оскар» добивалась признания и с какими трудностями столкнулась на пути к ус...
Токсичные отношения, физрук Юра Борисов, современные подростки, аниме
КИНОТВАлексей Васильев возвращается к дрим-кастам и историям, тоскующим по большому экрану. В этот раз, как пазл, собира...
1 марта начинается 71-й международный Берлинский кинофестиваль, который впервые пройдёт онлайн. К счастью, формат смотра...
Статьи
Кирстен Данст 40: путь от «Интервью с вампиром» до «Власти пса» и комедийный талант
Юлия Салихова вспоминает, как номинантка на «Оскар» добивалась признания и с какими трудностями столкнулась на пути к успеху
Подборки
Премьеры апреля: что смотреть в кино
Токсичные отношения, физрук Юра Борисов, современные подростки, аниме
Спецпроект
Экранизируй это: «Дом с синей комнатой» Рику Онды (2005)
КИНОТВАлексей Васильев возвращается к дрим-кастам и историям, тоскующим по большому...
Подборки
12 самых ожидаемых фильмов Берлинского кинофестиваля — 2021
1 марта начинается 71-й международный Берлинский кинофестиваль, который впервые про...

Последние новости

Новости Кристиан Бэйл готов вернуться к роли Бэтмена — но только под режиссурой Кристофера Нолана
«Если бы он захотел рассказать ещё одну историю вместе со мной, я бы согласился».
Новости Channel 4 выпустит документальный сериал о Кевине Спейси
Рабочее название проекта — «Разоблачённый Спейси».
Новости Уилл Смит и Зендея стали лауреатами премии BET Awards
«Королю Ричарду» тоже досталось.
Новости Алек Болдуин возьмёт интервью у Вуди Аллена
Актёр проведёт его в прямом эфире Instagram*.
Спецпроект Гении кинокостюма: Адриан Адольф Гринберг, или просто Адриан
Новый проект КИНОТВ с историком кино и писательницей Анной Баштовой!