Не только «Наследие» Романа Михайлова: Лучшие фильмы фестиваля «Горький fest»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В Нижнем Новгороде завершился VII фестиваль нового российского кино «Горький fest». Триумфатором смотра стала сновидческая драма Романа Михайлова «Наследие», о которой мы уже рассказывали после премьеры на «Примере интонации». Картина удостоилась гран-при и приза за лучший актёрский ансамбль. Особенность фестиваля «Горький fest» — соседство в конкурсе полнометражных, короткометражных и документальных фильмов. Максим Ершов отмечает 7 любопытных картин из эклектичной программы.

«Всё время на свете», реж. Наталия Кончаловская (специальный диплом жюри — Денис Прытков)

«Всё время на свете», реж. Наталия Кончаловская

Ксюша (Дарья Котрелёва) и Никита (Денис Прытков) живут вместе в современной Москве. Пара встречается уже три года. Молодые люди ходят в гости, готовят ужин, спорят, чья сегодня очередь пылесосить, обсуждают проблемы с родственниками — у них вроде бы всё хорошо. Но в то же время какой-то искры нет, словно бы Ксюша с Никитой уже лет 30 в браке. Могут ли долго просуществовать подобные отношения?

«Всё время на свете» — второй полный метр Наталии Кончаловской, дочери Андрея Кончаловского, после подростковой драмы «Первый снег». Картина состоит из семи эпизодов без привязки ко времени, так что зрители даже не знают, в какой последовательности происходят события, известен только финал. «Всё время на свете» — очень концептуальное, формалистское и минималистичное кино. За исключением последней сцены в баре, всё действие сосредоточено в одной квартире, а герои погружены в бытовые заботы. Кончаловская сняла намеренно бессобытийную мелодраму, которая нарушает все законы романтического кино. Обычно в кино мы видим пики отношений: как чувство вспыхивает, как пара переживает кризис, как люди расстаются. Постановщица, наоборот, берёт средний период отношений, когда почти ничего не происходит. С другой стороны, именно из узнаваемых бытовых эпизодов состоит наша жизнь. Все семь эпизодов снимались одним дублем, так что это максимально приближенное к документальному кино, но в то же время с прекрасными актёрскими работами. Фильм вполне мог рассчитывать на высшие награды фестиваля, например на режиссёрский приз.


«Роковая клятва», реж. Анастасия Кувшинова, Арина Шевцова (лучшее музыкальное решение)

«Роковая клятва», реж. Анастасия Кувшинова, Арина Шевцова

Ещё в школе три подружки Катя (Анастасия Кувшинова), Аня (Анна Вечер) и Арина (Арина Шевцова) поклялись никогда не расставаться и скрепили обещание кровью. Через несколько лет девушки сколотили музыкальную группу под названием «3D». Написав один хит, исполнительницы становятся знаменитостями, ими интересуется продюсер Игорь (Игорь Коновалов). Аня уходит из коллектива и запускает сольную карьеру, Катя с Ариной находят любимых, но счастье впереди их не ждёт.

«Роковая клятва» — самый отвязный и хулиганский фильм фестиваля «Горький fest» этого года. Крайне трудно определить жанр картины, один из вариантов — кринж-хоррор-комедия. Как утверждают создатели, картина была сделана за пару банок пива. И фильм действительно очень напоминает то хоум-видео, то любительские ролики с YouTube: страшное актёрское переигрывание, игры с зумом, трясущаяся камера и дикие сюжетные повороты. Это истинное guilty pleasure для пресыщенных любителей авторского кинематографа. И для Кувшиновой, и для Шевцовой «Роковая клятва» стала режиссёрским дебютом. Шевцова ранее исполнила одну из главных ролей в «Кислоте» Александра Горчилина, а Кувшинова засветилась в «Кэт» Бориса Акопова. Продюсера Игоря сыграл бездомный кинорежиссёр Игорь Коновалов, о котором недавно вышел замечательный документальный фильм «Бездомный с киноаппаратом».


«Вести из Непала», реж. Михаил Балабин

Люба (Екатерина Высоцкая) работает на винном заводе, и на фоне огромных цистерн её фигурка кажется особенно маленькой. Ежедневно она приезжает к огромным воротам предприятия на троллейбусе и почему-то таскает в цех в спортивной сумке кошку. Люба хочет поскорее оказаться дома, но начальник Марк Иванович (Денис Зыков) говорит, что никак нельзя отстраняться от коллектива, а потому вечером надо посетить корпоратив.

Дебют Михаила Балабина является экранизацией опубликованного в 1991 году одноимённого рассказа Виктора Пелевина. Балабин сначала окончил лабораторию общей режиссуры Санкт-Петербургской школы нового кино, а затем и лабораторию полного метра Московской школы нового кино под руководством Дмитрия Мамулии, Марии Игнатенко и Николая Ковалькова. Параллельно с фестивалем «Горький fest» картину можно было увидеть на Voices в Вологде. «Вести из Непала» впечатляют сочетанием бытовой реалистичной драмы и сюрреалистических деталей, которые с первых же минут заставляют думать, что завод какой-то странный и что-то здесь явно не так. Пелевина невероятно трудно экранизировать, но, кажется, Балабину удалось уловить абсурдность мира рассказа.


«Бабки», реж. Любава Яровая

«Бабки», реж. Любава Яровая

Внук Боря (Кирилл Морозов) навещает любимую бабушку (Наталья Махрова) и видит, что пожилую женщину опять обманули мошенники и установили ненужный датчик пожарной безопасности. Молодой человек решает жестоко отомстить аферистам. Оказывается, надурить успели всех бабушек подъезда. Теперь старушки объединяются, вооружившись топорами, ножами и моющими средствами.

«Бабки» — самый короткий, но ёмкий фильм фестиваля. Режиссёр картины — ученица Московской школы кино Любава Яровая. С одной стороны, фильм затрагивает вполне реальную проблему обмана пенсионеров (только что на «Пилоте» на эту же тему была представлена комедия с Юрием Стояновым «Мамонты»), но решён сюжет в виде кровавого комедийного ужастика. Старушки оказываются вовсе не божьими одуванчиками и могут постоять за себя. По большому счёту, это кино одного яркого приёма, но «Бабок» хочется похвалить за смелость, которой отечественным картинам часто не хватает.


«Опытным путём», реж. Владимир Головнёв (приз зрительских симпатий и лучшая драматургия)

Документальный альманах «Опытным путём» состоит из четырёх историй. В главе «Цифровое бессмертие» программист-инженер Александр Осипович из города Кунгур Пермского края собирает робота, а благодаря искусственному интеллекту заставляет андроида говорить голосом родного дедушки. В новелле «Новая энергия» Ахшар Варзиев из североосетинского села Джимара поддерживает работу построенной им ещё в 1994 году гидроэлектростанции, которая позволяет семейству быть автономным от государства. В зарисовке «Солнцемобиль» энтузиаст из Перми Владислав Некрасов строит машину, которая едет за счёт солнечной энергии, и участвует в гонке Уральск — Алматы. В истории «Космический масштаб» Дмитрий Пашков из Рузаевки, республика Мордовия, преподаёт в летней школе, где обучает детей строить антенны, которые могут ловить сигналы из космоса.

Режиссёром альманаха «Опытным путём» стал Владимир Головнёв, автор замечательной картины про кинотеатры в небольших российских сёлах «Дальний план». Документалист признаётся, что изначально задался вопросом, кто является героем нашего времени. После чего решил отыскать энтузиастов, которые что-то мастерят не в университетах и на предприятиях, а в гаражах и собственных мастерских. «Опытным путём» — гимн современным кулибиным. Однако снята картина в традиционной манере, и каждая новелла развивается по схожей понятной схеме.


«Мать», реж. Павел Тимофеев (лучшая роль — Татьяна Владимирова)

«Мать», реж. Павел Тимофеев

Саша (Павел Майков) не так давно потерял мать (Татьяна Владимирова). Мужчина средних лет работает охранником, в свободное время заливается алкоголем и не расстраивается из-за измен жены. Однажды Саше является призрак матери, которая знает, что очень скоро умрёт соседка тётя Нюра. А значит, можно будет попытаться купить у её внука (Игорь Шаройко) дом и участок умершей родственницы по скромной цене. Но не всё так просто.

«Мать» снял Павел Тимофеев, автор короткометражных картин «Игрок», «Потанцуем» и «Чисто Питер», а также четырёх веб-сериалов из антологии «Выжившие». Фильм отличает изысканное чёрно-белое изображение, которое дополнительно подчёркивает призрачную границу между мирами живых и мёртвых. Несмотря на мистическую фактуру, картина является бытовой комедией. Даже на том свете мать переживает за материальное положение сына и даёт ему ценные инсайды.


«Без башни», реж. Алексей Кокорин (спецприз международного общества «Рыбаки и охотники» «За смелость и оригинальность»)

«Без башни», реж. Алексей Кокорин

Москва, 2053 год. Петру (Алексей Золотовицкий) не так давно сделали первую в мире пересадку головы. Теперь молодой человек содержится в специализированной клинике-пансионате, в которой ежедневно по громкоговорителю зачитывают тексты из Библии. Однажды Пётр видит очаровательную пациентку Мари (Даша Верещагина) с новыми руками и влюбляется.

«Без башни» снял студент мастерской Сергея Соловьёва режиссёрского факультета ВГИКа Алексей Кокорин. Необычная история любви в декорациях яркой антиутопии развивается под песню Монеточки* (*внесена в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента) «Падать в грязь». Абсурдные обстоятельства, ближайшее будущее и возникновение невозможной любви напоминают «Лобстера» Йоргоса Лантимоса, хотя сам постановщик говорит, что ему гораздо ближе работы Роя Андерссона. За рядом забавных эпизодов прячется небанальная мысль, что главное чувство на Земле рождается в сердце, а потому полюбить может даже человек с пересаженной головой.

Читайте также
От «Библиотекаря» до «Пищеблока»: новые российские сериалы, снятые по книгам
Последние несколько лет в российских онлайн-кинотеатрах всё чаще выходят экранизации отечественной литературы. Современные бестселлеры и романы, прошедшие про...
5 новых фильмов про роботов
В российском прокате — сразу два фильма про роботов: канадский сай-фай-триллер «Больше, чем люди» и американский фантастический ромком «(Не)идеальные роботы»....
Сериалы июня-23: гид Татьяны Алёшичевой
В июне японцы детально и скучно разбирали аварию на Фукусиме, американские критики потопили новый сериал Сэма Левинсона, а британские не стали ругать Шейна Ме...
Гид к фестивалю Voices в Вологде
С 6 по 9 июля в Вологде проходит фестиваль молодого кино Voices. В сильную программу киносмотра вошли как премьеры именитых мастеров из Канн, так и работы пок...
Во власти стихии страха: 10 фильмов о спасателях и спасённых
Всего пару десятилетий назад фильм-катастрофа был монополистом грандиозного зрелища разрушений и спасения тысяч людей на экране. Со временем этот жанр подмени...
Супермен на экране: лучшие проекты о герое в красном плаще
Подборка проектов о всеотце супергероики.
Также рекомендуем
21 декабря на экраны выходит продолжение легендарной сказки «Джуманджи». Михаил Архаров разбирается, в чё...
На российских экранах — «Офелия», странноватый спин-офф, если можно так сказать, главной шекспировской трагеди...
Телеканал Кино ТВ представляет курс лекций «Секс в кино». Вместе с кинокритиком Алисой Таёжной мы разберём постельные сц...
О чём хандрят тридцатилетние? С 1 октября в российском прокате – меланхоличная комедия Алексея Камынина «Ханд...
21 декабря на экраны выходит продолжение легендарной сказки «Джуманджи». Михаил Архаров разбирается, в чё...
На российских экранах — «Офелия», странноватый спин-офф, если можно так сказать, главной шекспировской трагеди...
Телеканал Кино ТВ представляет курс лекций «Секс в кино». Вместе с кинокритиком Алисой Таёжной мы разберём постельные сц...
О чём хандрят тридцатилетние? С 1 октября в российском прокате – меланхоличная комедия Алексея Камынина «Ханд...

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00