Каннский кинофестиваль — 2021: полный гид

6 июля стартует 74-й Каннский кинофестиваль — одно из главных кинособытий года. Из-за формальной отмены прошлогоднего смотра зрительские ожидания были завышены: все надеялись, что генеральный директор кинофестиваля Тьерри Фремо будет играть мускулами и докажет, что Канны до сих пор остаются важнейшим смотром планеты и колыбелью отличного кино. Благо Канны ответили более чем достойно: на бумаге нас, кажется, ждёт одна из лучших программ последних десяти лет, которая сулит всем — и добравшейся до Лазурного берега прессе, и тем, кто следит за фестивалем из дома, — большой праздник кино.

Алихан Исрапилов изучил программу кинофестиваля и выбрал из неё самые интересные премьеры: от трёх российских фильмов и одного европейского (но с русским следом!) до амбициозных дебютов и новых проектов важнейших режиссёров планеты.

Наши в Каннах

«Петровы в гриппе», реж. Кирилл Серебренников

Основной конкурс

«Петровы в гриппе и вокруг него» — литературная сенсация и один из главных романов прошлого десятилетия, это гоголевская фантасмагория о почти обычной екатеринбургской семье, заболевшей гриппом в канун Нового года. Несмотря на то, что одна из причин успеха бестселлера — лихорадочный слог Алексея Сальникова, назвать роман некинематографичным, зажатым словесной формой, язык ни за что не повернётся. Другое дело — от Кирилла Серебренникова, как и от любого большого постановщика, берущегося за современную классику, мы ждём не просто качественную экранизацию, а яркую визуальную адаптацию, не говоря уже про авторское прочтение первоисточника.

«Разжимая кулаки», реж. Кира Коваленко

«Особый взгляд»

Фото: кадр из фильма «Разжимая кулаки»/Нон-Стоп Продакшн

Кира Коваленко, одна из учениц мастерской Александра Сокурова, дебютировала в большом кино пять лет назад драмой «Софичка». За это время изменилось многое: большинство её сокурсников успело набрать проектов на несколько лет вперёд, кто-то уже отправился покорять Голливуд. Эта затяжная пауза между первым и вторым фильмами Коваленко сильно повышает ставки и вынуждает верить, что нас ждёт не только амбициозный, но и уникальный проект. «Разжимая кулаки» — это история переехавшей в маленький шахтёрский городок североосетинской семьи, строгого отца, двух братьев и готовой бросить семью ради лучшей жизни и вожделенной свободы дочери Ады. Лаконичный трейлер обещает что-то среднее между «Кулаками в кармане» Марко Беллоккьо, «Розеттой» братьев Дарденн и «Теснотой» Кантемира Балагова. Впрочем, лучшую рекламу фильму пока что сделали не промоматериалы, а комплимент всё того же Балагова, который назвал «Разжимая кулаки» лучшим фильмом десятилетия.

«Дело», реж. Алексей Герман — младший

«Особый взгляд»

Фото: кадр из фильма «Дело»/Метрафильмс

Из-за пандемии коронавируса весной прошлого года Алексею Герману — младшему пришлось остановить съёмки амбициозного военного блокбасКатера «Воздух» про подвиги женщин-лётчиц во время Великой Отечественной войны. Режиссёр решил воспользоваться паузой и достал из стола написанный несколько лет назад сценарий, чтобы снять отвечающую пандемийным стандартам герметичную и разыгранную на несколько актёров драму «Дело». Это злободневная и вполне реалистичная история о борьбе маленького человека и власти в эпоху социальных сетей: университетский профессор Давид пишет в фейсбуке пост с критикой местной администрации — обиженная власть в ответ шьёт герою дело и отправляет его под домашний арест. Близится суд, но ни повышенное внимание СМИ, ни постоянная слежка не сломят Давида — он не только отказывается извиняться, но и надеется дать бой Голиафу. Учитывая комичный синопсис и говорящее имя героя, «Дело» вполне может оказаться едкой сатирой на увеличение количества нелепых политических дел в нашей стране. С другой стороны — Герман-младший вполне мог уйти в неироничную, пост-«Левиафановскую» драму о заведомо проигранной войне с властью.

«Купе номер шесть», реж. Юхо Куосманен

Основной конкурс

Финского режиссёра Юхо Куосманен спокойно можно назвать любимчиком Канн: он уже побеждал в конкурсе студенческих работ, а его дебютный фильм — меланхоличная чёрно-белая спортивная комедия «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» — получил главный приз секции «Особый взгляд». Этот титулованный финн попал в категорию «наших» неспроста: сопродюсерами «Купе номер шесть» выступили Сергей Сельянов и Наталья Дрозд, а в написании сценария участие приняла Любовь Мульменко. «Купе номер шесть» — история молодой девушки из Финляндии, которая решила сбежать от московского возлюбленного: она покупает билет на поезд до Мурманска и встречает в купе грубоватого шахтёра с лицом Юры Борисова. Вынужденное соседство заставит обоих героев пересмотреть взгляды на жизнь и признать, что они на самом-то деле удивительно похожи.

Главные премьеры

«Память» («Memoria»), реж. Апитчатпон Вирасетакул

Основной конкурс

Фото: кадр из фильма «Память»/Piano

Англоязычный дебют известного международного постановщика всегда кажется рискованной авантюрой. Однако в случае Апитчатпона Вирасетакула, мастера медленного кино и созерцания тайских джунглей, это, как ни странно, не вызывает опасений. Впервые за 11 лет постановщик возвращается в основной конкурс Каннского кинофестиваля со снятой в тропических лесах Амазонки драмой «Память». Тильда Суинтон играет женщину по имени Джессика, которая приезжает в столицу Венесуэлы Боготу к больной сестре. Там она знакомится с археологом Аньес, изучающей найденные человеческие останки, а ещё не может уснуть из-за постоянных громких звуков, источник которых она отчаянно пытается найти. Собственно, не так важна завязка фильма и сюжетные подробности, главное — бессонница героини размоет границу между реальностью и сном. Как раз на этой территории мастерски работает Вирасетакул.

«Бенедетта» («Benedette»), реж. Пол Верховен

Основной конкурс

«Бенедетту» Пола Верховена должны были показать ещё два года назад, на всё том же Каннском кинофестивале, но сначала фильм отложили на год из-за операции режиссёра на бедре, позже — из-за пандемии. Верховен не изменяет себе — зрителя снова ждёт эротическая провокация и переосмысление образа Средневековья: в монастыре раздираемой чумой Тосканы молодая монахиня Бенедетта мучается из-за религиозных видений — на помощь ей приходит сестра Бартоломеа, отношения с которой быстро приобретают запрещённый церковью сексуальный характер. Примечательно, что Герард Сутеман, давний соавтор Верховена и один из сценаристов «Бенедетты», попросил снять его имя с титров, потому что он остался разочарован фильмом, который слишком зациклен на сексуальности. А ведь это, между прочим, говорит сценарист «Турецких сладостей» и «Четвёртого мужчины»! Страшно представить, что нас тогда ждёт.

«Аннетт» («Annette»), реж. Леос Каракс

Основной конкурс

Первый за девять лет фильм Леоса Каракса, живого классика французского кинематографа, который в 2012 году привозил в Канны выдающуюся экзистенциальную притчу «Корпорация “Святые Моторы”», но остался без заслуженных призов. На бумаге «Аннетт» — с виду не экспериментальное, более доступное и зрительское кино, а точнее, первый в фильмографии постановщика мюзикл с голливудскими звёздами и братьями Sparks, отвечающими за музыку. Провокатор и стендап-комик Генри встречает Энн, всемирно известную оперную диву с уникальным сопрано. Их здоровые и любящие отношения обожают фанаты и СМИ, но всё меняется, когда у пары рождается первенец, дочь Аннетт — загадочный ребёнок с удивительной судьбой и невероятным даром. Впрочем, даже такой, казалось бы, далёкий от прошлых работ фильм вполне отвечает излюбленной караксовской теме любви, вызывающей лишь страдания и муки.

«Французский вестник. Приложение к газете “Либерти. Канзас ивнинг сан”» («The French Dispatch»), реж. Уэс Андерсон

Основной конкурс

Ещё один пролежавший год на полке ради заветной премьеры на Лазурном берегу фильм в подборке — «Французский вестник. Приложение к газете “Либерти. Канзас ивнинг сан”» Уэса Андерсона. Постановщик ласково называет его «любовным посланием журналистике» в целом, а в частности — своему любимому изданию New Yorker, избранные сюжеты которого как раз и перекочевали на большой экран. Главный редактор издания в исполнении Билла Мюррея перед выпуском последнего номера вспоминает три главных материала: про арт-дилера и арестованного художника, студенческие акции 1968-го и похищение сына комиссара полиции. Снова звёздный капустник из любимых актёров постановщика, симметрия, игра с размером кадра, стилизация и мягкие пастельные тона — словом, всё как мы любим.

«История моей жены» («The Story of My Wife»), реж. Ильдико Эньеди

Основной конкурс

Обладательница «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля за драму «О теле и душе» Ильдико Эньеди привезла в Канны один из самых длинных фильмов смотра — 170-минутную экранизацию своего любимого в подростковом возрасте романа «История моей жены» венгерского писателя Милана Фюшта. Это мемуары морского капитана Якоба, который вспоминает, как заключил рискованное пари и пообещал жениться на первой вошедшей в кафе женщине. Тогда он встретил красавицу Лиззи и добился её руки, но их брак оказался настолько несчастным, что теперь он подозревает её в измене. Более 30 лет назад первый фильм Эньеди «Мой ХХ век» был удостоен в Каннах «Золотой камеры» за лучший дебют, поэтому нет сомнений, что для постановщицы возвращение на Лазурный берег будет особенным.

«Остров Бергмана» («Bergman Island»), реж. Миа Хансен-Лёв

Основной конкурс

Пара американских кинематографистов приезжает летом на шведский остров Форё, на котором когда-то жил и работал великий драматург и режиссёр Ингмар Бергман. Цель паломничества для каждого — вдохновиться и написать собственный сценарий, но длительное пребывание на острове не только ухудшает отношения героев, но и размывает для них границу между реальностью и вымыслом. Учитывая тот факт, что муж Миа Хансен-Лёв — режиссёр Оливье Ассайас, «Остров Бергмана» кажется интимной провокацией, заставляющей гадать, насколько автобиографичен сюжет, хотя и без подробностей личной жизни постановщицы фильм был и остаётся одной из самых ожидаемых фестивальных премьер последних лет.

Молодые таланты и известные режиссёры

«Титан» («Titane»), реж. Джулия Дюкорно

Основной конкурс

Пять лет назад Джулия Дюкорно шокировала каннскую публику дебютным фильмом «Сырое» — кровавым хоррором о том, что из добродушных веганов получаются самые ненасытные каннибалы. Интересно, чем удивит попавший в основной конкурс «Титан», который, судя по трейлеру, делает ставку на кричащий визуал и клипмейкерские приёмы. Мальчик с головой, зажатой в конструкции, напоминающей ловушку «Пилы», сообщает работникам аэропорта, что он — Адриан Легран, тот самый ребёнок, бесследно пропавший десять лет назад. Венсан, давно потерявший надежду отец, безумно рад воссоединению, но замечает, что после возвращения сына в их районе начались жестокие убийства. Возможный претендент на гордое звание самого противоречивого фильма основного конкурса.

«После Янга» («After Yang»), реж. Когонада

«Особый взгляд»

Фото: взято из Instagram-аккаунта актёра Клифтона Коллинза — младшего

После «Колумбуса», нежной мелодрамы об архитектуре, видеоэссеист Когонада внезапно ушёл в научную фантастику. «После Янга» расскажет о недалёком будущем, где люди пользуются услугами человекоподобных роботов-нянек. Когда Янг, запрограммированный на обучение культурному наследию андроид, впадает в цифровую кому, Джейк и его дочь бросают все силы, чтобы починить ставшего членом семьи робота. Кроме того, в это время Джейк понимает, что жизнь проходит мимо него, поэтому пытается любой ценой наладить связь с отстранённой женой и отдалившейся от него дочерью. Лаконичный синопсис вполне может обернуться сай-фай-версией «Мёртвых» Джеймса Джойса — такой бьющей под дых историей об осознании того, что для членов семьи умирающий робот намного важнее и живее настоящего героя.

«Колено Ахеда» («Ha'berech»), реж. Надав Лапид

Основной конкурс

Фото: кадр из фильма «Колено Ахеда»/Festival de Cannes

Как и Ильдико Эньеди, Надав Лапид подходит к смотру в статусе недавнего лауреата «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. Оттого победа любого из них будет приятным шоком для фанатов и вторым шагом на пути к редкой в мировом кинематографе коллекции из главным призов трёх главных кинофестивалей мира. Подробностей о «Колене Ахеда» не так много — зато известно, что после космополитских «Синонимов» Лапид возвращается на родину. Йи, 45-летний режиссёр из Израиля, едет в деревню, чтобы презентовать один из своих старых фильмов. Там он встречает женщину по имени Яхалом и остро переживает из-за смерти матери и своей страны, теряющей драгоценную свободу. Нетрудно догадаться, что это предельно личное кино для Лапида, рассуждающего, что особенно важно, учитывая недавний обмен боеголовками Израиля и Палестины, о политике и судьбе своей страны.

«Красная ракета» («Red Rocket»), реж. Шон Бэйкер

Основной конкурс

Фото: кадр из фильма «Красная ракета»/A24 (сверху); Шон Бэйкер на съёмках фильма «Проект "Флорида"»/A24 (снизу)

Шон Бэйкер, певец маргинализированных слоёв американского общества, привозил в Двухнедельник режиссёров свой прошлый фильм — блистательную историю взросления «Проект “Флорида”». «Красная ракета» возвращает Бэйкера во взрослый, но всё такой же яркий и трагичный мир: 39-летний порноактёр Микки достигает дна в Лос-Анджелесе и из-за этого возвращается в родной техасский городок. Там, правда, ему никто не рад — ни бывшая жена, ни теща, ни старые друзья. Когда Микки выпрашивает у них второй шанс, а дела у дисфункциональной семейки идут вверх, герой влюбляется в продавщицу пончиков и возвращается к старым пагубным привычкам. В главной роли — звезда первых частей «Очень страшного кино» Саймон Рекс, который до актёрской карьеры как раз подрабатывал в порно.

«Сядь за руль моей машины» («Drive My Car»), реж. Рюсукэ Хамагути

Основной конкурс

Невероятный год проводит японский режиссёр Рюсукэ Хамагути, автор обласканной синефилами пятичасовой драмы «Счастливый час». В марте этого года он получил Гран-при Берлинского кинофестиваля за чудесный триптих «Случайность и догадка», а теперь готовится покорить Канны трёхчасовой драмой «Сядь за руль моей машины», основанной на одноимённом рассказе Харуки Мураками. Из-за обострившейся глаукомы известный театральный постановщик Кафуку нанимает водителем неразговорчивую девушку Мисаки, чтобы та возила его по Токио. Во время частых поездок мужчина начинает делиться с девушкой историями о повторяющихся изменах его недавно пропавшей жены, в том числе рассказывает, что даже подружился с её последним любовником, а ещё признаётся, что так и не сумел понять её мотивы. Мисаки пытается помочь Кафуку раскрыть секрет, мучающий его последние несколько лет. Пропадающие герои, попытка понять женскую психологию и гигантский хронометраж — кажется, нас ждёт попурри из лучших элементов творчества Хамагути.

Возможные хиты

«Великая свобода» («Great Freedom»), реж. Себастьян Майзе

«Особый взгляд»

Фото: официальный постер фильма «Великая свобода»

В послевоенной Германии Ганса раз за разом арестовывают за то, что он гомосексуал, — так его желание жить свободно и не стесняться того, кем он является, растаптывает система. Единственные устойчивые отношения он заводит с сокамерником Виктором — отвращение к осуждённому за убийство зэку быстро перерастает в подобие любви. В памяти сразу всплывает великая короткометражка Жана Жене «Песнь любви» об освобождающей любви заключённых и зависти надзирателя, но «Великая свобода» — кино вполне самостоятельное. Более того, первые зрители утверждают, что здесь Франц Роговски сыграл лучшую роль в карьере, а сама «Великая свобода» — это без вариантов главный фаворит на получение квир-пальмы.

«Разделение» («La Fracture»), реж. Катрин Корсини

Основной конкурс

Фото: кадр из фильма «Разделение»/Le Pacte

Раф и Жюли должны были расстаться, но судьба занесла их в отделение неотложной помощи в ночь, когда в Париже проходит очередная акция «жёлтых жилетов». Далёкие от политики и жизни обычных работяг героини знакомятся с ранеными демонстрантами, проникаются идеями их борьбы. Тем временем напряжение на улицах нарастает настолько, что администрация решает забаррикадировать двери больницы. Долгая ночь заставит героинь не только отказаться от устаревших предрассудков, но и пересмотреть свои увядающие отношения. Пресса тепло приняла последние фильмы Катрин Корсини, поэтому хочется верить, что «Разделение» попало в основной конкурс не по квоте на французское кино, а за удачную смесь важной социальщины и интимной мелодрамы.

«Худший человек на свете» («Verdens Verste Menneske»), реж. Йоаким Триер

Основной конкурс

Фото: кадр из фильма «Худший человек на свете»/Oslo Pictures

Джули вот-вот исполнится тридцать, а её жизнь — сплошной экзистенциальный кризис: таланты забыты, амбиций не осталось, ещё и бойфренд, автор графических романов Аксель, бесит своим успехом и предлагает остепениться. Героине нужна срочная перезагрузка — она находит возможность начать всё с чистого листа, когда без приглашения приходит на вписку и встречает молодого парня по имени Эйвинд. Джули бросает Акселя и начинает отношения с Эйвиндом, но быстро понимает, что причина её постоянных душевных терзаний не в окружении, а в проблемном прошлом. Йоаким Триер уже снимал кино об экзистенциальном кризисе («Осло, 31-го августа»), травмах прошлого, которые эхом отзываются в настоящем («Громче, чем бомбы»), и нетипичных героинях («Тельма»), поэтому «Худший человек на свете» выглядит как его сборник best of. Права на ошибку в таких случаях нет.

«Легенда о королевском крабе» («Re Granchio»), реж. Алессио Риго Де Риджи и Маттео Зоппис

Двухнедельник режиссёров

Фото: кадр из фильма «Легенда о королевском крабе»/Promoting Italian Contemporary Cinema Worldwide

Италоамериканцы Алессио Риго Де Риджи и Маттео Зоппис начали свой путь в кино в качестве документалистов, одержимых устной историей провинциальной Италии, фольклором и исчезающими традициями крестьян. «Легенда о королевском крабе», их первый художественный фильм, как раз основан на старой байке: в конце XIX века обычного пьянчугу, убившего на эмоциях возлюбленную, в качестве наказания отправляют на самые дальние острова — на аргентинский архипелаг Огненная Земля. Ему предстоит отыскать редкое сокровище, чтобы получить прощение и вернуться на родину.

Ещё несколько интересных премьер

  • «Париж, 13-й округ» («Les Olympiades»), реж. Жак Одиар — обладатель «Золотой пальмовой ветви» Жак Одиар внезапно экранизировал сборник графических новелл «Страх и смерть» Эдриана Томинэ. Селин Сьямма в соавторах этой социальной мелодрамы о любви трёх девушек и одного парня в современном Париже.
  • «Вихрь» («Vortex»), реж. Гаспар Ноэ — новая «Любовь» от француза: вдохновлённая творчеством Жана Эсташа история последних дней пожилой пары, страдающей деменцией. Вместе синопсиса — цитата: «Жизнь — это короткая вечеринка, которую скоро забудут». В главной роли — мастер джалло Дарио Ардженто.
  • «Франция» («France»), реж. Брюно Дюмон — метафоричная история о журналистке с красивым именем Франс, которой не повезло сбить пешехода и прославиться на всю страну. Новый фильм философа-провокатора, который в последние годы ушёл в комедию и мюзиклы.
  • «Нитрам» («Nitram»), реж. Джастин Курзель — психологический триллер про рекордный по количеству жертв в Австралии теракт в Порт-Артуре 1996 года со смелой попыткой понять одиночество и гнев стрелка, убившего 35 человек.
  • «Герой» («Ghahreman»), реж. Асгар Фархади — бытовой триллер иранца про вышедшего на два дня из тюрьмы Рахима. Он пытается уговорить кредиторов отозвать судебную жалобу из-за просроченного платежа, но всё идёт наперекосяк. Долгожданное возвращение Фархади на родину.
  • «Сувенир: часть 2» («The Souvenir: Part II»), реж. Джоанна Хогг — сиквел обласканной прессой автобиографической драмы: Джулия осмысляет трагично закончившиеся отношения и параллельно пытается снять дебютный фильм, скрещивая истории из прошлого и свои фантазии.
  • «The Velvet Underground», реж. Тодд Хейнс — смонтированный из архивных кадров, редких выступлений, интервью и записей Энди Уорхола док про важнейшую музыкальную группу конца 60-х — начала 70-х.
  • «Всё прошло хорошо» («Tout s'est bien passé»), реж. Франсуа Озон — драма про моральную дилемму: переживший сердечный приступ, но наполовину парализованный отец просит любящую дочь прекратить его страдания и незаметно его убить.
  • «Найти Анну Франк» («Where Is Anne Frank»), реж. Ари Фольман — воображаемая подруга Анны Франк, Китти из дневника, попадает в наше время. В современной Европе она пытается отыскать Анну, но со временем узнаёт её трагичную судьбу и знакомится с наследием, которое оставила после себя Анна.
  • «Интрегальде» («Întregalde»), реж. Раду Мунтян — румынское роуд-муви про волонтёров, которые застряли в трансильванской деревне и теперь вынуждены провести ночь с криповым стариком.
  • «Клара Сола» («Clara Sola»), реж. Натали Альварез Месен — амбициозный дебют про 40-летнюю женщину, которая всю жизнь прожила в строгой религиозной общине, но после сексуального и мистического пробуждения пытается освободить себя.


Читайте также
Подборки Обзор (к)инопрессы #54: «Турецкие наслаждения», «Фарго», кино на службе революции 
Марлон Брандо отстаивает интересы американских индейцев, братья Коэн обожают похищения, Хелена Бонем Картер и Джиллиан Андерсон обсуждают колл...
Подборки Лучшие сериалы июня: гид Татьяны Алёшичевой
В традиционной ежемесячной подборке Татьяна Алёшичева рассказывает о самых любопытных сериалах месяца: грязные тайны маленького городка, Юэн МакГрегор...
Подборки Обзор (к)инопрессы #53: «Шрек» навсегда, 10 лет «Меланхолии», «Подземная дорога», Лозница и Снайдер 
Еженедельный дайджест интересных материалов из иностранной прессы о кино от Виктора Непши. В этом выпуске: почувствуйте себя старыми и отпразднуйте...
Подборки Обзор (к)инопрессы #52: «Спираль», «История рыцаря», Тейлор Свифт, примирительный секс, «Властелин колец»
В регулярном дайджесте Виктор Непша делится занимательными материалами из зарубежной (к)инопрессы. В этом выпуске: Майя Хоук и Маргарет Куэлли беседуют о Тейл...
Также рекомендуем
Компания A-ONE Films выпустила в российский прокат картину «Молочные зубы» — фильм Шеннон Мёрфи о необыкн...
В День космонавтики Артём Макарский для телеканала КИНОТВ запускает новую рубрику «История одного саундтрека»...
С 12 ноября (наконец-то) в российском прокате стартует художественный фильм «Цой», несмотря на...
На российские экраны выходит «Человек-муравей и Оса» — юбилейный, двадцатый фильм вселенной Marvel, назва...
Интервью
«Молочные зубы» Шеннон Мёрфи: интервью о кино для/про подростков
Компания A-ONE Films выпустила в российский прокат картину «Молочные зубы»&nbs...
Спецпроект
История одного саундтрека: «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика 
В День космонавтики Артём Макарский для телеканала КИНОТВ запускает нову...
Рецензии
«Цой» Алексея Учителя: автобус, который идёт на восток
С 12 ноября (наконец-то) в российском прокате стартует ху...
Рецензии
Так поди же, попляши! В прокате «Человек-муравей и Оса»
На российские экраны выходит «Человек-муравей и Оса» — юбилейный, дв...