It’s The Most Horrible Time Of The Year: 7 рождественских хорроров, после которых вы спрячетесь под ёлкой

Новый год и Рождество, с одной стороны, пора чудес — снежные ковры расстилаются по улицам, комнаты завешиваются гирляндами и заставляются ёлками, а в последние дни месяца все как один живут в приятном предвкушении праздника. С другой — за ширмой торжества скрывается настоящий кошмар: страх одиночества, нежелательные встречи с родственниками, непрекращающийся холод и депрессивные замёрзшие пейзажи за окном. Хоррормейкеры как никто другой чувствуют эти комплексы и фобии — в своих фильмах они показывают мрачную и пугающую изнанку финальных дней года. Влад Шуравин рассказывает о семи ужастиках, которые заменят вам «Один дома» с «Иронией судьбы» и заставят по-новому взглянуть на праздники.


«Крампус», реж. Майкл Догерти

Кадр из фильм «Крампус»

Ужасной семье — ужасный праздник: если уж родственники, собравшиеся в канун Рождества, только и делают, что безостановочно ссорятся друг с другом, то почему бы на их голову по велению кармы не свалиться кровожадному монстру? Остроумный хоррор Майкла Догерти превращает рогатого и клыкастого Крампуса, персонажа из английской мифологии и мрачного спутника святого Николая, в эдакого антипода Санты, у которого вместо подарков — с десяток орудий убийства (от ёлочных шариков до инфернальных игрушек), а вместо списка плохих и хороших детей — слепая жажда крови.

«Крампус» стоит смотреть не только как альтернативу набившим оскомину рождественским фильмам, а ещё и из, скажем так, профилактических соображений. Догерти, конечно, не моралист, но от праздничных нравоучений не отказывается — его кино, вопреки мрачному вайбу, идейно всё же больше напоминает жуткую сказку, нежели обычный студийный слэшер. Крампус выходит на тропу войны, и с каждым новым его убийством становится понятно, что главный секрет борьбы с чудовищем — крепкие семейные узы. Объединившись, можно если не победить жуткого гостя из преисподней, так хотя бы продлить себе жизнь на несколько мгновений. Депрессивно, но по-своему честно.

Для жуткого семейного просмотра.


«Ты лучше смотри в оба», реж. Льюис Джексон

Кадр из фильма «Ты лучше смотри в оба»
Кадр из фильма «Ты лучше смотри в оба»

Мальчишка по имени Гарри, в канун Рождества спрятавшийся у ёлки, чтобы подкараулить Санту, видит, как его мать занимается сексом с мужчиной в костюме бородатого лапландского старичка. Проходят годы, и травмированный ребёнок вырастает в невротичного взрослого, который работает на фабрике игрушек. В свободные часы он ведёт дневник, куда записывает всех плохих и хороших детей, а ближе к празднику Гарри перевоплощается в Клауса, набирает себе орудия убийств и отправляется вершить правосудие.

«Ты лучше смотри в оба» начинается как малобюджетный эксплотейшен об убийце-Санте, но ближе к финалу резко выруливает в сторону экзистенциальной трагедии о лишнем человеке. Это, без преувеличений, культовое кино умудряется балансировать на грани между диким новогодним угаром и депрессивной рефлексией на тему обратной стороны Рождества. Пустынные праздничные улочки, покрытые гирляндами и снеговиками, сводят с ума; разодетые в костюмы Санты и эльфы выглядят как персонажи шизофазического сна — ни в одном хорроре праздник не был настолько инфернальным и печальным одновременно.

Для депрессивных снежных вечеров.


«Гремлины», реж. Джо Данте

Кадр из фильма «Гремлины»
Кадр из фильма «Гремлины»

Если кого-то и стоит благодарить за традицию антирождественского кино, так это «Гремлинов» Джо Данте. Маленькие ушастые монстрики, которые обрушиваются на провинциальный городок, появляются не просто так: осточертелый праздник, превратившийся из настоящего чуда в унылую обязаловку, отчаянно нуждается во встряске, и омерзительные чудовища-балагуры сделают всё, чтобы Рождество никогда не стало прежним.

Правда, ненавидят праздник в «Гремлинах» не только антагонисты: нелюбовью к нему пропитана и юная Кейт, чей отец несколько лет назад, по злой иронии, застрял в трубе камина прямо в канун торжества, пытаясь закосплеить Санту. Когда злодеи начинают рушить приторные рождественские декорации, испытываешь не разочарование, а какое-то необъяснимое облегчение — Данте лёгким движением руки уничтожает весь голливудский пафос, превращая сказочный заснеженный городок в полигон для военных действий, где ёлки не горят, а сгорают, а гирляндами вполне могут задушить.

Рождество у Данте — оно как милый Могвай: перестань за ним следить, и главный праздник года превратится в жуткую стихию, уничтожающую всё на своём пути. Если честно, более подходящую иллюстрацию за несколько десятков лет так и не создали.

Для тех, кто на Новый год любит ностальгировать.


«Анна и апокалипсис», реж. Джо МакПайл

Кадр из фильма «Анна и апокалипсис»
Кадр из фильма «Анна и апокалипсис»

Как сделать из мюзикла, чуть ли не самого праздничного жанра на свете, кровавую катастрофу? Всё просто: стоит добавить в него зомби. «Анна и апокалипсис» — ещё одно рождественское кино об отцах и детях в ёлочно-гирляндовых декорациях, вот только теперь в это рабочее уравнение ненароком встраивается старое доброе ультранасилие. На маленький городок прямо посреди каникул нападают ходячие мертвецы, так что теперь подростки, разлучённые с родителями, должны будут преодолеть опасный путь через гору кровожадных трупов.

Песни и танцы здесь неразлучно соседствуют с парадом расплескавшейся крови: рождественское чудо не свалится на голову просто так — ради него придётся буквально замарать руки. На улочках британского маленького городка снега не водится, а пышные костюмы из бродвейских шоу сменяются неудобными сезонными куртками, и всё-таки в этом цирке с мертвецами куда больше пресловутой искренности и рождественского духа, чем в большинстве новых мюзиклов. Песни здесь становятся такой же важной сюжетной частью, как и, в общем-то, мертвецы — подростки, не способные поделиться своими мыслями и страхами напрямую, выражают внутренние ужасы через бесхитростные соло-партии. Кого-кого, а тинейджеров из «Анны и апокалипсиса» музыка действительно связала.

Для терапевтического просмотра (и любителей необычных мюзиклов).


«Я поймал дьявола», реж. Джош Лобо

Кадр из фильма «Я поймал дьявола»

Мэтт и его жена Карен хотят сделать сюрприз брату Стиву и приехать к нему в гости без предупреждения. Для этого они выбирают идеальное время (канун Рождества), руководствуются идеальными причинам (герои не виделись долго и, кажется, не увидятся ещё столько же), но попадают в абсолютно неидеальные обстоятельства: выяснится, что Стив запер у себя в подвале, как он сам утверждает, настоящего дьявола. Теперь незваным родственникам нужно будет решить, на чьей они стороне: безумного брата, который убеждён, что поймал исчадье ада, или его пленника.

Как и в «Крампусе», сюжет «Я поймал дьявола» во многом дидактичен: семья — превыше всего, доверие — гарант долгой и счастливой жизни, а монстры только и ждут, когда нерадивые родственники вновь затеют глупые споры. Хотя этот герметичный триллер, мастерски разыгранный в четырёх стенах, очаровывает не столько размышлениями, сколько уникальной праздничной атмосферностью: неоновый свет от гирлянд и завывающий вихрь за окнами загородного домика придают этой истории какой-то зловещей ламповости. В «Я поймал дьявола» хочется окунуться, прощупать каждый уголок комнат и раскрыть все жуткие секреты хижины Стива — не обитель Маккалистеров, конечно, но тоже очень примечательное место.

Для тех, кто ненавидит проводить каникулы с родственниками.


«3615 — код Деда Мороза», реж. Рене Манзор

Кадр из фильма «3615 — код Деда Мороза»
Кадр из фильма «3615 — код Деда Мороза»

Богатый парнишка Томас превратил особняк родителей в полигон для игр: по всему дому у него расставлены ловушки, разбросано оружие и спрятаны камеры. Решив использовать детскую шалость во благо, он собирается выследить Санта-Клауса, который, без сомнений, наведается вечером в его дом. В это же время на имиджборде криповый мужчина, выдающий себя за лапландского старичка, узнаёт нужный адрес и уже готовит Томасу кошмарный подарок на Рождество.

«3615 — код Деда Мороза» — это суровая жанровая вариация «Один дома», где привилегированный французский мальчик, косплея Рэмбо, пытается убить маньяка в костюме Санты. Обороняется и отбивается он всем, что попадётся под руку: дротиками, самодельными гранатами, игрушечными пистолетами и даже любимым псом. Как бы дико это ни звучало, в истории противоборства сумасшедшего инфантила, наведавшегося в дом парнишки, и юного богача прослеживается острый социальный конфликт двух европейских классов. Ирония иронией, а гнев, с которым мальчишка рубит и расстреливает незваного гостя, пугает не меньше, чем жуткий рождественский гость.

Тем, кто устал смотреть «Один дома».


«Санта на продажу», реж. Ялмари Хеландер

Кадр из фильма «Санта на продажу»

Из Франции отправляемся прямиком в Финляндию, где знакомые новогодние декорации изменены до неузнаваемости. Рождество — серая данность, а не событие: незаконно отстрелять парочку оленей или следить за домашним хозяйством оказывается важнее, чем нарядить ёлку и накрыть стол. Наткнувшись на таинственного костлявого старика, заледеневшего в снегах, местные охотники обрекают себя на незавидную гибель за несколько недель до праздника.

«Санта на продажу» — милая европейская экзотика, кино для отчаявшихся путешественников, которые на Новый год жуть как хотят оказаться где-то в другом месте (но по понятным причинам не могут). Фильм Ялмари Хеландера, ловко переосмысляющий скандинавскую мифологию и превращающий встречу с Клаусом из мечты детства в кошмар всей жизни, может, и незатейливый, но ужасно обаятельный. Эльфы, Санта, браконьеры, мёртвые олени и безжалостный монстр, который заткнёт за пояс Майкла Майерса и Джейсона Вурхиза, — такое путешествие запомнится надолго, пускай и произойдёт оно перед экраном ноутбуков или телевизоров.

Для путешественников, обречённых проводить каникулы дома.

Читайте также
Подборки Саундтреки-2021: разбираем год по нотам
Артём Макарский рассказывает, в каких фильмах года музыка проявила себя лучше всего...
Подборки Ромкомы на все случаи жизни: для тех, кто устал от «Реальной любви»
Когда душа просит романтики, но каждый кадр «Реальной любви» и «Красотки» выучен наизусть,...
Подборки Все будут танцевать вокруг: вечеринки в кино
Соня Бессонова составила материл про танцы до утра.  
Подборки Я обернулся подсмотреть: 5 американских ремейков азиатских фильмов
Тимур Алиев собрал 5 занимательных ремейков, в которых голливудские режиссёры ориен...
Подборки Киану Ривз после «Матрицы»: роли актёра
В каких ролях появлялся актёр после истории о том, как люди восстали против системы...
Также рекомендуем
В прокате картина Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона. Имена режиссёров давно известны любителям неординарных и мало...
Наталья Серебрякова разбирается в кинематографической истории экзорцизма
Ефим Гугнин вспоминает «Сайлент Хилл», «Варкрафт» и другие значимые фильмы.
В прокате «Пила: Спираль» — новая часть культовой серии ужасов. Начиналось всё с Джеймса Вана: в 2003 году вместе со сво...
Рецензии
Фильм «Грань времени»: есть только трип между прошлым и будущим
В прокате картина Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона. Имена режиссёров давно и...
Статьи
Изыди: экскурс в историю фильмов об экзорцизме и одержимости
Наталья Серебрякова разбирается в кинематографической истории экзорцизма
Подборки
Экранизации видеоигр, за которые (почти) не стыдно
Ефим Гугнин вспоминает «Сайлент Хилл», «Варкрафт» и другие значимые фильмы.
Рецензии
Нашла «Пила» на камень: «Спираль» — новая часть культовой франшизы, torture porn, пытки и травмы 
В прокате «Пила: Спираль» — новая часть культовой серии ужасов. Начиналось всё с Дж...